В шаге от победы

Михаил Ватник (редакция)

Несмотря на камерный формат и поражение наших в финале, присутствовать на турнире по Vainglory оказалось очень даже интересно

Тон поездке в Лондон на финал чемпионата Европы по мобильной moba-игре Vainglory был однозначно задан еще в Домодедово: в зале ожидания группа парнишек характерного киберспортивного телосложения шумно обсуждала «соломид» и «тим сикрет». В аэропорту Хитроу ситуацию усугубил русскоязычный пограничник, который источал любовь, а узнав, что я работаю в интернет-издании, завопил «Ничего не говори дай угадаю ты снимаешь порно ахахахаха шутка шутка!». Тут я заподозрил, что поездка получится интересной. Так оно и вышло.

Огромный стадион, забитый под завязку болельщиками, ревел, когда спортсмены демонстрировали свои потрясающие навыки. После завершения турнира фанаты под строгими взглядами оцепивших улицы конных полицейских по большей части уехали на метро, но немногих оставшихся хватило, чтобы оккупировать все соседние бары до утра, горланя речевки и пересматривая лучшие фрагменты игры.

Vainglory — мобильная игра, поэтому поначалу сидящие за планшетами киберспортсмены смотрелись немного непривычно

На самом деле нет: в пяти минутах ходьбы от места проведения турнира находился домашний стадион футбольного клуба Челси, от которого двигалась огромная толпа фанатов, раздраженных неудачной игрой своих кумиров. Домашний праздник Vainglory, конечно, не шел ни в какое сравнение с диким накалом футбольных страстей. Затем я мысленно сравнил Vainglory с Dota 2 и турниром The International и окончательно ощутил тщету бытия: масштабы различаются буквально в тысячи раз — во всем, от размера призовых выплат до количества зрителей в зале и в онлайне.

Скромный размах мероприятия, конечно, огорчил, зато оно прошло в приятной, неформальной атмосфере. Спортсмены свободно общались друг с другом и с болельщиками, целиком заполнившими небольшой зал мест на 120. Победитель отбирался из 8 команд, две из которых были русскоязычными (фактически это были два состава одной команды, Team Snow). Из остальных претендентов на победу и чек на 12500 долларов стоит выделить SK и Team Secret, хорошо известные по выступлениям в других дисциплинах вроде Dota 2.

Главные игры турнира (лучший матч нашей Team Snow на 2:27:00, а финал на 4:47:17)

В новостях вы уже могли прочитать, что наша команда Team Snow заняла второе место, практически без борьбы уступив Team Secret, которую обыграла на кураже в предварительной части турнира. Сказалась усталость после непростой победы над предыдущим соперником, отсутствие перерыва между матчами (у их соперников было более часа на отдых) и относительная неопытность — было видно, что ребята из Team Secret, заметно уступая в прямых столкновениях, гораздо лучше контролируют карту в целом, за счет чего быстрее развиваются и в конечном счете побеждают.

Интересно, что никто из игроков Team Snow раньше не выступал профессионально ни в одной киберспортивной дисциплине. Просто по разным причинам ребята оказались в игре, познакомились, стали играть вместе и, как говорится, «поперло». Сейчас они, все еще фактически выступая в качестве любителей, завоевывают призовые места. Это значит, что конкуренция в дисциплине пока что не слишком высокая и пробиться наверх сравнительно несложно. Неизвестно, сколько времени это продлится — аудитория игры продолжает расти, количество зрителей за три месяца, прошедших с финала осеннего турнира, увеличилось вдвое. Всего же менее чем через полтора года после выхода игры в турнирах принимает участие более полутора тысяч команд. Постепенно подключаются и мультигейминги — они берут под свое крыло уже существующие успешные команды. Именно так получилось с Team Secret — это бывшая команда Media Pixels Esports из Франции, которая победила на осеннем чемпионате Европы.

Игроки Team Secret

Конечно, нетрудно показывать рост в разы, если ты только что появился на рынке. Однако Vainglory была создана специально для того, чтобы пустить в компьютерный спорт миллиардную армию обладателей мобильных устройств. В ней есть все, что для этого нужно: возможность поиска команды, присоединения к гильдиям, прямо в клиенте игры висит приглашение посмотреть записи финальных игр турнира. Сильных конкурентов у Vainglory пока не видно. Главная причина в том, что разработчикам не приходится насильно привлекать игроков к турнирам: они сами начали объединяться в лиги, оставалось только поддержать их официально.

Вторая причина — на матчи в Vainglory смотреть не менее интересно, чем в любой «большой» игре этого жанра. Даже наоборот: неподготовленному зрителю, не имеющему за плечами многолетнего опыта «доты», матчи Vainglory, вероятно, понравятся больше. Сражение здесь редко длится больше 20 минут (все еще слишком долго, но это огромный прогресс по сравнению с 40-минутными сессиями в «доте»), а следить за картой, состоящей из одной линии и джунглей вместо трех, как в «старших братьях» жанра, куда проще. При этом нельзя сказать, что тактически Vainglory получилась упрощенной. Игрокам по-прежнему надо грамотно выбирать персонажей и с умом их прокачивать, контролировать карту, проводить разведку, защищать башни и конкурировать за монстров в джунглях. Зрителям же отлично видно, чем заняты игроки, как именно они пытаются подловить друг друга, лишить преимущества, задушить экономически, обойти в развитии, запереть на базе и в конечном счете уничтожить. И совершенно неважно, что сами игроки в это время возят пальцами по экранам своих планшетов — в конце концов, лет 15 назад компьютер на сцене тоже смотрелся диковато.

Team Snow на улицах Лондона

Кстати, игроки говорят, что не испытывают никаких проблем с управлением на тач-устройствах. Конечно, большинство все-таки использует планшеты, но некоторые игроки, особенно азиаты, спокойно (и небезуспешно) играют даже на смартфонах.

Несколько лет назад мобильную игру уже пытались сделать киберспортивной дисциплиной — на турнирах WCG была номинация Asphalt 4, а позднее Asphalt 5. Ничем хорошим это не закончилось: играть в мобильную гонку никто особенно не стремился, да и сама WCG вскоре отказалась от этой идеи, а затем и вовсе прекратила свое существование. Кажется, Vainglory сумела не наступить на эти грабли — хотя бы потому, что в нее играют добровольно. Будем надеяться, что она сумеет завоевать признание игроков и станет классикой мобильных соревновательных игр, а наши команды продолжат занимать призовые места. Лучше, конечно, первые.

Смотрите также
Киберспорт-2016
Фичер
Киберспорт-2016
Пять заблуждений о киберспорте
Фичер
Пять заблуждений о киберспорте
Игры со смертью
Фичер
Игры со смертью
Дата выхода
8.0
Оценка редакции
Читать рецензию
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Super Evil Megacorp
Режимы игры
мультиплеер
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(iOS), (Android)
Системные требования
Минимальные
iOS 6.1 или выше; Android 4.1 или выше
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться