Тайны далекого космоса: феномен успеха EVE Online

Михаил Ватник (редакция)

Почему EVE Online, игра с неправильным геймплеем и ужасным интерфейсом, стала одной из самых уважаемых в своем жанре

Несколько дней назад в Рейкъявике, столице Исландии, появился новый монумент.
В этом городе полно монументов, памятников, статуй и просто странных конструкций, но этот — особенный, поскольку установлен в честь игроков EVE Online, самой известной игры, разработанной в Исландии. В основании монумента находятся плиты, на которых выгравированы имена всех подписчиков по состоянию на первое марта 2014 года. Но EVE Online интересна не только своим экзотическим происхождением. Это еще и единственная в мире игра, которая уже более десяти лет последовательно наращивает аудиторию.

Успех пришел к EVE скорее вопреки, чем благодаря. За красивыми новостями о многомесячном противостоянии альянсов и об эпических сражениях, в которых участвуют тысячи человек , скрывается игра, которая, если к ней применять стандартные для индустрии понятия «хорошо» и «плохо», вообще не имеет права на жизнь. Но в случае с EVE Online стандартные понятия не работают. Десять с лишним лет игра существует с одними и теми же проблемами, а разработчики не стремятся их исправлять — наверное, берегут дух старой школы.

Проблем между тем предостаточно. В EVE ужасный интерфейс, за навороченность и недружелюбность которого ее прозвали «Excel в космосе». В ней неоправданно высокий порог вхождения. Игра построена на элементарных правилах, но легко может несколько месяцев водить пользователя за нос, создавая у того впечатление, что он играет во что-то до безумия сложное.

В выходящем 3 июня дополнении EVE Online: Kronos игроков ждет путешествие в совершенно новые уголки вселенной

Наконец, в EVE Online очень слабый геймплей. Визитная карточка этой игры — масштабные космические сражения, в которых гибнут флоты из тысяч кораблей — для рядового пилота обычно выглядит следующим образом. Берем корабль заранее оговоренного типа с заранее оговоренными модулями. Летим в систему, которую укажет командование. Там занимаем положение в строю и стреляем по целям, полученным от командования. Иногда перемещаемся в новую точку космоса — опять же, по приказу командования.

Ни о каких красивых действиях отдельных пилотов или небольших групп игроков, «чьи героизм и инициатива переломили ход боя», речи не идет. «Идеальный солдат» в EVE Online должен всего лишь уметь выполнять несколько шаблонных команд, а также плевать на семью и работу, чтобы исправно появляться на решающих сражениях, которые обязательно начинаются в пять утра в понедельник.

Крупные сражения в EVE Online выглядят примерно так

Зрелищности в таких сражениях также нет. Воюют обычно в тактическом режиме, где корабли выглядят небольшими квадратиками: попытка приблизить камеру все равно не приведет ни к чему хорошему, потому что из-за лагов, которые сопровождают любую серьезную свалку, происходящее на экране выглядит как хаос и безумие.

Тем не менее, все это не останавливает пару сотен тысяч человек (сами разработчики называют цифру в полмиллиона аккаунтов, но здесь стоит понимать, что в EVE многие играют двумя-тремя персонажами). Зато эта пара сотен тысяч — пожалуй, самая преданная аудитория среди всех онлайн-игр. Вокруг этого ядра — аудитория из миллионов «сочувствующих»: людей, которые сами не играют, но с удовольствием читают новости и следят за событиями. Это также уникальный случай для онлайн-игр, интересуются которыми в основном только их игроки. Так что же привлекает всех этих людей?

Русские всегда занимали в EVE особое место – один раз разработчики даже посвятили им рекламный ролик

Главное, что есть в EVE и чего нет больше нигде — это дух свободы. В EVE Online царит настоящая демократия. Уже долгие годы основная движущая сила здесь — сами игроки, разработчики выступают скорее как обслуживающий персонал. В мире EVE главенствует одно простое правило: все, что не запрещено игровой механикой, разрешено. В результате вокруг игры выстроилось огромное количество практически самостоятельных проектов — от университета, работники которого безвозмездно помогают новичкам, до финансовых пирамид.

В то время как в других играх разработчики заботятся об игроках, в «Еве» они предоставлены сами себе. Мир, который игроки создали за долгие годы, невероятно жесток, и даже сильные в нем порой теряют все, что заработали за долгие месяцы и даже годы. Кто-то ломается, но большинство видит в этом невероятный вызов, который они не получат ни в какой другой онлайн-игре.

Кроме того, у всех, кто играет в EVE, очень сильно чувство причастности. Как и в реальном мире, все возможности здесь открываются лишь единицам лидеров, которые обычно платят за это своей личной жизнью. Остальные довольствуются меньшим – возможностью участвовать в событиях, которые проворачивают лидеры. После того, как новость об очередной войне в EVE напечатают CNN и «Форбс», приятно просто сказать друзьям — «а, битва при Asakai? Ну как же, участвовал. На самом деле, все было немного не так…»

Фраза «я был там» в EVE Online значит намного больше, чем в любой другой игре

Сегодня лишь единицы игроков World of Warcraft смогут вспомнить названия гильдий, прошедших «тот самый Наксрамас» в оригинальной версии игры, а ведь когда-то их считали настоящими героями. История EVE передается от старожилов к тем новичкам, кто все-таки сумел продраться через первые несколько месяцев игры. Как правило, после этого они уже не уходят — они остаются, и им рассказывают, как был построен и погиб первый в игре Титан и как выглядел Red Alliance в свои лучшие годы.

В этом и есть главный секрет EVE Online. Она дает ощущение, что вы не зря тратите свое время. Вы не просто развлекаетесь вечер за вечером, вы становитесь частью невероятной, фантастической истории и начинаете сами писать ее новые главы. Это совершенно уникальный опыт, который пока не смогла повторить ни одна другая онлайн-игра. Поэтому игроки прощают EVE Online все ее недостатки, обожая игру такой, какая она есть.

Дата выхода 6 мая 2003 г.
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
CCP
Режимы игры
Онлайн-игра
Кооператив
Мультиплеер
Модель распространения
платная цифровая доставка, розничная продажа, свободный даунлоад
Дата выхода
6 мая 2003 (PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Intel Dual Core 2.0 GHz, RAM: XP SP2 – 1 GB / Vista and newer – 2 GB, NVIDIA GeForce 8600 GTS
Рекомендуемые
Intel i7 Series X4 2.0 GHz, RAM: 4 GB, NVIDIA GeForce GTX 560
1 из картинок Открыть оригинал