Темная сторона игровой индустрии (18+)

Илья Божко (редакция)

Игровая индустрия, какой вы ее еще не видели: от обвинений в сексуальных домогательствах до вечеринок с наркотиками

Прямо сейчас Голливуд сотрясает очередной скандал — после того, как несколько актрис обвинили продюсера Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах, все начало рушиться как карточный домик. Дастин Хоффман, Бен Аффлек, Кевин Спейси — список актеров, обвиненных в харассменте, пополняется почти каждый день.

Волна уже докатилась и до игровой индустрии. Пару недель назад в домогательствах обвинили руководство Naughty Dog, а затем досталось создателю форума NeoGaf Тайлеру Малке. Обе истории требуют проверки — не исключено, что всеобщей харассмент-истерией могут воспользоваться завистники и недоброжелатели. Но в любом случае, игровая индустрия — не такое уж безобидное место, как мы все привыкли думать. Сегодня мы расскажем о самых громких скандалах.

Ложные обвинения и унизительные конкурсы

Секс-скандалы в игровой индустрии случались и до нынешней истории с Вайнштейном. Страдают обе стороны — никто не застрахован и от домогательств, и от ложных обвинений.

Томонобу Итагаки

В 2006 Томонобу Итагаки, создатель Dead or Alive, попал под суд: бывшая сотрудница обвинила его в неуставных отношениях. Якобы, все началось еще в 2003 году, когда она с Итагаки возвращалась домой на одной машине: разработчик насильно поцеловал девушку и даже «засунул язык в рот». Несколько последующих лет Итагаки преследовал коллегу: запирал в конференц-зале и приставал на «мероприятии в США в мае прошлого года» (очевидно, на E3). Сотрудница жаловалась руководству Tecmo, где они оба работали, но компания отмахивались: разбирайся сама. Ситуация изменилась с приходом нового менеджера по персоналу — на Итагаки завели дело и разжаловали из исполнительного директора в простого разработчика. Сам создатель Dead or Alive признал, что совершал все эти поступки, но исключительно по обоюдному согласию.

После длительной судебной тяжбы суд Токио признал разработчика невиновным. Выйдя из зала суда, Итагаки облегченно вздохнул: «Весь год я с высоко поднятой головой сражался за свое имя и репутацию команды NINJA и Tecmo. Доводы бывшего сотрудника признаны ложными, а все претензии, которые она предъявила мне, аннулированы». История показала, по какому тонкому льду ходят топ-менеджеры в корпорациях. Несколько обвинений — и многолетняя карьера летит под в пропасть.

Не исключено, что токийское правосудие дало маху — особенно, если посмотреть на героинь Dead or Alive

А вот совсем свежий скандал — в начале этого года стало известно, что работниц китайского гиганта Tencent заставляли… имитировать оральный секс. В сеть попал шестисекундный ролик: девушки, стоя на коленях перед коллегами-мужчинами, на скорость открывают ртом бутылку с водой, которая зажата у парней между ног. Конкурс случился на ежегодной вечеринке для сотрудников, но похабно смотрелся бы даже в условиях провинциальной российской свадьбы.

Интернет накинулся на Tencent, припомнив и старую проблему — в совете директоров компании нет ни одной женщины. История, впрочем, ничем не закончилась, но попутно зацепила другие китайские корпорации. Например, Alibaba в очередной раз пнули за открытую в 2015 году вакансию «девушки с внешностью порнозвезды», которая должна была поднимать рабочий дух программистам. В общем, в рабочей среде Китая все еще царствует сексизм.

Party Hard

А ведь лишь несколько десятилетий назад разработчикам дышалось куда свободнее. Нолан Бушнелл, руководитель Atari в 70-х, не раз рассказывал, как в компании проводился совет директоров. Прямо в джакузи, в окружении женщин-сотрудниц, выпивки и наркотиков. «У нас была репутация компании-вечеринки» — говорил Бушнелл, и был прав: молодые инженеры шли в Atari том числе из-за невиданной корпоративной свободы. Где бонусы выписывают бочонками пива, а в кабинете директора притаился винный кран 1850-х годов — и всегда можно зайти на стаканчик после работы.

Развязная атмосфера породила множество сплетен, правдивость которых сейчас и не установить. В книге «Полная история видеоигр» Стивен Кент пишет, что те самые посиделки в джакузи не обходились и без LSD — учитывая, что тогда в Atari работал известный «марочник» Стив Джобс, автору веришь. Как и в слух, что сборщики игровых автоматов стояли на конвейере с косяком в руке, пока из колонок рвался мощный рок. Нолан, впрочем, отрицает: «Нет, кислоты в Atari не было. <…> В цеху действительно играла рок-музыка, но употреблять наркотики в рабочее время мы не разрешали. Возможно, кто-то нарушал правила».

Идеологическим преемником Atari в 90-х стала Virgin Interactive. Авторы того самого «Алладина» и Lion King, издатели первой Command & Conquer и Cannon Fodder, жили на широкую ногу. В книге «Секс, наркотики и видеоигры» Тим Чейни, тогдашний директор Virgin, пообещал рассказать о компании — якобы, работали так, что «Волк с Уолл-стрит» рядом не валялся. Чейни отправил заявку на кикстартер, но собрал 10% от ожидаемой суммы, и книга так и не вышла. Но уже из описания понятно многое. Например, издатель не стеснялся присылать журналистам не только пресс-копию игры, но и пакетик с порошком. На собрания часто вызывали проституток, а однажды в пьяном угаре кто-то из сотрудников уселся голой задницей на копировальный автомат, и отправил факс консультантам в банк. Чейни долго извинялся.

Лицемерие и авторитаризм либералов

На GDC 2017 разработчики активно обсуждали две вещи: как разрабатывать игры, когда президентом у тебя Дональд Трамп, и почему среди спикеров так много гетеросексуальных цисгендерных белых мужчин и мало — всех остальных. И если с первым пунктом все примерно понятно, то второй вызывает вопросы. Немыслимое дело: на мероприятии, где есть, например, «нейтрально гендерный туалет», не может быть столь однородный состав. Тем более, что проведением GDC занимается IGDA, Международная ассоциация разработчиков игр, которая славится своим прогрессивным взглядом на мир.

IGDA, например, борется с преследованием в интернете. Патронирует SIG, «Специальные группы по интересам»: есть группировка «Черные в играх», «Женщины в играх» и, конечно, «LGBTQ+». В руководстве ассоциации полно женщин, плюс долгое время IGDA возглавляла Кейт Эдвардс, которая когда-то была Томом Эдвардсом.

Занимается организация и подготовкой кадров, отправляя новоприбывших членов на стажировки в крупные игровые компании. Стажеры как правило оказываются из угнетенных слоев общества: в ассоциацию охотно вступают жители стран третьего мира и те, кому нужна защита от посягательств белых доминантов.

В теории все выглядит неплохо: кто-то должен отстаивать интересы разнообразных меньшинств. Однако на практике либеральная и противостоящая цензуре IGDA сама нередко пыталась заткнуть рот несогласным. Во время GamerGate один из функционеров организации прямо сказал: если кто-то из разработчиков выступит против Зои Куинн и компании, то наживет себе проблемы.

Временами борьба за справедливость и вовсе доходит до абсурда. Недавно Polygon обвинил авторов новой Call of Duty в лицемерии: разработчики пообещали добавить в игру чернокожих и женщин, а сами сделали всех главных героев белыми мужчинами. Прогрессивное издание не проведешь: фальшь и персонажей «для галочки» они видят издалека. Видимо, Activision нужно было поставить чернокожего сразу на обложку. А если он еще и трансгендер (мало ли что там в окопах в голову пришло), то вообще красота (наш штатный историк Евгений Норин подсказывает, что чернокожие действительно воевали на Западном фронте Второй мировой, но численность их была минимальна. Так что авторы CoD, в принципе, правы — прим. ред).

С похожими претензиями Polygon обращался и к CD Projekt RED. В рецензии на третьего «Ведьмака» журналист грустно посетовал: как же так, такая большая игра, а геев мало и негров нет. Восточноевропейская индустрия чуть проще более западных коллег, и мгновенно ощетинилась тонной ироничных ответов. Например, Даниэль Вавра, создатель первой «Мафии», выстрелил канонадой твитов: почему, собственно, белый мужчина не может спокойно делать игру о своей (белой) культуре, и обязан освещать чью-то другую (видимо, черную) культуру? И почему предполагается, что чужую культуру надо защищать от сторонних нападок — ее носители такие слабые? А нет ли в этом расизма?

Впрочем, все эти истории затмила блогерша Дия Ласина. Девушка, описывающая себя как «Trance, Queer, Native, Photographer, Paid Ass Video Game Writer», пожаловалась на Horizon: Zero Down. Ее авторы позволили себе слова «смельчаки», «дикари» и «первобытные» — по мнению блогерши, эти слова связаны с индейскими племенами, и их использование укрепит расистские стереотипы об индейцах. Сценарист Zero Down ответил, что студия вдохновлялась не только индейской культурой, но кельтами и викингами. А слово «смельчак», вообще-то, положительное — если индейцев так и называли, то в позитивном ключе.

Издатели и блогеры

В 2014 году Федеральная комиссия по торговле США обвинила Warner Brothers в том, что та платила ютьюберам за продвижение Middle-earth: Shadow of Mordor. Причем игру продвигали очень хитро — о рекламе можно было узнать лишь в описании, кликнув по вкладке «Прочитать больше». Среди «купленных» ютьюберов был даже Pewdiepie. Впрочем, дело вышло громкое, но пустое — ютьюберы по-прежнему берут деньги за хорошие обзоры, разве что чуть более явно.

Есть в арсенале разработчиков и другие инструменты воздействия на лидеров мнений. В мае этого года ютьюбер Джим Стерлинг рассказал о том, как на стримера SirFoch ополчилась Wargaming. Рассказывая о новом танке в World of Tanks, блогер усомнился, что на этой машине можно будет эффективно играть без премиальных снарядов. Авторы игры ответили просто — добились удаления ролика с YouTube, и перекрыли блогеру доступ к мероприятиям по World of Tanks. Стример тут же записал новый ролик — угроз, мол, не боюсь, а Wargaming репутацией рискует. Так оно и случилось: историю SirFoch пересказали многие ютьюберы, в результате чего Wargaming пошла на попятную и принесла извинения.

Youtube-шантаж — вообще очень популярная тема. Сейчас вопросы авторского права на сервисе регулируются таким образом, что блогер фактически оказывается заложником авторов игры. Так как последним принадлежат все авторские права на их проект, то они легко могут добиться удаления ролика, а в худшем случае — выставить блогеру страйк (штраф) за нарушение авторских прав. Если страйков наберется три, то Youtube удаляет канал.

И находятся разработчики, которые не стесняются использовать это в своих интересах. Пару месяцев назад мы рассказывали о скандале с Pewdiepie — главный игровой блогер Youtube во время трансляции по PlayerUnknown’s Battlegrounds обозвал своего противника «нигером», в результате чего на него ополчились многие игроки и представители индустрии. А работники студии Campo Santo даже выкатили ему страйк на ролик с прохождением их игры Firewatch — видео находилось на канале Pewdiepie долгое время, никому не мешало, а его удалением разработчики просто выразили свое несогласие с поведением блогера.

Все эти скандалы, конечно, не делают чести нашей любимой индустрии, но напоминают, что игровая отрасль ничем не отличается от какой-либо другой. Страшное, глупое и жестокое есть везде. Важно помнить: где есть темная сторона — обязательно найдется и светлая.

Смотрите также
Покемоны не виноваты: за что действительно арестовали блогера Соколовского?
Фичер
Покемоны не виноваты: за что действительно арестовали блогера Соколовского?
Как Youtube может лишиться главного игрового блогера
Фичер
Как Youtube может лишиться главного игрового блогера
Самые скандальные игровые трейлеры, часть первая (18+)
Фичер
Самые скандальные игровые трейлеры, часть первая (18+)
Крупнейшие скандалы в истории GTA
Фичер
Крупнейшие скандалы в истории GTA
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться