Станет ли настоящая война когда-нибудь похожа на Black Ops 3?

Андрей Александров (редакция)

Мы попытались разобраться, когда фантастические военные технологии, показанные в играх, появятся в настоящих армиях

События вышедшей сегодня Call of Duty: Black Ops 3 разворачиваются в 2065 году, когда солдаты вовсю используют аугментации, которые значительно расширяют их физические возможности, а рядом с ними на поле боя сражаются дистанционно управляемые беспилотники, человекоподобные роботы и гигантские шагающие танки. Но насколько вероятно, что война будущего действительно будет выглядеть таким образом? Мы взяли фантастические военные технологии, часто встречающиеся в играх, и выяснили, разрабатывается ли на настоящий момент нечто подобное.

Новая экипировка

Сегодня уже недостаточно сделать военную форму, которая будет удобной, долговечной и практичной — хорошая экипировка должна быть еще и высокотехнологичной. В состав комплекса «Ратник», на который сейчас перевооружаются российские спецподразделения, входит автоматическая система связи и обмена информацией. Она объединяет командира и бойцов подразделения в «локальную сеть», где каждый получает все нужные данные — например, если беспилотник засек группу врагов, то сведения о ней сразу же передадутся всем, кто в них нуждается.

Продвинутая система связи — не единственная особенность снаряжения нового поколения. Прицелы, позволяющие стрелять из-за угла, переносные разведывательные комплексы, засекающие технику за несколько километров — вещи, которые уже активно используются в войсках. В будущем к ним наверняка добавятся и компактные комплексы радиоэлектронной борьбы — на поле боя появляется все больше беспилотников, поэтому у бойцов должна быть возможность мешать их работе.

Активный камуфляж, бронежилет нового поколения и экзоскелет планируется включить в комплекс «Ратник 2», разработка которого займет 15-20 лет

Огромное внимание уделяется защите и маскировке. Ткань, из которой изготавливается современное снаряжение, плохо пропускает излучение в ультрафиолетовом и инфракрасном спектрах — следовательно, солдата сложнее засечь в тепловизор. Сейчас конструкторы стараются создать активный камуфляж — поначалу это будет экипировка, меняющая свою расцветку в зависимости от типа местности (например, с лесной на городскую), в дальнейшем же появятся и системы, которые делают бойца практически невидимым. Дополнением к такому камуфляжу станут «гелевые» бронежилеты — костюмы, в которых между слоями ткани находится специальный гель, затвердевающий при контакте с пулей. Они будут легче и удобнее обычных бронежилетов, при этом обеспечивая более высокий уровень защиты.

Не первый десяток лет в военных целях разрабатываются экзоскелеты — механические костюмы, делающие человека более сильным, ловким и быстрым. Солдат в таком костюме сможет преодолевать сложнейшие препятствия, поднимать тяжести и проламывать стены, использовать мощное оружие, брать с собой больший боекомплект — и при этом уставать меньше, чем обычный боец.

Одним из первых принятых на вооружение экзоскелетов может стать американский TALOS — его полномасштабные армейские испытания намечены на 2018 год

В общем, настоящая мечта любого военного, осталось лишь решить один вопрос — кто будет возить контейнер с батарейками? Экзоскелет потребляет много энергии, поэтому лучшие демонстрационные образцы подключены проводом к электросети — на поле боя такой возможности, конечно, не будет. Доступные на сегодняшний день компактные источники энергии быстро иссякают, а дорогой костюм, который через несколько часов превратится в груду бесполезного железа, никому не нужен. Если же устанавливать действительно емкие батареи, то вырастут размеры — солдата в экзоскелете станет очень легко обнаружить, да и значительная часть дополнительной «силы» уйдет на переноску тех же источников питания.

Скорее всего, первые модели военных экзоскелетов будут заточены под очень специфические задачи. Например, прямо сейчас разрабатываются костюмы для бойцов спецподразделений, которые переносят тактические щиты. Спецназ обычно проводит свои операции в считанные десятки минут, так что хватит и небольшого источника энергии. Зато боец в таком экзоскелете сможет поднять более массивный щит, сохранив возможность быстро двигаться и эффективно применять оружие.

Альтернатива экзоскелетам — полная замена некоторых частей тела человека роботизированными аналогами. Именно они дают героям Black Ops 3 ощутимое преимущество над «обычными» солдатами. В реальности конструкторы пока ставят перед собой менее амбициозные задачи — создать медицинские протезы, полноценно заменяющие потерянную руку или ногу (замена же таких органов, как глаза — и вовсе вопрос очень отдаленного будущего). Наиболее современные биотические протезы позволяют инвалидам ходить, бегать, ездить на велосипеде, манипулировать мелкими предметами и печатать на компьютере почти так же легко, как это делают обычные люди. Управляются такие устройства, считывая сигналы с нервов, ранее управлявших потерянной ногой или рукой. Ну а наиболее совершенные модели уже способны и сами передавать простые тактильные ощущения своему владельцу. Новые разработки появляются каждые несколько месяцев, так что совсем скоро мы увидим устройства, по многим характеристикам всерьез превосходящие живые руки и ноги.

Благодаря протезам, созданным по индивидуальному проекту, южноафриканский легкоатлет Оскар Писториус на равных соперничает с лучшими бегунами мира

Впрочем, распространению подобных протезов в войсках скорее всего будет мешать чисто психологическая проблема — вряд ли найдется большое количество бойцов, готовых добровольно лишиться собственных конечностей ради заменителя, который всерьез расширит их возможности. С другой стороны, даже в мирное время с солдатами регулярно происходят несчастные случаи. Использование протезов позволит вернуть их в строй, причем более сильными и ловкими, чем ранее.

Беспилотники

Беспилотные аппараты — пожалуй, лучший пример того, что кое-где будущее почти наступило. Если какие-то пятнадцать лет назад американские летающие разведчики MQ-1 Predator были предметом зависти большинства военных мира, то сегодня без дронов не проходит ни один серьезный конфликт. Операцию российских военно-космических сил в Сирии обеспечивают десятки аппаратов, которые собирают разведывательную информацию и документируют результаты бомбардировок. Во время конфликта на Донбассе и вовсе использовались самодельные аппараты — сегодня любителям под силу сделать беспилотник, способный удаляться на многие километры от точки запуска, самостоятельно ориентироваться по GPS и в реальном времени передавать на базу качественные фотографии и видео.

Сегодня тележурналисты используют беспилотники, которые буквально несколько лет назад казались мечтой для военных

Область применения беспилотных аппаратов постоянно растет — появились дальние высотные разведчики, способные проводить в воздухе более суток, ведутся разработки специализированных машин для доставки припасов и эвакуации, раненных с поля боя. Отдельная большая тема — ударные БПЛА. Пионерами здесь стали США, которые еще в 2001 году опробовали версию MQ-1 Predator с управляемыми ракетами, а затем выпустили и полностью боевые машины, вроде General Atomics Avenger. На счету американцев — сотни успешных вылетов беспилотников, которые поразили немало важных целей и даже уничтожили нескольких лидеров «Аль-Кайеды». Тем не менее, по эффективности эти машины все еще значительно уступают традиционным бомбардировщикам и ударным вертолетам.

General Atomics Avenger уже успел засветиться в одной из игр серии Call of Duty — Black Ops 2

Конструкторы сталкиваются сразу с несколькими проблемами. Начнем с того, что БПЛА пока что «подслеповаты» — камеры и сенсоры беспилотника хорошо справляются с разведывательными задачами, но вот в полноценном бою они могут не уследить за всем происходящим, уступая в этом бортстрелку того же вертолета, который использует как прицельные комплексы, так и собственные глаза.

Еще более серьезная проблема — связь. Операторы беспилотников жалуются, что когда аппарат находится на удалении тысячи километров от базы, то сигнал поступает через спутник со значительной задержкой, порой мешающей принять правильное решение. Кроме того, каналы связи еще и уязвимы — в 2008 году группа боевиков в Ираке смогла перехватить данные с MQ-1 Predator при помощи коммерческого программного обеспечения. Государству с развитой наукой вполне по силам разработать самые разные средства противодействия беспилотникам — начиная с обычных глушилок каналов связи и заканчивая спуфингом, хитрым комплексом помех, который подсовывает беспилотнику ложные координаты GPS, выводя его совершенно не туда, куда планировалось изначально.

Комплекс «Платформа-М» создан для поддержки пехоты в бою

Скорее всего, в будущем станут распространены беспилотники, действующие в интересах отдельных подразделений — они будут работать на небольшом расстоянии от командного пункта и окажутся меньше подвержены проблемам со связью. Кстати, это совсем необязательно должны быть летающие машины — сухопутные дроны во многих ситуациях ничем не хуже. В качестве примера можно привести представленную совсем недавно отечественную разработку «Платформа-М» — гусеничный мини-танк способен выполнять как задачи разведчика, так и прикрыть пехоту огнем из пулемета и гранатометов. В перспективе же мобильность дронов вырастет еще больше — сейчас испытываются модели, способные запрыгивать на высоту в десятки метров, подниматься по вертикальным стенам и пробираться в самые труднодоступные уголки. Похожую разработку, кстати, можно будет опробовать в Rainbow Six: Siege — там в начале боя спецназовцы исследуют карту с помощью компактных дронов, пытаясь найти террористов.

Роботы

Вопрос, когда на службу заступят боевые человекоподобные роботы, акутален уже не первый год. Ответ на него, возможно, знают в компании Boston Dynamics, которая считается одним из мировых лидеров в области робототехники, и при этом активно сотрудничает с американскими военными.

Интересно, что в Boston Dynamics сначала предпочли человекоподобным роботам собакоподобных — конструкция на четырех ногах более устойчива, чем на двух. Из публикуемых компанией роликов видно, как много усилий ушло на то, чтобы научить робота ходить не хуже живого существа — уверенно шагать по разным поверхностям, вплоть до льда, подниматься по лестницам и крутым склонам, не падать в случае столкновения или удара и т.п. Последние модели Boston Dynamics показывают впечатляющие результаты — например, робот Cheetah развивает скорость в 45 километров в час. Попасть в столь быстрого малыша из огнестрельного оружия будет очень сложно, что делает его отличным разведчиком и диверсантом.

Проблему с источником питания в Boston Dynamics пока решили очень простым образом — самые крупные роботы оснащены бензиновыми моторами

Другой известный робот компании — BigDog — движется со скоростью лишь 6,4 километра в час, однако несет на себе 150 килограммов груза и может пройти даже по самой сложной местности. По замыслу военных, такой робот станет отличным помощником для спецподразделений, действующих в отрыве от основных сил — им важно взять с собой как можно больше снаряжения и припасов, так что несколько грузовых «собак» могут серьезно расширить возможности отряда.

Человекоподобные роботы компании называются Petman и Atlas — это андроиды ростом со среднего мужчину, которые уже вполне неплохо ходят, переносят предметы и продолжают держаться на ногах даже при ударе огромной гирей. В бой их пускать еще нельзя, а вот в казарму вполне — если вы досмотрите до конца ролик ниже, то увидите, что команду сержанта «Упал! Отжался!» Petman выполняет ничуть не хуже любого новобранца.

Но даже когда появится робот, передвигающийся не хуже человека, то останется еще одна важная задача — научить его воевать так же, как человек. Элементы искусственного интеллекта используются в военной технике достаточно давно — например, продвинутые противовоздушные комплексы способны засекать и уничтожать самолеты врага без участия живого оператора (но, конечно, не так эффективно), а современные крылатые ракеты умеют действовать в «стае», самостоятельно находить цели в нужной точке, выбирать наиболее опасные и поражать их.

Но все это — узкоспециализированные задачи. Роботу, ведущему городской бой, каждую секунду придется решать самые разные вопросы — координировать действия с другими бойцами, обнаруживать и оценивать угрозы, обманывать врага и не вестись на его хитрости. При этом отдать его под управление человека вряд ли получится – проблемы будут примерно теми, что и у боевых беспилотников, о которых мы писали выше. Ученые пока затрудняются сказать, сколько времени уйдет на создание полноценного военного ИИ — называются сроки от нескольких лет и до нескольких десятилетий.

Буквально несколько месяцев назад группа известных исследователей во главе со Стивеном Хокингом, Элоном Маском и Стивом Возняком отправила в ООН письмо с призывом запретить использование искусственного интеллекта в военных целях. Авторы опасаются, что ИИ может попасть в руки одной из террористических организаций или просто выйти из-под контроля, после чего его действия станут совершенно непредсказуемы. Другая проблема, о которой не первый год твердят ученые, состоит в том, что появление разнообразных автоматических комплексов значительно снизит порог ответственности у политиков и военных. Одно дело, когда ты отправляешь в бой живых солдат, за гибель каждого из которых придется отвечать перед родными, и совсем другое — роботов, за которыми стоят лишь сухие строчки военного бюджета. Во втором случае соблазн воевать по любому может стать слишком опасным — но если здравый смысл победит, то к 2065 году мы будем жить не в «мире Black Ops 3», а в мире, где применение определенных видов высокотехнологичного оружия ограничено точно так же, как сейчас запрещено использовать химические боеприпасы.

Смотрите также
2500 рублей воздуха: история с запуском Black Desert
Фичер
2500 рублей воздуха: история с запуском Black Desert
О чем лгут военные игры?
Наше видео
О чем лгут военные игры?
Рожденные воевать: люди, которые сделали войну стилем жизни
Фичер
Рожденные воевать: люди, которые сделали войну стилем жизни
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться