Уже можно

Дима Смольный (пользователь)

Рассказ о возрастных рейтингах по всему миру и рассуждения на тему их влияния на индустрию видеоигр

Предвзятое отношение к видеоиграм — явление, давно переросшее в популизм. Электронные развлечения принято не понимать, критиковать и обвинять во всех грехах на любом из mass-media от мала до велика. Ведь на то они и «mass-media», что ориентированы на большинство. Любой, заскучавшей у телевизора, домохозяйке будет приятно услышать по ящику доводы, подтверждающие ее собственные. Школьный расстрел — переиграл в «стрелялки» — запретить! Нехитрая логическая цепочка, поднимающая извечный вопрос о курице и яйце. Кто начал первый? Домохозяйки, не понимающие новомодное увлечение своих чад, или же выпуск вечерних новостей, заявивший, что школьный стрелок, в числе прочих программ, на своем ПК имел Counter-Strike. Так или иначе, одни поют с другими в унисон уже порядка 30 лет. И если на западе это мракобесие потихоньку вытесняется из СМИ и, как следствие, умов обывателей, то у нас, в России, все, вероятно, только начинается.

Прежде чем приступить, хочу сделать следующее заявление: «Держу пари, что из-за программы MS Word случилось в разы больше смертей, нежели из-за всех вышедших за последние 40 лет видеоигр вместе взятых». Тем не менее, под строгий контроль, а зачастую еще и под нож, попадает интерактивное искусство.

Первой роль регулирующего органа в 1994 году взяла на себя американская ESRB. Появление Entertainment Software Rating Board было спровоцировано рядом громких проектов начала 90-х. С выходом таких игр, как Mortal Kombat, игнорировать творящееся в них насилие было просто несправедливо по отношению к киноискусству. Не потому, что в культовом файтинге можно было парой нажатий вырвать голову оппонента в связке с его хребтом. Тогда процесс еще выглядел довольно условно, хотя, даже на этом этапе, был способен вселять ужас в сердца особо впечатлительных старушек. Всему виной бешеная популярность проекта. Ведь если какая-нибудь Elviria 1990 года осталась неизвестной, то об MK, ввиду разросшегося консольного рынка, развития графических технологий и феноменального успеха самой игры, знала каждая вторая домохозяйка. Знала и была категорически против того, что ее сын, дни напролет, расчленяет своих одноклассников дома у телевизора или в зале игровых автоматов.

Наглядное пособие по выставлению рейтингов ESRB

Таким образом, проблема возрастных ограничений впервые была затронута на заседании конгресса США сенаторами Джо Либерманом и Гербом Колом. Под удар попали сразу 2 игры: вышеупомянутая Mortal Kombat, а также Night Trap — survival horror, выполненный в поджанре интерактивного кино. Чем культовый файтинг взбудоражил умы конгрессменов — предельно ясно. А вот в Night Trap имелась новаторская, по тем временам, технология full-motion video (FMV). Так называемые полностью подвижные игровые видеоролики, в числе прочего, включали в себя сцены сексуального характера. И если обсуждение MK протекало в достаточно спокойном ключе, то относительно Night Trap мгновенно был выдвинут следующий тезис: «Для этой игры просто нет места в нашем обществе!».

По итогам заседания были предприняты следующие меры. Sega оперативно организовала собственную рейтинговую систему и выпустила обе игры, снабдив их импровизированными предупреждениями. Nintendo пошла иным путем и портировала на свою консоль урезанную версию Mortal Kombat. Разница в продажах вмиг указала на правильный путь. В последующие два года каждая уважающая себя игровая компания обзавелась рейтинговым подразделением, а к 1994 году конгрессом было принято решение о формировании национальной комиссии. Ей и стала ESRB, сформированная при участии крупнейших в США разработчиков и издателей видеоигр.

Рейтинги ESRB, как они выглядят сейчас и, как они должны были бы выглядеть на самом деле

Сама идея ограничения продаж была позаимствована у кинематографа. Процесс выставления возрастных рейтингов проходит следующим образом. Издатель высылает ESRB наиболее жестокие, откровенные, провокационные и просто неприемлемые, для отдельных категорий граждан, сцены из грядущего проекта. Специальная экспертная комиссия, руководствуясь набором давным-давно выдуманных критериев, выставляет игре один из шести возможных возрастных штампов. При выборе итоговой возрастной оценки, отталкиваются, разумеется, от самого «взрослого» из всего обнаруженного контента.

Будет опрометчивым не заметить, что в США набор критериев оценки в разы больше, чем в Европе. Удивительного в этом мало, ведь в штатах, на данный момент, сформировалась одна из самых сильных, но, в то же время, одна из самых абсурдных правовых систем в мире. Грубо говоря, вооружившись конституцией и осмотревшись по сторонам, любой из граждан может найти повод для иска и заработать на нем денег на пару лет беспечного существования. Стало быть, чтобы максимально обезопасить себя и издателей от потенциальных судебных разбирательств, гражданам из ESRB и пришлось выдумывать целых 5 (!) разновидностей сексуального контента, а уж сколько подклассов придумали эксперты, дабы охарактеризовать разновидности насилия – просто уму не постижимо.

Добиться рейтинга Adults Only, не включая в игру сексуальный контент, ой как непросто! Но талантливые девелоперы из Rockstar — талантливы во всем. Manhunt 2 заработала AO-бирку и была запрещена в ряде стран не продемонстрировав при этом ни одной гениталии

Помимо углубленного анализа игрового контента, американская рейтинговая система отличается методикой провозглашения вердиктов. Так, в отличии от Европы, эксперты из США проявляют куда большее снисхождение к жестоким играм и, зачастую, выставляют им рейтинг ниже, чем по ту сторону океана. Однако компенсируется такое толерантное отношение категорической неприязнью к обнаженке и сценам сексуального характера. Игра, замеченная за демонстрацией хотя бы вторичных половых признаков особо смазливой дамы, рискует оказаться заклеймленной ярлыком Adults Only, а в ряде случаев и вовсе лечь на прилавки бок о бок с порнографией, реализуемой исключительно в специализированных точках продаж. Возможно, такой подход обусловлен неискушенностью американской детворы. Ведь в отличие от европейцев, у подростков в США нет возможности лицезреть всевозможных писающих мальчиков или древнегреческих полуголых богинь, запечатленных в камне на фасаде чуть ли не каждого здания.

Даже ESRB иногда ошибаются. Так эксперты, в отличии от фанатов, не смогли обнаружить в коде GTA: SA возможность интерактивного сношения и опрометчиво пустили игру в супермаркеты с рейтингом 17+. Когда скандал всплыл на поверхность, диски с сексуальными похождениями Си Джея массово мигрировали в утиль, а сама игра — на переработку

В этом году у ESRB юбилей. 1 сентября организации исполняется 20 лет. За это время эксперты изучили и оценили около 20 000 игр. Так или иначе, а в период своего существования организация проделала огромную работу, повлияла на сознание миллионов американцев и стала праобразом для создания аналогичных рейтинговых систем по всему миру.

Остальной мир был не так прозорлив, как «наши американские партнеры». Япония приобщилась к системе возрастного ценза каких-то 12 лет назад. Интеграция во всемирный тренд произошла посредством некоммерческой организации CERO (Computer Entertainment Rating Organization).

Ярлычки CERO — образец нелогичности

Основная философия и методика были под копирку срисованы с первопроходцев из ESRB. Есть игра, в ней есть «взрослый» контент, на него есть критерии оценки, для их сопоставления есть экспертная комиссия и пять итоговых штампов на обложку.

Зачем было заморачиваться и создавать собственную рейтинговую систему, если можно просто передирать американские рейтинги? Хороший, но весьма сложный вопрос. Ну, для начала, японцы — все же самодостаточная нация с крайне отличным от западного менталитетом. Отсюда и особый подход к оценке игрового контента.

Письма с Иво-Дзимы — одно из немногих западных произведений, позволяющих взглянуть на Тихоокеанские события времен Второй Мировой под иным углом. Для всего остального — есть CERO

Таким образом, рейтингов в Японии всего 5: A,B,C,D,Z. Первый обозначает игры для всех. А вот рейтинг «В» дает зеленый свет на покупку только лицам, достигшим 12 лет. Это говорит о том, что в Японии интерактивные развлечения выступают в роли отнюдь не детской забавы, а сродни взрослым способам проведения досуга. Во-вторых — это история. В стране восходящего солнца невозможно было бы обойтись без органа, контролирующего и корректирующего проекты, затрагивающие темы возмездия за Перл-Харбор или интерпретирующего на свой, американский, лад события на острове Иво-Дзима. Также, японцы вряд ли смогли бы закрыть глаза на пушку под названием «Fat Man» из игры Fallout 3. Ее название и назначение дословно повторяют снаряд, сброшенный в 45-ом на Нагасаки. Так что, если бы не CERO, регулирующая вопросы подобного рода, игру могла постичь судьба, как у CoH2 в России.

Европейцы обзавелись собственной рейтинговой системой лишь 9 апреля 2003 года. Pan European Game Information занимается абсолютно тем же, чем и предыдущие организации, так что нет нужды в очередной раз мусолить эту тему. Предлагаю просто пройтись по ключевым особенностям и наиболее интересным фактам о PEGI.

Наглядное пособие по выставлению рейтингов PEGI

Европейская система оценок выделяется крайне приятным и логичным визуальным оформлением. Вместо черно-белых и малопонятных рядовому прохожему букв, на обложке яркими цветами выведены цифры, указывающие на минимальный возраст потенциального покупателя. Так же PEGI, при помощи стильно нарисованных пиктограмм, считает своим долгом сообщить, какой именно контент повлек за собой присвоение игре соответствующего рейтинга.

Панъевропейская организация формально действует по всей территории старого света с целью сплочения всех его государств перед лицом информационной угрозы. Однако, на законодательном уровне пользоваться ее рейтингами обязуются дистрибьюторы всего 9 стран. Для остальных необходимость применения системы оценок PEGI варьируется от «по желанию» до «обязательно, но юридически, все же, необязательно».

5 возрастных оценок и 8 видов вредоносного контента. Пиктограммы PEGI — образец стиля, а также интуитивного понимания

В России рейтинги PEGI можно увидеть только на тех проектах, которые не нашли себе отечественного издателя и распространяются силами издателей западных. Также европейскую систему облюбовала сепаратистски настроенная провинция Квебек, что в Канаде.

Что касается Adults Only игр, то европейцы, зачастую, демократично кромсают неугодный контент в угоду продажам и более низкому возрастному цензу. PEGI существует уже 9 лет и, согласно собранной ей же статистике, в 2012 году ни в одной из игр не было обнаружено дискриминирующего контента и менее чем в 1% игр присутствовали азартные игры и употребление наркотиков. Well done, PEGI…

Настало время приступить к самой интересной части нашего рассказа, а именно к российской. 1 сентября 2012 года (как раз в день 18-летия ESRB) в нашей стране вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Именно этот документ, в настоящее время, является путеводной звездой в дебрях цифрового разврата и насилия. Именно этот сборник правовых норм защищает наше потомство от коварных и вредоносных программ, воспитывающих в их подсознании инстинкт будущих киллеров.

Что за абсурд я пишу? Во-первых, не я, а во-вторых, в нашей стране все обстоит именно так. Ведь закон 2-хлетней давности предписывает защищать, но совсем не объясняет – как? В нем нет четких формулировок, в нем нет указаний о формировании специального органа контроля, в нем нет ничего, кроме обилия глаголов «обезвредить, защитить, усмирить», «подавить, смечь, стерелизовать». Никак наши законоборцы, составляли документ под впечатлением от Half-life 2.

Последствия у такого бесцеремонного подхода к делу самые, что ни на есть, очевидные. Не имея под рукой методички с разъяснениями «что да как», наши с вами розничные сети лавиной цепляют на все подряд ярлычки «18+», от греха подальше. Цепляют, но при этом гнушаются нанять в отдел цифровых товаров человека, хоть немного знакомого с матчастью. Поэтому с одинаковым успехом горе-сотрудник может, как отказать юному покупателю в покупке безобидной, скажем, Burnout, так и не глядя отпустить на руки семилетнему школьнику Manhunt 2.

Наглядный пример того, как действует в нашей стране возрастная система ограничения продаж

В общем и целом, такое положение дел нельзя назвать критическим. Пока у государства хватает прочих забот, контроль за виртуальной жизнью юных россиян всецело лежит на плечах их родителей. Это не может не радовать. Но, страшно предположить, что же произойдет, когда у Госдумы все же найдется свободная минутка на формирование собственной ESRB? Рискну предположить, что в комитет войдут далеко не Александр Кузьменко с Ильей Мэддисоном. Зная нашу вертикаль власти, в PEGI отечественного розлива непременно окажутся Елена Мизулина, Виталий Милонов и прочие небезразличные к нашему нравственному облику люди.

Слева — Battlefield 3. В США продается под рейтингом Mature 17+. В числе причин значится Strong Language. Нам с вами, о такой роскоши, как крепкое ругательство в российской локализации, остается только мечтать. Но был когда-то и на нашей улице праздник. Слева — джевел российской версии старенькой игры Conflict: Vietnam — лучшей локализации на моей памяти. Тамошние главные герои не только регулярно покрывали все в радиусе километра многоэтажным матом, но еще и позволяли себе крепкие расистские высказывания и даже шутки педофильского характера. Бука заботливо перевела это на язык Маяковского, не урезав ни слова

Безусловно, собственная рейтинговая система поможет нашей стране решить ряд весьма насущных вопросов. Во-первых, такая организация сможет взвалить на себя ответственность за судьбу проектов со спорным контентом (см. Call of Duty: Modern Warfare 2, Company of Heroes 2). И если в ней будут опытные и знающие свое дело люди, уверен, для этих игр найдется куда более изящное решение, нежели «запретить» или «покромсать». Во-вторых, Russian Rating Board или RRB (я уже даже название придумал) могла бы помочь на корню истребить мракобесие. Ведь высококлассный эксперт, официально признанный государством, сможет с гораздо большей убедительностью отражать нападки на видеоигры в очередном выпуске «Пусть говорят». Ну и, в конце концов, нашей стране и правда не повредит адекватная система подсчета возрастного ценза.

Все это прекрасно, однако, с небольшой оговоркой. Не стоит, вдохновившись моим текстом, трубить во всевозможные инстанции с требованием о формировании RRB. Давайте сперва дождемся поколения депутатов следующего созыва.

Подведем итоги

Касательно рейтинговых систем существует 2 диаметрально противоположных мнения. Первое, а по совместительству негативное, обычно высказывают люди, не достигшие возраста, достаточного для покупки очередной части Assassin’s Creed. Не смотря на то, что вожделенный продукт им все равно приобретут родители, юные геймеры, зачастую, не терпят никаких контраргументов в свой адрес. «Сжечь главный офис и подвергнуть лоботомии всех сотрудников» — кредо 12-летнего ассасина. Второе, положительное мнение присуще людям среднего возраста и выше. Той их части, которая не играет вообще. «Молодцы ESRB, well done PEGI, отлично сработано CERO, так их, Елена Борисовна! Вот только бы еще побольше Adults Only, но все равно молодцы» — маячит у них в голове после поверхностного ознакомления с сутью вопроса.

На деле же, правда, как всегда, где-то посередине, а истина – и того одна. У таких организаций, как ESRB и PEGI есть свои минусы и плюсы. Наибольший плюс (личное мнение автора) — это рейтинг, каким бы он ни был. Нет, я не считаю, что в GTA можно играть исключительно с 18. Сам с упоением гонял Томми Версетти по просторам Vice City, будучи 11-летним мальчишкой. Я расчленял зомби пополам в подворотнях Рейвенхольма сразу после своего 12 дня рождения, а уже в 14 наблюдал за тем, как в промерзшем до основания вагоне, Лукас и Карла занимаются сексом. Не смотря на все вышесказанное, маньяка из меня не вышло, да и банальных психических отклонений в военкомате тоже не обнаружили. Но! Если на игре написано 14,16,17,18+, то лучше все же повременить с ее прохождением. Ведь дети, зачастую, играют только ради геймплея, рискуя упустить львиную долю атмосферы, сюжета, юмора. Попробуйте перепройти тот же Half-Life 2, Vice City или Fallout (для тех, кто постарше), и вы поймете, о чем я. Обратная сторона медали у такого подхода тоже имеется. Многие разработчики сознательно удаляют часть взрослого контента в угоду ESRB, пуская под каток цензуры массу прекрасных вещей, но это уже совсем другая история…

Смотрите также
Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина?
Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина?
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Дата выхода

Mortal Kombat

PC (Windows), GameBoy, SNES, Amiga, SEGA CD
9.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Acclaim Entertainment
Режимы игры
одиночный режим, hot seat | split screen (на одной машине)
Модель распространения
дисковый ритейл
Дата выхода
(GameBoy)
сентябрь 1993 г. (GameBoy, SNES, SEGA CD)
1993 г. (Amiga)
(PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться