Террор цензуры

Виталий Алексашин (редакция)

Мы исследовали повадки игровых цензоров и вспомнили проекты, которые больше всего пострадали от этих бессердечных маньяков.

Игровая цензура — это как граната в руках новобранца. Он толком не знает, как с ней обращаться, но кинуть-то хочется! Результат, понятное дело, может оказаться плачевным. Либо снаряд отправится в цель, либо шлепнется неумехе под ноги и вынесет его вместе с парой сослуживцев. В игровой индустрии цензура — тоже взрывоопасное средство. Понятно, что штука эта в общем-то полезная, но многие борцы за нравственность, увы, понятия не имеют, как ею правильно распорядиться. Мы нашли игры, которые больше всего пострадали от террора цензуры.

Отчаянные велосипедистки

Меньше одежды — лучше аэродинамика. Все логично

В конце 90-х симуляторы экстремальных видов спорта Tony Hawk’s Pro Skater и Dave Mirra Freestyle BMX пользовались огромной популярностью. Но в двадцать первом веке все изменилось: жанр исчерпал свой потенциал. Тогда в ход пошел действенный способ — в игре реализовали обнаженные модели спортсменок. Когда BMX XXX только анонсировали, имя Дейва Мирры еще стояло в названии игры. Узнав об этом, известный спортсмен в судебном порядке запретил студии Acclaim любое упоминание своей персоны как в рекламной кампании проекта, так и в нем самой. Более всего пострадала версия для PlayStation 2 — в ней все модели персонажей женского пола были заново одеты. Правда, цензоры почему-то не тронули самое главное — бонусное видео, где героини представали в неглиже. Версии для других консолей цензуре, кстати, не подвергались.

Инструмент правосудия

Многие проходили игру несколько раз именно для того, чтобы увидеть все варианты пыток

Каратель — персонаж комиксов Marvel. Этот суровый дядя мстит бандитам за смерть близких и так увлекается, что устраивает недругам кровавую баню. В игровой версии приключений Фрэнка Кастла стрельба была всего лишь прелюдией. Главным пунктом развлекательной программы выступали пытки всевозможных преступников. В ход шло все: циркулярные пилы, горячее масло, аквариум с пираньями и даже носорог. Но цензурный комитет труды дизайнеров не оценил и постановил: жестокие сцены — переделать, иначе не видать «Карателю» релиза. В итоге все негуманные эпизоды стали черно-белыми, а виртуальный оператор отводил камеру всякий раз, когда Фрэнк «беседовал» с очередным негодяем.

«Мортал комбат»

Читкод «ABACABB», который выключал цензуру в версии для MegaDrive, — это отсылка к альбому «Abacab» группы Genesis. В Штатах консоль называлась именно Genesis

Создатели Mortal Kombat Эд Бун и Джон Тобиас понимали, что их проект не выдержит конкуренции с сериалом Street Fighter, если в нем не будет какой-то «фишки». Ею стала невероятная по тем временам графика и жестокие сцены добивания противника. Перенос игры на домашние платформы не обошелся без жертв. На Super Nintendo игру буквально обескровили: вышибаемые из противников красные капли превратились в бесцветный пот, арены с шипастым полом лишились отрезанных голов, а многие добивания превратились в пародию на самих себя. К примеру, знатный садист Кано вырывал из груди противника не сердце, а пустоту. На MegaDrive жестокие сцены активировались простым кодом.

Охота продолжается

Герои дилогии — не жертвы обстоятельств. Один из них приговорен к смертной казни, другой — пациент психиатрической клиники

В Punisher жестокость персонажа была продиктована сюжетом, а герои дилогии Manhunt убивали просто ради удовольствия. Это была своего рода карикатура на современный шоу-бизнес и реалити-шоу. Manhunt 2 присвоили суровый возрастной рейтинг — «только для взрослых», как у порнографии. Чтобы с оригинальной редакцией игры познакомилось как можно больше людей, разработчику пришлось схитрить. Версия для PlayStation 2 была «слита» в сеть как бы из-за разгильдяйства сотрудников Rockstar. Релиз же для Nintendo Wii подвергся серьезным изменениям. Дизайнеры рассудили, что поскольку игра, по сути, является кабельной трансляцией, сцены насилия можно скрыть за телевизионными помехами.

Русские под ударом

В немецкой версии игры функция стрельбы в миссии «No Russian» заблокирована. Она включается лишь при появлении вооруженных противников

Многие искренне любят сериал Call of Duty. Другие считают, что происходящее в игре нельзя принимать всерьез, поскольку это бестолковый аттракцион. Как бы то ни было, у разработчиков получилось зацепить за живое российскую аудиторию. Речь идет, конечно же, о миссии «No Russian» из Modern Warfare 2. В шкуре агента под прикрытием Джозефа Аллена игроки участвуют в расстреле пассажиров российского аэропорта. Разумеется, в прессе поднялась шумиха, даже отечественные чиновники встрепенулись и начали сыпать предложениями из разряда «запретить и не пущать». Консольная версия игры в Россию официально не попала, а в РС-варианте злосчастный уровень заблокировали. Это было ошибкой, ведь миссия является сюжетообразующей. Без нее получается, что русские напали на Штаты просто так, а не в ответ на агрессию.

Во власти ИИ

В отличие от большинства игр схожих жанров, тут было много неприятных сцен

В основу квеста «У меня нет рта, но я должен кричать» лег рассказ фантаста Харлана Эллисона. Сюжет разворачивался в будущем, где компьютеры все-таки уничтожили род людской. Под контролем игрока оказывается пятерка счастливцев, которых искусственный интеллект оставил в живых. Хотя «счастливцами» их можно назвать с натяжкой, ведь машина ставит над героями жестокие эксперименты и пытается убедить, что человек — существо ущербное. В Германии игру встретили холодно, в первую очередь потому, что один из героев был фашистом по убеждениям. Сами знаете, как немцы последние полвека относятся к фашизму. В итоге персонажа по имени Нимдок вырезали из сценария. Но, как и в случае с Modern Warfare 2, герой был важной частью сюжета. Без него игроки так и не смогли получить «идеальную» концовку.

Такая смешная планета

Основную работу над игрой проделали не разработчики, а пользователи, которые наделали огромное количество уровней. Некоторые детишкам лучше не показывать

Курьезная история приключилась с LittleBigPlanet, одним из главных эксклюзивов PlayStation 3. Казалось бы, что может быть плохого в игре про милых кукол? Забил тревогу бета-тестер, который обнаружил в саундтреке композицию африканского музыканта Тумани Диабате. Игрок расслышал в тексте песни цитаты из Корана: «Каждая душа должна почувствовать привкус смерти». По мнению тестера, к которому присоединились издатели, такое в семейной игре недопустимо. Разработчики смекнули, что дело пахнет скандалом, и быстро изъяли трек из игры. Правда, из-за этого ее релиз пришлось отложить на целую неделю.

Назло ветеранам

Разработчики до сих пор не заявили, что прекращают работу над проектом

Проект Six Days in Fallujah должен был стать следующей ступенью эволюции тактических шутеров на военную тематику. Повествует он об американской кампании в Ираке, в том числе печально известной операции Phantom Fury. Разработчики ставили достоверность выше зрелищности. В интервью представители издателя рассказывали о том, что в игре будут реалистично отражены военные действия и моральные дилеммы, с которыми столкнулись военные. Все это возмутило ветеранов тех сражений, а политики усмотрели в игре антизападные настроения. Японцы из Konami все взвесили и отказались выпускать проект. Нового издателя разработчики ищут до сих пор.

Ядерный удар

Есть версия, что главное в Fallout — не гнетущая атмосфера апокалипсиса, а невероятный цинизм, которым славится сериал

Серии Fallout основательно досталось от всяких моралистов. Третья часть не стала исключением. К примеру, на территории Индии игра не издавалась вовсе. Дело в том, что по пустошам бродят знаменитые двуглавые коровы. В Индии-то корова — священное животное, убийство которого — страшный грех. А теперь честно признайтесь, кто из вас не пытался пристрелить бедных зверушек? Для японской аудитории компания Bethesda полностью вырезала из сюжета персонажа по имени Мистер Берк. Этот не чистый на руку господин предлагал герою за солидное вознаграждение рвануть бомбу в центре города Мегатонны (одна из первых локаций в игре). У японцев тема атомных взрывов в городах до сих пор считается не то, чтобы запретной, но... В общем, не любят они об этом вспоминать. Поэтому издатель решил свести риски к минимуму.

В иных случаях цензура помогает избежать конфликтов и донести игру до максимально широкой аудитории. К сожалению, представители цензурных комитетов — люди далекие от развлекательной индустрии. Во многих случаях они сперва накладывают запреты, и лишь потом думают, стоило ли это делать. Страдаем от этого мы, игроки. Иногда цензура способна разрушить замыслы разработчиков. Изменится ли что-нибудь со временем? Не исключено, ведь игры становятся все популярнее. Хочется верить, что чем влиятельнее станет игровая индустрия, тем больше критиков будут относиться к ней с уважением.

Смотрите также
Главные онлайн-события октября 2016
Фичер
Главные онлайн-события октября 2016
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Фичер
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться