That Dragon, Cancer

Максим Еремеев (редакция)

Публичный сеанс психотерапии в формате компьютерной игры: настолько же искренний и трогательный, насколько и бессмысленный

Играть в That Dragon, Cancer или рассказывать о ней, не разобравшись в предыстории, практически невозможно, потому что в отрыве от нее этот проект просто не существует и не имеет смысла. В январе 2009 года у программиста Райана Грина и его жены Эми родился третий сын. Мальчика назвали Джоэлом, и первое время он жил и развивался как любой нормальный ребенок. Но незадолго до его первого дня рождения врачи диагностировали у Джоэла крайне агрессивную и опасную форму рака мозга. Родители мальчика и он сам упорно боролись с болезнью, но проиграли. Джоэл прожил на свете чуть больше пяти лет.

Идея That Dragon, Cancer, как рассказал в одном из интервью Райан Грин, появилась у него после одной из множества ночей, проведенных вместе с сыном в больнице. Мальчику было особенно плохо, он никак не засыпал и плакал все громче и отчаяннее. Ему хотелось пить, но сил его не хватало даже на то, чтобы удержать в желудке сок, который предлагал отец. Ничто не могло успокоить ребенка, пока он наконец не утомился настолько, что провалился в сон. Тогда-то Райан и придумал игру, описывающую этот чудовищный опыт. Игру, в которой твой сын страдает так, как не страдало большинство взрослых, но ты ничего не можешь с этим сделать.

У That Dragon, Cancer одновременно очень простой и очень выразительный визуальный дизайн

На самом деле назвать That Dragon, Cancer игрой можно лишь с большой натяжкой. Скорее это набор полуинтерактивных виньеток, в которых мы встречаем самого Джоэла, его родителей, врачей, которые его лечили. Слушаем истории из их жизни, читаем отрывки из дневника его матери и вместе с семьей Гринов переживаем эти кошмарные несколько лет.

Игра выглядит предельно сюрреалистично, у людей здесь нет лиц, а на декорации натянуты нарочито простые текстуры. Это мир, который нам будто показывают глазами маленького ребенка. Он еще не до конца сформирован, у вещей нет имен, а люди, включая самых родных, опознаются по самым ярким отличительным чертам: у папы есть очки и борода, у мамы — длинные темные волосы.

Первые сцены That Dragon, Cancer бьют в самое сердце. Это простые, обыденные эпизоды, от которых, тем не менее, к горлу подкатывает комок, потому что ты заранее знаешь, чем на самом деле все кончится. Вот Джоэл кормит уток в парке. Вот родители (мы) качают сына на качелях и ловят его, когда он скатывается с горки. Вот жена Райана звонит ему, чтобы попросить купить новую защелку на холодильник, потому что туда опять забрались дети и разбили об пол целую дюжину яиц, которые теперь невозможно оттереть. Вот врачи рассказывают семье, что больше ничем не смогут им помочь, только облегчить страдания их ребенка в последние дни его жизни (и сколько их будет, этих дней, они тоже не знают — может несколько недель, а может месяцев).

Когда Райан начал разработку игры, у него и Эми еще была надежда, что их сын выживет

В этот момент чувствуешь себя так, будто только что прочел один из ранних рассказов Людмилы Улицкой. Эти эпизоды проникнуты такой искренней болью и такой остервенелой надеждой, что в конце концов все как-нибудь образуется, что от них хочется орать. Это, возможно, самые мощные интерактивные сцены в истории видеоигр.

Но дальше происходит нечто неожиданное. И в самый неожиданный момент. Для меня That Dragon, Cancer сломалась на той самой сцене, с которой фактически началась история игры. Больница. Ночь. Все громче и громче плачущий смертельно больной ребенок, которого ничем невозможно успокоить. И поразительное ощущение гадливости. Какой отец будет вот так беззастенчиво выставлять муки собственного сына в специально для этого созданной компьютерной игре, если даже у меня от этого плача, постепенно перерастающего в кошмарный, почти звериный вой, кровь стынет в жилах?

Признаюсь, тут я не выдержал, бросил наушники на стол и вышел из игры, чтобы вернуться к ней только на следующий день. Со второй попытки такого острого отторжения она у меня не вызвала, но какой-то осадок все-таки остался. И, пройдя That Dragon, Cancer до конца (благо на это уходит примерно час с небольшим), я понял, в чем дело.

Рак — один из полноправных персонажей That Dragon, Cancer. Черные, колючие деревья — одно из его олицетворений

Понятно, почему и зачем Райан сделал эту игру. Он, его жена и старшие сыновья — все они пережили нечто ужасное. Многим после такого нужно с кем-то обсудить то, что они испытали. Как-то внутренне осмыслить болезненный опыт, переварить его. Глупо осуждать их за то, что в их случае осмысление приняло такую вот форму. Каждый справляется с травмами, как может. Непонятно другое: в чем смысл этой игры конкретно для меня и других людей? Почему мы должны смотреть на этот чужой сеанс публичной психотерапии?

That Dragon, Cancer — талантливо сделанная, очень (иногда даже слишком) трогательная и искренняя игра, но она абсолютно бессмысленна. Ее сложно назвать развлечением, она не приносит ничего, кроме убийственной тоски. Она так же бессмысленна и бесплодна, как молитвы к богу, которые регулярно возносят ее герои. Раз за разом они умоляют высшее существо: пощади нашего сына, помоги ему победить болезнь, избавь от страданий! Но всемогущий Господь молчит, предоставляя несчастным родителям самим справляться со своим горем, хотя они и находят постоянно его следы в разных мелких «чудесах». Так же и That Dragon, Cancer умоляет игрока: посмотри на наше горе! Сочувствуй нам! Раздели нашу боль! И ты, в отличие от Создателя, смотришь, сочувствуешь, разделяешь, но смысла в этом ничуть не больше.

That Dragon, Cancer это, безусловно, очень важная штука в том смысле, что она в очередной раз расширяет рамки индустрии. Не благодаря инновационным механикам или техническому прорыву, а просто потому, что такого, наверное, не делал еще никто и никогда. Местами она трогает до глубины души, особенно если у вас самих, как у меня, есть дети, и/или в вашей семье кто-то умер рака. Но во всем этом есть также что-то неправильное. Возможно, дело в моей личной зашоренности, но, пройдя игру до конца, я жалею о том, что сделал это. И мне бы хотелось никогда ее не запускать.

Смотрите также
Лучшие моды для Fallout 4
Фичер
Лучшие моды для Fallout 4
Топ-10 самых ожидаемых онлайн-игр 2016 года
Фичер
Топ-10 самых ожидаемых онлайн-игр 2016 года
Десять главных секретов Fallout 4
Фичер
Десять главных секретов Fallout 4
Дата выхода

That Dragon, Cancer

PC (Windows), MAC, iOS, Ouya
8.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Numinous Games
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows)), (MAC, Ouya), (iOS)
Системные требования
Минимальные
iOS 9.3 или выше
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться