Тактика на практике

Георгий Т. (пользователь)

Тактические игры в антураже второй мировой

Среди читателей отечественной фантастики в последнее время стал популярен достаточно странный жанр – «попаданцы». Стандартный сюжет подобного произведения – наш современник, каким-либо образом: удар молнии, вмешательство пришельцев, божественное провидение – попадает в прошлое или будущее. Патриоты-писатели очень сильно полюбили временной отрезок второй мировой. Короче после фильма «Мы из будущего», можно сказать произошел «бум». Казалось бы, тема быстро стала избитой, а абсурд и штамповка сменили оригинальность идеи, но ведь люди читают. А все почему? Некоторые из покупателей этого, прости Господи, жанра признались, что читают подобные произведения из-за того, что им нравится идея попадания в прошлое и использование современных знаний для изменение хода войны. Возможно, что поэтому тема второй мировой еще долго будет пользоваться популярностью, как у разработчиков, так и у игроков.

Вся суть жанра в одной иллюстрации. Плакать или смеяться — решать только вам

Итак, игрок, подобно читателю романа про очередного «попаданца», хочет изменить ход сражения и повлиять на историю второй мировой. Какие игры лучше всего для этого выбрать? Ответ на этот вопрос может быть у каждого свой: от стратегий, где можно примерить тяжелые погоны главнокомандующего целой армией, до шкуры обычного пехотинца, на удивление лихо убивающего толпы врагов. Но если не хочется впадать в крайности, то можно остановиться на играх с тактическим уклоном. Что способна предложить игровая индустрия нам в этом плане?

Тактическая игра отличается от прочих, прежде всего необходимостью грамотного взаимодействия членов небольшого отряда. Игроку придется вдумчиво использовать особенности отдельных солдат, выбирать выгодные позиции местности, чтобы успешно повлиять на ход истории второй мировой.

«Каждый из этих парней стоит десяти бойцов, а вместе они – одно целое» (с) На игре

Для любителей долгих размышлений о тактике проведения тайных операций в антураже 40-х годов прошлого столетия, разработчики приготовили несколько весьма вкусных тактических стратегий.

Итак, пошалить во времена второй мировой игры, нам предлагают две студии. С одной стороны – испанская Pyro Studios с легендарной «Commandos», а с другой наша родная Nival Interactive, известная хитами стратегических и ролевых развлечений, подготовившая всем желающим игру «Операция Silent Storm». Сразу хотелось бы сказать, что оба проекта не конкурируют между собой ввиду специфических особенностей геймплея каждой из них. Поэтому в вопросе «В какую из них лучше поиграть», я бы с уверенностью ответил «В обе».

Первая часть серии «Commandos» вышла в далеком 1998 году и была горячо встречена критиками. В руки игрока попадал отряд, состоящий из узкоспециализированных профессионалов, перед которыми ставились сложные диверсионные задачи. Цели миссии сведены к нескольким важным для победы над фашистами действиям – взорвать что-либо, нейтрализовать высокопоставленную вражескую «шишку» или же спасти важного человека. Возможно, этого и мало, но если задуматься, что еще делали диверсионные группы? Правильно – все вышеперечисленное.

Как я уже говорил, отряд состоит из бойцов, у которых четко распределены роли. Зеленый Берет, ставший лицом игры, способен спрятаться на виду у неприятеля и зарезать того ножом. Большая физическая сила позволяет с легкостью перекладывать трупы с места на место и носить груз, вроде бочек с топливом. Также он обучен забираться на отвесные стены и устраивать сюрпризы ничего не подозревающим часовым. Морской пехотинец, вопреки сложившемуся мнению, не так силен, как Зеленый Берет, но зато способен плавать под водой, бесшумно убивать при помощи гарпуна и переправлять других членов команды на надувной лодке. Кроме этих двух бойцов, игроку доступны еще четыре специалиста, без уникальных умений которых миссию пройти ну никак не получится. Поэтому не стоит упоминать, что гибель одного из них повлечет страшный и ужасный Game Over.

Сразу понятно, кто из шести бойцов тут папочка

При внимательном ознакомлении понимаешь, что на самом деле игра представляет собой большую и сложную головоломку. Прохождение достаточно линейное. На каждое встречаемое препятствие: бурную речку, необходимость открыть ворота изнутри, снять по-тихому часового – доступен только один вариант действия. Речка преодолевается на лодке, стена штурмуется Зеленым Беретом и им же устраняется часовой. Несмотря на кажущуюся легкость – различных препятствий, хоть и решаемых лишь одним способом, очень много.

Всего вышло четыре игры и один Add-on в серии «Commandos». Последняя игра, выпущенная семь лет назад была разгромлена критиками, как шведы под Полтавой, из-за сомнительных нововведений в игровой процесс. Скорее всего, из-за этого всю серию положили на полку до поры, до времени. Будем надеяться, что это ее время еще придет.

Если вам больше по душе нелинейность прохождения и вариативность подхода к операциям, то рекомендую обязательно ознакомиться со второй тактической игрой о суровых буднях отряда диверсантов – «Операция Silent Storm». В отличие от описываемой выше «Commandos», российские разработчики дали игроку шанс создать своего героя, выбрав ему пол и один из доступных классов. Таким образом, под управление вам мог попасть совсем еще зеленый разведчик, которого опытный враг заметит издалека, гренадер не знающий, где взорвется брошенная им лимонка или снайпер, больше пугающий выстрелами и поднимающий тревогу, чем попадающий в кого-то.

Благодаря продуманной RPG-составляющей, не превращающей игру в гонку за «статами», но в тоже время стимулирующей на развитие, с вашими бойцами со временем происходят чудесные преображения. Разведчик способен вырезать практически любого врага, незаметно подкравшись сзади, гранаты гренадера взрывают именно то, что он хочет, а снайпер ловко отвешивает хед-шоты зазевавшимся фрицам.

О возможностях и тактике боя можно говорить долго. Причиной тому – тотальная разрушаемость окружения – в корне меняющая представлении о способах ведения боя. Разнести нельзя только сам ландшафт, остальное крошится по всем законам физики и сопротивления материалов. Фрицы засели в здании? Со второго этажа слышен кашель винтовок Kar98k, а из окон первого изредка выглядывают враги, вооруженные автоматами? Не проблема – рассадив бойцов с дальнобойным оружием на почтительном расстоянии и подогнав к дому гренадера, имеющего тяжелую наступательную гранату типа РГД-5, будьте уверены – от передней стены здания ничего не останется, а враги, если и выживут – будут как на ладони у ваших снайперов, которые уже успели «зацелить» примерное расположение противника.

Игра пожмет плечами на вопрос, «зачем обходить бетонный забор и встречаться с пулеметным гнездом, когда есть РГД-5?»

Взаимодействие членов отряда не ограничивается поддержкой и прикрытием. Медик, способен эффективнее перевязывать раненых, а главное, лечить их от полученных травм, которых в игре очень много, начиная от оглушения, из-за чего боец не слышит подбирающихся врагов и заканчивая слепотой. Также боец может быть выведен из строя до конца боя и тихой сапой перенесен союзником подальше от перестрелки, потому как шальная пуля или взрыв могут окончательно убить потерявшего сознание воина, долго обучаемого вами. В зависимости от выбранных на операцию бойцов, а их будет достаточно много, тактика может кардинально меняться. Никто не запрещает взять с собой лишь мастеров скрытности, вооруженных холодным оружием, метательными ножами или огнестрельным оружием с глушителем, и бесшумно убивать целые отряды врагов, нападая на них с нескольких сторон одновременно.

Можно наопротив, взять гренадеров-пулеметчиков и рывком сокращая дистанцию для минимального разброса пуль, прошивать здания насквозь из стволов крупного калибра. Или же работать в связке «снайпер-разведчик», обложив стрелка на дальние дистанции противопехотными минами. Разведчик при этом проникает в стан врага и примечает цели, а снайпер, вооруженный тяжелой винтовкой с оптикой, простреливая хлипкие стены, уничтожает цели. Пока враг поймет, в чем дело и бросится к предполагаемой точке огня – там его ждут мины и остальные бойцы отряда, взявшие на прицел дорогу между неприятелем и их снайпером.

Связка «разведчик-пулеметчик». Разведчик «палит» второй этаж, а крупный калибр пулемета позволяет прошивать жилое здание насквозь

Всего серия «Операция Silent Storm» насчитывает две части и одну самостоятельную игру, созданную фанатами под названием «Серп и Молот». Она лишь косвенно относится к оригиналу, но практически полностью перенимает у него всё и поэтому обязательна для прохождения фанатам серии. Как и «Commandos», этот замечательный проект отложен на дальнюю полку и, скорее всего, ждет своего часа. Искренне надеюсь, что мы еще увидим продолжение игры с современными технологиями и еще большей зрелищностью.

Но что делать тем, у кого нет времени продумывать каждый шаг, и хочется отдавать приказы «на ходу», и являться самому участником боя? Теме второй мировой посвящено огромное количество игр-стрелялок, среди которых и каноническая «Medal of Honor», и вспоминаемая со слезами ностальгии, не менее каноническая «Call of Duty», и запутавшаяся в эзотерике «Wolfenstein»… список можно продолжать если не вечно, то достаточно долго.

Из длинного списка серий игр, сегодня нам интересны только две. Это «Hidden & Dangerous» и «Brother in Arms». Обе относятся к тактическим шутерам, но на этом их похожесть заканчивается. Что собой, собственно, эти игры представляют?

«Hidden & Dangerous 2» расскажет любому желающему об операциях британских десантников в тылу врага. Британские десантники намного компетентнее британских ученых, что они и доказывают нам на протяжении всей игры. Я намеренно говорю о второй части игры, потому что максимальное раскрытие тактического потенциала в серии происходит именно в ней.

Перед миссией вам дается исчерпывающая информация о местности и приблизительном количестве противников. Тут же присутствует возможность набрать в отряд бойцов и подобрать экипировку.

Недаром шутер называется тактическим – сорвиголовы здесь долго не живут. И даже если вы – любитель пробежать с шашкой наголо – придется продумать, в какой момент эту шашку вытащить и применить. Игроку дозволено переселяться в любого из бойцов и давать остальным напарникам несложные команды, вроде «Остановиться» и «Следовать за мной». Также доступны более конкретные приказы, относящиеся к бою «открыть огонь» или «не стрелять». Стоит заметить, что портативных раций в те времена не было, поэтому команды слышали лишь соратники, стоящие вблизи. Несмотря не нехитрое командование отрядом, без них довольно проблематично пройти даже стартовые миссии, хотя возможность такая есть.

Перестрелки в помещениях больше походят на обычный шутер и несут в себе минимум опасности

Кроме возможности «живого командования», разработчики прикрутили полноценный тактический режим, включив который? мы могли остановить бой и отдавать приказы бойцам, как в обычной стратегии. Интерфейс не очень удобный, даже аргументация, что он для «хардкорщиков», не может оправдать его убогости. Ну да ладно. Кто хотел тактики – тот ее получил.

Портит впечатление искусственный интеллект, причем не столько врагов, сколько союзников. Застревают частенько, да и тупят не так редко, как хотелось бы. Если игра позиционируется как тактическая, с подчинением бойцов отряда командиру, то поведению союзников игрока должно уделяться куда большее внимание, чем поведению врагов, берущих в любом случае толпой. При этом к врагам особых претензий нет. Они честно не замечают вас, пока вы, раздобыв вражескую форму, прогуливаетесь около них, и сразу поднимают панику, заметив в руках игрока вместо истинно арийского «шмайсера» вражеский «томпсон». Серия застопорилась именно на второй части, к которому спустя год после выпуска игры, было сделано небольшое дополнение. После этого о ней благополучно забыли. Как я уже говорил два раза за статью – возможно, пылящиеся права на игру дожидаются своего часа, так как особой конкуренции на рынке сейчас нет, и пока что не предвидится.

Зачистить деревеньку вместе с напарниками — не проблема. А вот в одиночку может и не получиться

В отличие от связки тактических стратегий, два этих описываемых шутера могли бы конкурировать, выйди они в одно время. Все потому, что разница в реализации тактических возможностей хоть есть, но она не такая уж и большая.

Если сравнивать «Братьев по оружию» с предыдущей игрой, то тут упор больше сделан на бешеный темп боя – все происходит довольно динамично: вокруг головы свистят пули, изредка они попадают в союзников, еще реже кому-нибудь, особо неосторожному, гранатой картинно отрывает ногу.

Сопровождающему вас отряду можно отдать более точные указание, нежели мы могли сделать это в «H&D 2». Например, «огонь на подавление». У каждого врага есть своеобразная шкала душевного состояния. Подбегая к вашей группе, враг полон сил и желания вас уничтожить, его моральный дух на высоте, а в ушах, наверное, играет военный марш СС. Получив пару пуль в свой адрес, он пугается и прячется, а его шкала, видимая игроку, начинает предательски отклоняться от нормы. Если же попытка высунуться из-за укрытия встречается канонадой подавляющего огня – стремление выслужиться перед лидером арийской нации сдувает словно ветром. В такие моменты игрок может перебежками подбираться к более удобной тактической точке или обойти врага с фланга.

«Шкала храбрости» врага предательски дрогнула. До полной деморализации уже не далеко

Помимо огня на подавление, взмахом руки вы можете отдать приказ напарникам двигаться в указанном направлении или занять определенную позицию. Искусственный интеллект проработан на твердую пятерку – при появлении неприятеля, ваши союзники сами найдут себе укрытие и начнут бой. При этом они не согласятся выполнить какое-нибудь безумство, грубо посоветовав вам думать головой, прежде чем приказывать. Так же, как и в «H&D 2», в игре есть тактическая пауза. Раздавать приказы через нее вы не можете, но вот осмотреть местность и возможные точки, дающие преимущество – вполне.

Итак, что мы имеем? С одной стороны «Hidden & Dangerous 2» с ее реалистичностью, стелс-миссиями и «маскарадом», более детальной возможностью командования бойцами, в том числе при помощи тактической паузы. С другой стороны «Brother in Arms: Road to Hill 30», с веселыми побегушками-пострелушками и командованием спорящими с вами напарниками. Тактическая пауза здесь в принципе не нужна и приделана в качестве необязательной фитчи.

Все описанные серии игр, кроме линейки Brother in Arms – заморожены. Хотелось бы верить, что они не канут в Лету и однажды мы увидим сиквелы этих легендарных игр, которые, без сомнения, достойны продолжения.

Смотрите также
Revelation: когда рука колоть устала
Фичер
Revelation: когда рука колоть устала
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Фичер
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться