В общем, я умер

Георгий Курган (редакция)

Статья о том, зачем мы играем в survival-игры и почему иногда нужно давать себе возможность сдохнуть от голода в лесу

Буквально на днях в Сан-Франциско подвели итоги главного фестиваля независимых игр — IGF. Первое место заняла Papers, Please — удивительная игра о буднях пограничника, но сегодня хотелось бы поговорить о совсем другом проекте. Don’t Starve была в списке номинантов на гран-при, но осталась вообще без наград — на мой взгляд, совершенно незаслуженно.

Don’t Starve — это кнопка катапультирования для всех хипстеров, интровертов, социофобов, социопатов и прочих детей больших городов. Наши первобытные инстинкты загнаны внутрь, первичные потребности из пирамиды Маслоу давно удовлетворены. Нас не хватает на экстремальные развлечения — либо мы просто не видим в них смысла: стартапы недоделаны, лайки недоставлены, смузи не допит. Но природа берет свое, нас охватывает неодолимая тоска, жажда приключений — и тогда нам остается только пойти в лес и умереть. Тут-то и помогает Don’t Starve.

Главный герой Don’t Starve просыпается на поляне посреди случайно созданного мира и, в буквальном смысле, пытается выжить на подножном корме

Эта игра, совсем как жизнь, полна отчаяния и безысходности. Ты точно знаешь, что рано или поздно умрешь. Нет никакой конечной цели, к которой стоило бы стремиться (единственный сюжетный квест интереса не представляет). Все, что остается — попытаться продержаться как можно дольше, и наполнить отведенное время смыслом.

Современный человек, живущий в цивилизованном обществе, лишен права на подвиг, да и поводов для подвига не так уж много. А в Don’t Starve каждый прожитый день — подвиг в самом первобытном смысле слова. Это когда приходится жить впроголодь, жарить на костре морошку и отбиваться в зимнем лесу от волков каменным копьем. Это когда бреешь в темноте спящего буйвола, рискуя разбудить все стадо. Это когда дрожащими руками спешишь достроить частокол вокруг лагеря — зима близко. Это когда с голодухи всерьез косишься на подозрительный сизый гриб — а вдруг, если его сварить, будет не ядовитым? Гриб, конечно, оказывается ядовитым, и ты умираешь в корчах, и начинаешь все сначала, потому что в таких играх если уж всё — то всё.

Игр с необратимостью смерти сейчас стало довольно много (Rogue Legacy, FTL, Out There и так далее), но Don’t Starve выделяется именно благодаря отсутствию целей и бессмысленности действий игрока перед лицом неизбежного. Наверное, именно в этом кроется секрет успеха популярности проектов вроде DayZ. В современных играх смерть отменена — загнана в угол «респаунами» и «чекпоинтами». В них все еще можно убить массу бесценного времени, но это будет либо вечное, как вращение колеса Сансары, многопользовательское месиво, либо более или менее интерактивное кино, в котором смерть героя мало кого всерьез волнует. Да, эти игры все еще будоражат кровь и вызывают вполне искренние переживания (иначе кто бы стал в них играть), но все это — краткосрочная стимуляция, дорогой и изящный аналог вживленных в мозг электродов. Даже в пронзительно реалистичных играх, вроде The Last of Us, самая жестокая смерть ближе к финалу воспринимается как рутина. В сущности, в играх смерти нет, а где нет смерти — нет и жизни.

DayZ номинально посвящена борьбе людей против зомби и против других людей. Но главные эмоции там — те же, что в Don’t Starve: тоскливое одиночество и вечный страх

Именно поэтому сегодня как никогда нужны Don’t Starve, DayZ, Rust, Forest и прочие симуляторы бессмысленного отчаяния. В них чувствуешь себя героем Джека Лондона, лермонтовским Мцыри, в них каждый шаг полон невероятных открытий именно потому, что каждый шаг может стать последним. И то, что эти открытия принимают форму банки солонины или жизненно необходимой вязанки дров — ничуть не умаляет их ценности, а наоборот, пробуждает неистовую, пещерную жажду жизни, которая в обычных обстоятельствах мирно дремлет, усыпленная благами цивилизации.

Ни один Call of Duty, ни одна Dota, никакой симулятор супергероя не дает такого искреннего чувства удовлетворения, как еще один рассвет после полной ужасов ночи в промозглом лесу. Выжил. Справился. Еще один шанс. Что мы каждый день говорим смерти? «Не сегодня».

Конечно, можно провернуть что-то такое и в реальности: уйти в староверы, заняться сурвивализмом, съездить в турпоездку в Сомали. Но жизнь одна, расстаться с ней в любом случае придется, а смузи, опять же, не допит. И тем не менее, чтобы окончательно не осоловеть от цивилизации, иногда необходимо напоминать себе о том, как выглядит существование вне ее пределов. К счастью, сегодня это достаточно просто: достаточно загрузить Don’t Starve, отправиться в лес и мучительно умереть.

Купить и скачать Don't Starve для PC, MAC и Linux можно в Steam (299 руб.). Также игра доступна на PS4.

Смотрите также
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Фичер
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Фичер
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Дата выхода

Don't Starve

PC (Windows), PlayStation 4
9.0
Оценка редакции
Читать рецензию
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Klei Entertainment
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows)), (PlayStation 4)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться