Теория большого взрыва

Voodoo Lion (пользователь)

Занудное расследование загадочного исчезновения квестов.

Просматривать новостные ленты игровых изданий — занятие весьма скучное. Новостей не просто много, а очень много. Через пару минут палец начинает щелкать по мышке без прежнего энтузиазма, а глаза обращают внимание только на заголовки. От новости к новости мало, что меняется:

  • В appstore добавили очередную игру. Ура товарищи, теперь для скачивания доступно не 100500, а 100500+1 игра.
  • Майкрософт не теряет надежды найти следующих жертв кинекта. Мобильные игры пока в безопасности, но кто знает, лет через 5 большой брат доберется и до них.
  • Неприятности в компании “А”. Ушёл хороший программист. Руководство сделало предложение перспективному программисту из компании “Б”. Попробуйте угадать заголовок следующей новости с участием компании “Б” :)
  • ЗБТ/ОБТ/обновление популярной MMORPG.
  • Анонс новой части известной игры, которая намеревается нас поразить более интересным сюжетом, более реалистичной графикой и еще чем-то, что не успели придумать разработчики за все предыдущие годы существования игр.
  • и т.д. и т.п.
Полосы принадлежат экшенам и MMORPG с увесистым бюджетом. От былого разнообразия игр не осталось и следа. Кстати, куда делись другие игры? Вопрос весьма интересный и обширный, вот только справиться с ним в одиночку мне пока не по силам. Попробую взяться за что-нибудь по-проще: “Куда пропали квесты?”

Для ответа на этот вопрос, нам придется совершить небольшое путешествие в далекое, туманное прошлое. Итак...

Золотая эра

Давным-давно, когда мониторы были в форме громадных коробок, а компьютеры медленными, все игры устанавливались с дискет и компакт-дисков. “Дикость”, — скажете вы, но тогда в этом не было ничего удивительного, ведь интернет стоил как банка черной икры, а слова “стим” (англ. steam) и “торрент” (англ. torrent) можно было услышить лишь в лексиконе ученых метеорологов. Если кто-то забыл, дискета — это такая винтажная флешка, на которую сейчас ничего нельзя записать из-за очень маленького объема, зато она идеально подходит для транспортировки месячных отчетов в налоговую инспекцию!

- Марья Андреевна, добрый день. Вы отлично выглядите. Я к вам с майским отчетом пришел.

- Да-да, поставьте вашу стопку дискет на тумбочку возле входа. Как освобожусь, сразу займусь вами.

Так и вижу. И это в наше время, когда космические корабли бороздят просторы космоса. Эпик вин! :)

Но я немного отвлекся. Несмотря на все недостатки и трудности, это была золотая эра квестов.

Что можно ожидать от качества 3D графики на двух мегабайтной S3 Trio без поддержки Direct3D, OpenGL, Glide, шейдеров и прочих вкусностей в сочетании с процессором частотой, только не смейтесь, 166 мегагерц? Для справки, у современных мобильных телефонов частота CPU выше в разы. Честным ответом будет: очень мало с кучей пикселей и скромным разрешением 800х600.

Подобные виды могут вызвать тоску и отчаяние у игроков привыкших к современной графике. Как в это вообще можно было играть? Я, наверное, вас удивлю, но играли и проводили за этим занятием не меньше времени, чем сейчас. Особенно, в попытках установить очередной рекорд скоростного прохождения игры.

Пока 3D делало свои первые, скромные шаги, его старший брат 2D находился на пике славы. Даже представить сложно, что огромное разнообразие игр, о которых с восхищением говорят и по сей день, было создано c помощью методов рисованной мультипликации и видео-вставок с заранее подготовленными элементами игрового мира. Самыми креативными в этом плане оказались квесты, для которых проблема малой производительности домашних ПК никогда не стояла так остро. Скорее наоброт, всякое ограничение давало пространство для творчества и новаторских приемов недоступных для ресурсоемкого динамического 3D. За примерами далеко ходить не надо.

ГЭГ. До перехода в лагерь сайтостроительства команда Auric Vision внесла свой неоценимый вклад в развите жанра, предоставив на суд публике смертельную схватку агента Гарри с самим Сатаной. Множество несовместимых вещей: роботы, воздушные шары, мрачные коридоры замка, квартира холостяка, девушка из квартиры напротив, шестилапый крокодил и, конечно же, душка пингвин связаны вместе одной тайной при помощи великолепных шуток, головоломок и остроумных диалогов. Совмещение игры настоящих актеров с видео-вставками роскошных 3D сцен позволило создать мир из которого не хотелось уходить до финальных титров.

Myst стал настоящим сюрпризом для критиков и великолепным подарком для всех любителей жанра. С момента своего появления в 1993 году он разошелся фантастическим тиражом. Его успехи смог побить только The Sims, вышедший в 2002м. Это при том, что в игре нет инвентаря, нельзя погибнуть, на каждом шагу подстерегают головоломки и напрочь отсутствуют диалоги из которых можно узнать куда идти дальше или, что делать для решения очередного ребуса. Все свои знания об окружающем мире игрок должен добывть исключительно с помощью своей наблюдательности и сообразительности. Этакий LIMBO из прошлого.

The Neverhood. Единственный и неповторимый в своем роде пластилиновый квест на создание которого ушло 3 тонны пластелина. Цифра внушительная, но разработчики, не моргнув ни одним глазом, озвучили её на камеру. Нет причин не верить :) Конечно, первое, что бросается в глаза — оригинальный выбор материала из которого сделан весь мир. Естественно, на этом достоинства не заканчиваются: cюжет, загадки, персонажи и музыка — сделаны с вдохновением. Особенно музыка. Про неё стоит сказать отдельно. Вне всякого сомнения, без неё игра утратила бы свое очарование. К сожалению, слова не могут передать всю её необычность, поэтому не поленитесь, поищите саундтреки на ютубе. В награду получите заряд позитива на весь день.

Это лишь немногие представители своего жанра. Уверен, что многие из вас с легкостью назовут еще два или три квеста, о которых стоило бы сказать несколько слов. Благо, было из чего выбрать. Однако, после 1998 года популяция квестов стала медленно, но верно идти на спад. Причиной этому стали два судьбоносных события.

Большой взрыв

1996 год. Игровую индустрию тряхнуло так, что глобальная катастрофа, приведшая к вымиранию динозавров имела куда менее грандиозные последствия для человечества в целом, чем то, что совершил небольшой чип Voodoo Graphics от компании 3dfx. С его помощью трехмерные игры совершили качественный скачок вперед за счет простого и элегантного решения: часть трудоемкой работы по обработке 3D-сцен перекладывалась с центрального процессора на отдельную плату, которая за 5 минут устанавливается на любой компьютер с вакантным PCI слотом. Быстрая установка — хорошо, но не из-за этого все хотели стать обладателями волшебной железки. Её главный козырь — эффект первого запуска.

Только представьте себе, запускает новоиспеченный владелец карточки Voodoo какую-нибудь игру из своей коллекции, пройденную вдоль и поперек. Казалось бы, он знает об игре все, может закрытыми глазами пробежать все ловушки, найти все секретные места, покрошить в мясо противников двадцатью различными способами. Ничто не может его удивить. Но не тут-то было. Подобно фокуснику, достающего кролика из пустого цилиндра на глазах изумленной публики, магия вуду превращает невзрачную тыкву в самую настоящую карету. Взгляните сами:

Разумеется, после увиденного совсем не хочется возвращаться обратно к страшненьким пикселям и угловатому миру в угрюмых тонах. Как говорится, аппетит приходит во время еды — хочется еще и еще более реалистичных моделей, правдоподобной физики, больше зрелищных спецэффектов. Вот только со спецэффектами и зрелищностью в квестах как-то не сложилось. Тем не менее разработчиков долго уговаривать не пришлось. Oни быстро смекнули, что к чему и начали, как неудержимые, выдавать на радость публике все новые и новые шутеры, гонки, RPG, да адвенчуры в стиле Hitman, а про квесты как-то забыли. Производители железа, тоже не растерялись. Третьим глазом уловили направление общего тренда и принялись разрабатывать все более и более мощные ускорители, которые в последствии превратились в современные видео-карты.

Началась гонка за fps, которая стала хоть и главной, но не единственной причиной сокращения численности квестов. Последний гвоздь в крышку гроба забил интернет. Дело в том, что в 1995 году сеть главных магистральных каналов, соединявших вычислительные центры университетов мира, перестала быть уютным пристанищем для очкариков в белых халатах и бородатых профессоров. Мохнатая лапа капитализма дотянулись до самого святого, открыв возможность использования бэкбонов (прим. магистралей) в коммерческих целях. Результатом этой маленькой революции стал стремительный рост количества пользователей, приведший к тому, что интернет стал таким, каким мы знаем его сейчас. А там, где есть большое скопление людей с деньгами непременно найдется место для развлечений. Это наблюдение не прошло мимо внимания разработчиков игр. Уже через 2 года Blizzard запустил легендарный Battle.net, показав всем товарищам из игрового сообщества, какой дорогой нужно идти. Дорога оказалась правильной. ММО игры основательно закрепились во главе лидирующего пелотона и нет никаких признаков того, что они когда-либо отстанут от группы. Как это не печально, но у офлайновых участников гонки, практически нет шансов на победу.

Как вы понимаете, с поддержкой мультиплеера у квестов тоже большие проблемы. Мультиплеера в них нет, да и не должно быть по идейным соображениям. Итог получается неутешительный: без зрелищной next gen графики и поддержки сетевого режима они стали невостребованными на современном рынке PC игр.

Шеф, всё пропало — гипс снимают, клиент уезжает?

На самом деле не все так страшно. Ничего не пропало, но клиенту придется уехать. Точнее, переехать на новую платформу.

Еще каких-то 15 лет назад, портативный компьютер выглядел, как черный чемоданчик с кодами запуска ядерных ракет и стоил, как добрая половина такой ракеты.

Да и назвать его портативным весьма сложно. Конечно культуристы могли использовать его в качестве разогревочного веса, но для обычных людей он был тяжеловат. К счастью, прогресс не стоит на месте. Уже не обязательно обладать рельефной мускулатурой и солидным банковским счетом, чтобы позволить себе посмотреть любимый фильм по дороге на работу или проверить электронную почту за столиком в кафешке. Вся мощь черного чемоданчика, скорее даже нескольких чемоданчиков, легко умещается на ладони. С каждым днем мобильные устройства становятся еще компактней, легче, быстрее и популярнее. По данным “британских ученых” более 80% владельцев мобильных устройств на iOS и Android используют их для игр. Учитывая то, что в ближайшем будущем смартфоны, планшеты и им подобные захватят всю планету, у квестов есть хорошие шансы снова обрести популярность. Имеются все необходимые предпосылки:

  • квесты не требовательны к ресурсам — для запуска подойдет самый обычный смартфон;
  • квесты отлично себя чувствуют в обществе сенсорных экранов — управление пальцами не вызывает дискомфорта;
  • разработка квестов дешевле — конечному пользователю не нужно будет экономить на пирожках в столовке, чтобы поиграть в любимую игру;
  • можно не разрабатывать новые, а адаптировать имеющиеся квесты для мобильных платформ — например, Myst и The last express уже доступны на iOS.

Будем надеяться, что со временем квесты внесут разнообразие в мир мобильных игр. Простеньким казуалкам давно пора передать эстафетную палочку своим старшим братьям :)

Все новое — это хорошо забытое старое. Мобильные устройства — не исключение — повторяют путь развития настольных компьютеров. С одной стороны, это хорошо. Лет через 5 мы сможем играть в MMO игры с отличной графикой на своем телефоне. С другой стороны, мы неизбежно придем к тому, что квестам придется снова искать себе новое пристанище и, кто знает, смогут ли они его найти в этот раз. Поэтому, надо "кувать железо не отходя от кассы"! Когда еще у вас будет возможность приобрести легендарный Myst за 5 баксов?

Смотрите также
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина?
Фичер
Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина?
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться