Станет ли Twitch игровой платформой?

Александр Койнов (редакция)

Как популярный сервис посягнул на нишу PlayStation 4 и Xbox One

Сервис Twitch традиционно специализируется на видеоиграх — еще с тех пор, когда он представлял собой подраздел ресурса Justin.tv. На Twitch идут за стримами — онлайн-трансляциями, которые устраивают пользователи, играя в прямом эфире и одновременно комментируя происходящее на камеру. Понаблюдать за успехами и неудачами киберспортсменов, поглазеть, как кто-нибудь мучается с испытаниями в популярной новинке, — все это ресурс предлагает в избытке.

Но в феврале 2014 года некий энтузиаст, пожелавший сохранить анонимность, запустил на Twitch стрим по игре Pokemon Red. Особенность трансляции была в том, что героем управляли зрители, отправляя команды в чат. Внести свой вклад мог любой желающий. На то, чтобы совместными усилиями дойти до финала, аудитории потребовалось 16 дней, а на пике активности героем пытались руководить более 120 тысяч человек. В целом же трансляция собрала более 9 миллионов зрителей. У Twitch Plays Pokemon быстро появились подражатели, и на ресурсе создали отдельную категорию под названием Twitch Plays, в которой стали появляться игры «для наблюдателей».

За прошедшие два года посетители Twitch Plays Pokemon успели пройти практически все игры про покемонов, а сам канал собрал 71 миллион просмотров

В основном в этот список входят уже существующие игры, к которым чат-управление прикрутили с помощью сторонних программ. Ассортимент весьма разнообразен: от известных всем Dark Souls и Hearthstone до относительно новых ролевых инди Undertale и Dragon Fin Soup. Несколько каналов занимаются почти что медитацией: общими усилиями собирают кубик Рубика, решают судоку и сдерживают вражеские орды в Tower Defense. Есть даже пара нестандартных задумок, которые и играми-то назвать можно лишь отчасти. Так, на канале Twitchplaysclawmachine нужно двигать механической клешней, знакомой всем, кто бывал в торговых центрах, и вылавливать с помощью нее разные предметы.

Сначала кажется, что если тысячи и тем более десятки тысяч людей одновременно вбивают в чате команды, то у них уйдут часы только на то, чтобы выбраться из меню. В той же Pokemon Red так сперва и было: персонаж беспрестанно крутился на месте и лазил в инвентарь. А пройти Dark Souls участники стрима сумели только потому, что организатор изменил правила отправки приказов. Герой стал выполнять только те команды, за которые проголосовало большинство зрителей.

«Непрямое управление» лучше всего работает, если игра не предполагает сложных действий, тем более, что при трансляции зрители видят происходящее с небольшим запаздыванием. В прошлом году посетители Twitch безуспешно пытались освоить шутер Halo и двухмерный стелс-экшен Metal Gear Ghost Babel, и в результате только доказали, что оба жанра совершенно не подходят для игры толпой.

Twitch Plays Pokemon показал, как превратить зрителей из пассивных наблюдателей и комментаторов в активных участников трансляции. Пошли разговоры о том, что этот эксперимент поспособствует появлению самых настоящих эксклюзивов Twitch — игр, разработанных специально для сервиса и с расчетом на взаимодействие со зрителями. А сам Twitch благодаря таким новинкам превратится в полноценную игровую платформу.

Пробным камнем стал платформер Choice Chamber от команды Studio Bean. Деньги на него собрали с помощью Kickstarter, при этом именно Twitch поспособствовал успешному завершению кампании. Руководство сервиса перечислило авторам половину недостающей суммы и прорекламировало их в официальном блоге. В Choice Chamber задача главного героя — проходить через бесчисленные комнаты, сражаясь с врагами. Персонажем управляет организатор трансляции, а зрители придумывают для него испытания, голосуя в чате. Например, от их выбора зависит, какое оружие получит герой, какие враги ему попадутся и насколько огромным окажется очередное подземелье.

Cоздатель Choice Chamber Майкл Молинари заявил, что на запуске в июле 2015 года игра заняла в Twitch 53 место по количеству зрителей, а по активности использования чата вышла на девятое место. В популяризации Choice Chamber поучаствовал один из самых известных видеоблогеров PewDiePie — он делал трансляции по игре как в апреле, пока шла кампания на Kickstarter, так и в августе 2015 года.

Интерес к Choice Chamber воодушевил администрацию сервиса. На Game Developers Conference 2016 представители Twitch объявили, что готовы поддержать и других создателей похожих игр, а также показали три проекта, работа над которыми уже ведется. Как и Choice Chamber, эти новинки рассчитаны на организованное взаимодействие игроков. В них нет «перетягивания каната», когда сразу несколько зрителей пытаются контролировать одного и того же персонажа через чат. Стример и помощники-добровольцы берут управление на себя, а наблюдатели «заказывают музыку», выбирают декорации и направляют действие. Кроме того, все эти игры — сессионные, они не пытаются рассказывать долгие связные истории. Короткие партии по несколько минут — самый подходящий формат для интерактивных развлечений, в которых одновременно принимают участие сотни человек. Другими словами, это тот же мультиплеер, только чат тут — больше, чем средство общения.

Однако пока крупные издательства не спешат последовать примеру инди-разработчиков. Возможно, потому что не верят в долгосрочный успех интерактивных трансляций: много ли найдется желающих год подряд командовать стримерами в Choice Chamber? Куда безопаснее сделать чат-управление необязательным развлечением, как поступила, например, Square Enix в случае с Rise of the Tomb Raider для Xbox One. При запуске стрима в режиме Expedition Mode зрителям каждые несколько минут предлагают влиять на события, проголосовав за различные эффекты: от увеличения голов всех персонажей до запрета на регенерацию здоровья. Помимо этого, наблюдатели еще и получают внутриигровую валюту за то, что смотрят чужие похождения.

Главная проблема игр в Twitch — в том, что в них отлично можно играть и без Twitch. Легко представить себе Choice Chamber без «голосов из чата» — например, с генератором случайных испытаний. Поэтому о превращении Twitch из стримерской платформы в игровую можно будет говорить тогда, когда появится хотя бы одна игра, где чат-управление будет неотъемлемой и полезной частью геймплея, а не забавным, популярным, но быстро надоедающим довеском. А пока мы обречены на интерактивные рекламные кампании на запуске продукта — такие, как акция #cantkillprogress с зрительским голосованием перед анонсом Deus Ex: Mankind Divided.

Смотрите также
Будущее игр на Windows и Xbox по мнению Microsoft
Фичер
Будущее игр на Windows и Xbox по мнению Microsoft
Все, что мы знаем о PlayStation 4.5
Фичер
Все, что мы знаем о PlayStation 4.5
Туалетные монстры
Фичер
Туалетные монстры
Почему сейчас лучшее время начать играть в Hearthstone?
Фичер
Почему сейчас лучшее время начать играть в Hearthstone?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться