Тайны далекого космоса: феномен успеха EVE Online

Михаил Ватник (редакция)

Почему EVE Online, игра с неправильным геймплеем и ужасным интерфейсом, стала одной из самых уважаемых в своем жанре

Несколько дней назад в Рейкъявике, столице Исландии, появился новый монумент. В этом городе полно монументов, памятников, статуй и просто странных конструкций, но этот — особенный, поскольку установлен в честь игроков EVE Online, самой известной игры, разработанной в Исландии. В основании монумента находятся плиты, на которых выгравированы имена всех подписчиков по состоянию на первое марта 2014 года. Но EVE Online интересна не только своим экзотическим происхождением. Это еще и единственная в мире игра, которая уже более десяти лет последовательно наращивает аудиторию.

Успех пришел к EVE скорее вопреки, чем благодаря. За красивыми новостями о многомесячном противостоянии альянсов и об эпических сражениях, в которых участвуют тысячи человек , скрывается игра, которая, если к ней применять стандартные для индустрии понятия «хорошо» и «плохо», вообще не имеет права на жизнь. Но в случае с EVE Online стандартные понятия не работают. Десять с лишним лет игра существует с одними и теми же проблемами, а разработчики не стремятся их исправлять — наверное, берегут дух старой школы.

Проблем между тем предостаточно. В EVE ужасный интерфейс, за навороченность и недружелюбность которого ее прозвали «Excel в космосе». В ней неоправданно высокий порог вхождения. Игра построена на элементарных правилах, но легко может несколько месяцев водить пользователя за нос, создавая у того впечатление, что он играет во что-то до безумия сложное.

В выходящем 3 июня дополнении EVE Online: Kronos игроков ждет путешествие в совершенно новые уголки вселенной

Наконец, в EVE Online очень слабый геймплей. Визитная карточка этой игры — масштабные космические сражения, в которых гибнут флоты из тысяч кораблей — для рядового пилота обычно выглядит следующим образом. Берем корабль заранее оговоренного типа с заранее оговоренными модулями. Летим в систему, которую укажет командование. Там занимаем положение в строю и стреляем по целям, полученным от командования. Иногда перемещаемся в новую точку космоса — опять же, по приказу командования.

Ни о каких красивых действиях отдельных пилотов или небольших групп игроков, «чьи героизм и инициатива переломили ход боя», речи не идет. «Идеальный солдат» в EVE Online должен всего лишь уметь выполнять несколько шаблонных команд, а также плевать на семью и работу, чтобы исправно появляться на решающих сражениях, которые обязательно начинаются в пять утра в понедельник.

Крупные сражения в EVE Online выглядят примерно так

Зрелищности в таких сражениях также нет. Воюют обычно в тактическом режиме, где корабли выглядят небольшими квадратиками: попытка приблизить камеру все равно не приведет ни к чему хорошему, потому что из-за лагов, которые сопровождают любую серьезную свалку, происходящее на экране выглядит как хаос и безумие.

Тем не менее, все это не останавливает пару сотен тысяч человек (сами разработчики называют цифру в полмиллиона аккаунтов, но здесь стоит понимать, что в EVE многие играют двумя-тремя персонажами). Зато эта пара сотен тысяч — пожалуй, самая преданная аудитория среди всех онлайн-игр. Вокруг этого ядра — аудитория из миллионов «сочувствующих»: людей, которые сами не играют, но с удовольствием читают новости и следят за событиями. Это также уникальный случай для онлайн-игр, интересуются которыми в основном только их игроки. Так что же привлекает всех этих людей?

Русские всегда занимали в EVE особое место – один раз разработчики даже посвятили им рекламный ролик

Главное, что есть в EVE и чего нет больше нигде — это дух свободы. В EVE Online царит настоящая демократия. Уже долгие годы основная движущая сила здесь — сами игроки, разработчики выступают скорее как обслуживающий персонал. В мире EVE главенствует одно простое правило: все, что не запрещено игровой механикой, разрешено. В результате вокруг игры выстроилось огромное количество практически самостоятельных проектов — от университета, работники которого безвозмездно помогают новичкам, до финансовых пирамид.

В то время как в других играх разработчики заботятся об игроках, в «Еве» они предоставлены сами себе. Мир, который игроки создали за долгие годы, невероятно жесток, и даже сильные в нем порой теряют все, что заработали за долгие месяцы и даже годы. Кто-то ломается, но большинство видит в этом невероятный вызов, который они не получат ни в какой другой онлайн-игре.

Кроме того, у всех, кто играет в EVE, очень сильно чувство причастности. Как и в реальном мире, все возможности здесь открываются лишь единицам лидеров, которые обычно платят за это своей личной жизнью. Остальные довольствуются меньшим – возможностью участвовать в событиях, которые проворачивают лидеры. После того, как новость об очередной войне в EVE напечатают CNN и «Форбс», приятно просто сказать друзьям — «а, битва при Asakai? Ну как же, участвовал. На самом деле, все было немного не так…»

Фраза «я был там» в EVE Online значит намного больше, чем в любой другой игре

Сегодня лишь единицы игроков World of Warcraft смогут вспомнить названия гильдий, прошедших «тот самый Наксрамас» в оригинальной версии игры, а ведь когда-то их считали настоящими героями. История EVE передается от старожилов к тем новичкам, кто все-таки сумел продраться через первые несколько месяцев игры. Как правило, после этого они уже не уходят — они остаются, и им рассказывают, как был построен и погиб первый в игре Титан и как выглядел Red Alliance в свои лучшие годы.

В этом и есть главный секрет EVE Online. Она дает ощущение, что вы не зря тратите свое время. Вы не просто развлекаетесь вечер за вечером, вы становитесь частью невероятной, фантастической истории и начинаете сами писать ее новые главы. Это совершенно уникальный опыт, который пока не смогла повторить ни одна другая онлайн-игра. Поэтому игроки прощают EVE Online все ее недостатки, обожая игру такой, какая она есть.

Смотрите также
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Фичер
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Фичер
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Безумное веселье в Battlefield 1
Фичер
Безумное веселье в Battlefield 1
Дата выхода
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
CCP
Режимы игры
Постоянный онлайн (ММО)
Модель распространения
платная цифровая доставка, розничная продажа, свободный даунлоад
Дата выхода
(PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Intel Dual Core 2.0 GHz, RAM: XP SP2 – 1 GB / Vista and newer – 2 GB, NVIDIA GeForce 8600 GTS
Рекомендуемые
Intel i7 Series X4 2.0 GHz, RAM: 4 GB, NVIDIA GeForce GTX 560
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться