The Boston Major 2016 Перейти

Стелс-экшены на ПК (часть 1)

*добрый парень* (пользователь)

В этой статье я расскажу об играх жанра "стелс", выходивших на персональных компьютерах, когда этот жанр ещё был достаточно популярен.

Приветствую всех читателей. После рецензии на стелс-экшен Velvet Assassin мне захотелось вспомнить ещё несколько игр этого жанра и рассказать о них. Это статья не о титанах вроде Hitman, Tom Clancy's Splinter Cell и Thief. Здесь я расскажу об играх более низкого качества, которые могут быть неизвестны игроку, но которые тоже поддерживали жанр и даже привносили в него некоторые новшества. Почти все они предлагают игроку монотонный, скучный игровой процесс, из-за которого высидеть за ними до финальных титров становится подчас очень сложно. Но некоторые смогут увлечь игрока, если он сумеет закрыть глаза на недостатки. Кстати, большинство этих проектов посвящены Второй Мировой войне, так что, не удивляйтесь одинаковым декорациям на окрестных скриншотах. Эта тематика в своё время очень полюбилась разработчикам.

AIRBORNE TROOPS

Несмотря на то что с виду эта игра является рядовым экшеном от третьего лица, она ненавязчиво предлагает игроку проходить её скрытно, не выдавая себя. Охранники здесь либо стоят неподвижно, так что их можно обойти; либо патрулируют окрестности. Так что, их можно уничтожать без шума и пыли. Главным героем является десантник Джон Уэлш. Сюжет эксплуатирует так полюбившуюся создателям военных фильмов и игр тему «сбитого самолёта», из которого нашему герою приходится спрыгнуть, чтобы остаться в живых. Джон приземляется на территории, патрулируемой десятками немцев. В руках у него один нож. Что же нас ждёт впереди? Интересная шпионская игра, где игрок отсиживается в тени и со стуком в висках подкрадывается к охранникам? Нет! Через несколько секунд игры у Джона в руках оказывается пистолет, а вслед за ним и винтовка. Несмотря на то что игру можно проходить скрытно, делать это совсем не хочется. Во-первых, врагов на картах слишком много, и с каждым играть в прятки просто бессмысленно; во-вторых, сами враги никакой угрозы не представляют, и гораздо проще перестрелять их всех и двинуться дальше. Прятать трупы вас никто не заставит. Они исчезают быстрее чем дети из школы после окончания уроков. В третьих, уничтожать врагов скрытно можно только ножом, и смотреть двадцать раз подряд на одну и ту же унылую анимацию нет никаких сил. Поэтому миссии проходятся как в обычном экшене, и лишь в некоторых местах лучше посидеть в укрытии и подумать о том как пройти фрагмент уровня с минимальной стрельбой. И это при том что устройство уровней и расположение фрицев явно показывали что разработчики делали стелс-экшен.

Игра вышла в 2005 году для персональных компьютеров, а также для PS2. Поэтому графика в ней уже тогда навевала уныние и тоску. Серый герой, серые немцы, серые мешки с песком... Анимация тоже была ужасна. Если главный герой ещё более-менее живо двигался, то вот враги производили впечатление то ли роботов, то ли людей с невидимыми костылями под мышками. Со звуком также было всё плохо: оружие издавало какие-то шлепки и щелчки, на заднем плане постоянно звучал один и тот же повторяющийся десятисекундный эмбиент, который был призван создать впечатление боевых действий вокруг, но на деле ничего кроме раздражения не вызывал. Музыки не было. Зато, можно было пострелять из разнообразного оружия, но игру это слабо спасало. А ещё в Airborne Troops не было сейвов на миссиях. Они просто отсутствовали. Хоть раз погибли во время задания — переигрывайте с самого начала. Но хоть пройденную миссию игра засчитывала и сохраняла, и на том спасибо. В противном случае, она бы сошла за игру для приставки Dendy.

Управление тоже было странноватым. По левой кнопке мыши Джон наносил удар оружием — чтобы выстрелить, нужно было сначала прицелиться правой кнопкой мыши. К тому же, при перепрохождении, уже в русской версии, у меня почему-то отказалась работать функция «присесть», как я ни переназначал её на другие клавиши. В результате, игра стала в одном фрагменте попросту непроходимой.

P.S.: в России игра официально вышла под названием «Воздушный десант», от «Акеллы».

PILOT DOWN: BEHIND ENEMY LINES

Ещё одна игра (на этот раз — 2006 года выпуска), в которой герой покидает сбитый самолёт, приземляется на вражеской территории и начинает свою собственную войну. В этот раз мы играем за взъерошенного, небритого мужчину с вытаращенными глазами, которому разработчики (авторы сомнительного клона S.W.A.T. под названием The Regiment) дали имя Билл Фостер. Наш герой — пилот ВВС США. Это всё что мы о нём знаем. Думаю, на этом разговор о сюжете можно закончить. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что здесь есть видео-вставки, сделанные как анимированные комиксы. Это, пожалуй лучше, чем смотреть дурно собранные трёхмерные ролики с низкополигональными персонажами.

Зато, на этих самых низкополигональных персонажей вы вдоволь могли насмотреться в течении самой игры. Графика в Pilot Down была просто непотребной для своего времени (2006 год, это, на секундочку — поколение первых игр для Xbox 360, да и на ПК тогда хватало технологичных проектов). Звук и музыка тоже давали чёткое представление о бюджете проекта. Но не буду зацикливаться на недостатках, а расскажу, чем меня привлекла эта игра.

В игровой процесс обыкновенного стелс-экшена разработчики из Kuju Entertainment добавили щепотку ролевой игры. Во-первых, у героя были характеристики, которые со временем росли: здоровье, выносливость, владение оружием и т.д. Во-вторых, наш пилот мог погибнуть на морозе. Приходилось отогреваться у костров, в домах и вовремя кушать (герой носил с собой в рюкзаке продукты). Всё это было необходимо, чтобы шкала «энергии» не ушла в ноль. Это был совершенно неожиданный опыт для жанра, в котором игрок медленно и вдумчиво проходил уровни. Теперь думать надо было быстро, а так же не забывать прятать трупы. Кстати, стрелять никто не запрещал, но враги могли изрешетить главного героя за пару секунд, поэтому оружие обычно убиралось в кобуру для особого случая. Тем более, стелс в этой игре был сделан гораздо интереснее, а локации — сложнее и более продуманные. Главный герой носил на спине рюкзак, который служил инвентарём. В нём вы могли вручную разложить оружие, боеприпасы и продукты, а также выбросить ненужное.

P.S.: В России игра вышла от тандема GFI/Руссобит-М под вымученным названием «Падение ястреба: В тылу врага». Я не прошёл её до конца, оставив буквально перед последней миссией, из-за системы сохранений. А точнее — из-за её отсутствия. Уровни здесь были достаточно долгие, проходились медленно и осторожно, чекпойнтов не было. И переигрывать заново, с самого начала, вскоре надоело. Однако, несмотря на все недостатки, эту игру я мог бы осторожно порекомендовать фанатам жанра для ознакомления.

WORLD WAR II: PRISONER OF WAR

И ещё один стелс-экшен про Вторую Мировую, и — не поверите — снова (!!!) про сбитого лётчика. Позвольте представить, капитан Люьис Стоун. Молодой, подтянутый мужчина, главный герой игры «Побег» (под таким коротким названием игра вышла у нас). Пересказывать очередную историю сбитого горе-вояки, думаю, нет никакого смысла. Но в отличие от коллег из предыдущих игр, Стоуну повезло куда меньше. Он загремел в лагерь для военнопленных. Повсюду охранники с винтовками, деревянные бараки, прожектора и колючая проволока. Расклад, прямо скажем, печальный. Но гордый американский военный не впал в уныние. Ведь побеги ещё никто не отменял.

Prisoner of War — это очень и очень странная, неоднозначная игра. Номинально она является чистокровным стелс-экшеном, поэтому и была включена в мою подборку. Но примерно 70% игрового времени в ней происходит что-то похожее на квест. Дело в том что лагерь, созданный разработчиками, живёт своей жизнью, по определённому распорядку. В игре реализована смена дня и ночи. Утром заключённые выходят и становятся на перекличку, затем едят, занимаются какими-то делами. В это время можно попробовать провернуть какую-либо диверсию, но лучше дождаться темноты. После отбоя гораздо проще проникнуть куда-то незамеченным. Вот в таком темпе игра и проходится. Днём вы ходите по территории, разговариваете с другими заключёнными, выполняете для них мелкие задания, играете в мини-игры. А под покровом ночи проникаете в бараки охраны, воруете вещи, униформу, ключи. Важно успеть до утра. Задание не будет провалено, но если вы не появитесь на утренней перекличке, немцы насторожатся и будут прочёсывать территорию в поисках вас. Эта необычная находка со временем добавляет обычному стелсу массу новых эмоций. Ночь в игре длится всего несколько минут, поэтому зачастую первый раз вы просто разведываете территорию, запоминаете расположение охранников и возвращаетесь в барак, чтобы на следующую ночь быстро повторить это всё и наконец — сбежать. Впрочем, Стоуну упорно не везёт. Он сбегает, его ловят. Он снова сбегает, его снова ловят. И привозят уже в более охраняемый лагерь, откуда сбежать не так просто. В этом вся суть игры. Всё что вы делаете — ищете ключи к побегу. И проживаете несколько дней в лагере, разговариваете с заключёнными (в игре предусмотрена простенькая диалоговая система).

В целом, игра очень интересная и необычная. Но с реализацией вышел конфуз. Управление не очень удобное, графика и анимация ужасны (даже по меркам 2002 года). Вдобавок ко всему, Стоун, очевидно то ли пацифист, то ли святой, но он никаким образом не может навредить своим врагам. Он не умеет стрелять, не умеет бить, не умеет оглушать и душить немцев, оказавшись у них за спиной. Он вообще ничего не умеет. Только ползать, неловко согнувшись. И переодеваться во вражеские мундиры. Честно говоря, такой расклад несколько обескураживает, зато игра проходится действительно как стелс. У вас нет права на ошибку, потому что исправлять будет нечем. Поэтому необходимо продумывать свои действия и выжидать. А это — инь и янь любого стелс-экшена.

P.S.: Мир встретил игру довольно неплохо (её средние оценки приближались к семи баллам), а её издателем была небезызвестная студия Codemasters.

P.P.S.: Я ещё не сказал, что в этой игре тоже нельзя сохраняться? Ну, думаю, вы и сами это поняли.

THE GREAT ESCAPE

Единственная игра в подборке, которую я проходил несколько раз. И наверное, один из лучших стелс-экшенов по тематике Второй Мировой. Внешне ничего из себя не представляет: слабенькая для 2003 года графика, не лучшее управление, невыразительная озвучка. Эту игру было очень легко пропустить. Тем более, что 2003 году на персональные компьютеры пришёл революционный Tom Clancy's Splinter Cell.

Игра основана на старом одноимённом военном американском фильме со Стивом Маккуином в гланой роли, однако по ряду причин посмотреть его мне ещё не довелось.

Тем не менее, об этой игре надо знать любителю жанра. Начну с сюжета. Попробуйте угадать, с чего всё начинается! Если в ваших мыслях сейчас проносятся слова «самолёт» и «сбили», то вы на верном пути! Но сюрпризы начинаются с этого самого самолёта. Разработчики дают нам отыграть этот момент, а не просто сухо зачитывают его в брифинге или в ролике. Вы в роли человека по фамилии МакДональд отстреливаетесь из бортовых пулемётов от немецких крылатых машин, тушите пожар в корпусе, переговариваетесь с лётчиком и в итоге — выпрыгиваете из самолёта, надев парашют. И это только вступление! Без шуток, очень интересно! Только игра не всегда понятно объясняет, что именно надо нажимать, но уже настойчиво тыкает в вас таймером. На земле МакДональд (о нём вообще ничего не известно: кто он, откуда — игра рассчитывает, что вы смотрели фильм и знаете всех персонажей наизусть) быстро попадается немцам и вслед за Льюисом Стоуном из «Побега» отправляется в немецкий лагерь для военнопленных. Вы уже поняли, о чём эта игра?

Сразу отпишусь по поводу параметров игры, не связанных с игровым процессом. Графика, как я уже говорил, не блещет. Игра была сделана на движке другого творения студии Pivotal Games — серии кривых, нескладных тактических экшенов Conflict. Оттуда же, кстати, переехало и управление. Стрелять с видом от третьего лица просто невозможно: прицел не привязан к движению камеры и свободно гуляет по экрану как в старых консольных играх (The Great Escape вышел на Xbox, PS2 и персональных компьютерах). Зато с музыкой был полный порядок. Оркестровые мелодии создавали нужную атмосферу.

Главное, что отличает игру — это невиданное для средненького проекта разнообразие. Местные уровни врезаются в память надолго. Начинается всё со стандартных лагерей. Дальше — больше. Вы играете за разных персонажей. Один сбегает из тюрьмы, расположенной в крепости на вершине горы, а затем с боем пробивается через блокпосты немцев. Другой через несколько месяцев после этого проникает на небольшое немецкое укрепление и угоняет у врагов бронемашину, оснащённую пулемётом. Третий в хорошо охраняемом лагере под покровом ночи ищет в бараке охраны бумагу и чернила, чтобы один из местных умельцев сделал ему фальшивые документы. Есть уровень на движущемся поезде. Есть аэродром, с которого нужно угнать самолёт, предварительно заправив и починив его (и при этом ещё и водить с собой напарника). Есть отлично сделанная погоня в городе, когда вы убегаете от немцев, скачете по крышам, прячетесь в комнатах, баррикадируете за собой двери, которые враги тут же начинают выламывать. Отличные, запоминающиеся миссии — главный козырь The Great Escape (ну или «Великий побег», как игру назвала в России «Бука»).

Игровой процесс не отставал. Здесь и прятки с охранниками, и отвлекающие действия (можно бросать бутылки), и переодевание во вражескую униформу, и даже помощь от других заключённых (в паре мест они могли отвлечь немцев от охраны важных объектов, дабы вы могли тихо пробраться туда). Кроме того, игроку предстояло стрелять из разных видов оружия, закладывать взрывчатку, освобождать военнопленных, управлять различной техникой. Скучать в The Great Escape было некогда. К слову, сама игра была очень дружелюбна к игроку. Охранники были расставлены так, что проходить уровни было в большинстве случаев легко и просто

К сожалению, недостатков у игры тоже было достаточно. Уже упомянутые перестрелки, пришедшие из серии Conflict, были реализованы просто отвратительно — приходилось включать вид от первого лица, чтобы хоть по кому-то попасть. Локации были довольно бедны в плане деталей и дизайна. Но самое ужасное что было в The Great Escape — это чёткое разделение уровней на «тихие» и «боевые». Вместо того чтобы дать игроку возможность экспериментировать, искать обходные пути, придумывать новые тактики, разработчики подсовывали миссии, которые можно было пройти только стрельбой, причём это было неизбежно — никаких обходных путей. А на «тихих» миссиях вы наоборот — не имели права на ошибку, т.к. оружия у вас не было (подбирать его с убитых немцев герои не умели). Это начисто рушило атмосферу игры. Но всё спасало пресловутое разнообразие миссий. Не пройти игру до конца было просто нельзя. То и дело она подбрасывала игроку что-нибудь новенькое, и в скромного размера декорациях умудрялась разыгрывать интересный игровой процесс.

Кстати, чекпойнтов на миссиях по-прежнему не было. Но зато можно было сохраняться в любой момент времени (правда, количество возможных сохранений, как в Hitman — было ограничено). Уже прогресс.

P.S.: Посмотрев в Интернете скриншоты, можно было невольно подумать, что эта игра — гонки на мотоциклах. Дело в том, что на картинках и артах часто демонстрировался один из персонажей, Хильтс, в последней игровой миссии удирающий от немцев на мотоцикле.

*

*

*

Это первая часть статьи. В следующей я расскажу ещё о нескольких представителях жанра, об играх более высокого качества. Спасибо за внимание.

Смотрите также
Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина?
Фичер
Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина?
Пять нестандартных способов играть в Civilization
Фичер
Пять нестандартных способов играть в Civilization
Главные анонсы BlizzCon 2016
Фичер
Главные анонсы BlizzCon 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться