Вечный бой

Георгий Т. (пользователь)

Столкновения пиратов и правообладателей начались давно и продолжаются по сей день. Кто одерживает победу и нужна ли нам эта война?

Вечер не задался с самого начала. Придя домой, я обнаружил, что у моего провайдера очередная авария на линии, постоянность которых уже стала привычной. Ну ничего – на столе лежал приобретенный совсем недавно диск, руки до которого еще не дошли. На обороте красовалась надпись «Для активации требуется подключение к интернету». Моя размерная жизнь не позволяла беспокоиться о том, что я окажусь где-нибудь далеко от точки доступа к всемирной паутине, а мне приспичит активировать игру. Сейчас повода к беспокойству тоже не было – игра установлена и активирована, а лаунчер обновил её до последней версии.

Однако, вопреки ожиданию — игра начисто отказывалась работать, хотя для игры подключение к интернету было необязательно. Повозившись и убедившись, что причина в оффлайновом режиме лаунчера, запуск из под которого почему-то невозможен, я мысленно записал победу пиратам над лицензионными играми и их системами защиты.

Мне, за полтора десятка лет использующего и лицензионную, и пиратскую продукцию, как ни странно, доставалось больше всего именно от лицензионной. Завладев лицензионным диском, я мог позвонить по телефонному номеру тех.поддержки и получить совет от Капитана Очевидности или без особых проблем поставить патчи, с которыми так мучились пользователи пираток. Но была и обратная сторона медали – средство защиты этого самого диска.

Я, как и многие, стал жертвой чужой войны, войны зла и добра, воров и собственников, называйте как хотите. Война идет на протяжении нескольких десятилетий. Пираты берут на абордаж проекты, правообладатели защищаются как могут, то сдавая, то удерживая позиции. Постоянно появляются новые средства защиты, к которым пираты подбирают новое оружие.

Начало было положено в далеких восьмидесятых. Не было ни интернета, ни ларьков с дисками по двести рублей. Для популярных систем в те времена, вроде ZX Spectrum, Commodore 64 и прочих, выходит масса игр. Тогдашний носитель информации – обычная аудиокассета или дискета, которую можно переписать и использовать, пренебрегая всеми авторскими правами. Как не допустить нелегальное использование программы на таких не защищенных носителях?

Ответ дал Джон Фрост и его изобретение – Lenslok. Принцип заключался в следующем – в набор игры входило специальное устройство, размером с аудиокассету. В нем были расположены призмы, преломляющие лучи света. При загрузке игры на экране появлялись хаотично расположенные линии, непонятные человеческому глазу. Но стоило поднести прибор к экрану телевизора – призмы преломляли эти линии и обладатель лицензионной кассеты видел вполне читабельный код, который необходимо было ввести в появившееся при загрузке окошко. Получалось, что переписать игру мог любой, а запустить – только купивший её.

Джентельменский набор обладателя лицензионной копии — кассета с игрой и Lenslok для её запуска
Принцип работы Lenslok

Вроде бы неплохое решение, в чем же тут может быть проблема. Как и во многом – человеческий фактор и технические прорехи.

Во-первых, устройство было довольно хрупким. Если учитывать то, что каждый запуск игра просила все новые и новые коды, а использование было постоянным, то через какое-то время особо неаккуратных пользователей ждала перспектива лишиться возможности ввести код купленной ими программы.

Во-вторых, не на всех телевизорах код было можно прочитать – устройство необходимо было прислонить к экрану и на больших телевизорах линии физически не помещались в объектив. С небольшого же расстояния, захватывающего нужные линии — все было размыто.

Ну и конечно человеческий фактор. Нередки были случаи того, что к кассете с игрой мог приложиться Lenslok с другим расположением призм. Соответственно вместо правильного кода человек видел неразбериху.

В итоге получалось, что «на халяву» поиграть не представлялось возможным абсолютно никому, а купившим лицензионную игру – многим, но не всем. Последними писались жалобы, перед ними извинялись и выдавали корректные устройства. Как говорится «гостей догнали и ложки отобрали, но неприятный осадок остался». Устройство подверглось жесткой критике, и вскоре было снято с вооружения борцов с пиратами.

К дополнительным техническим приспособлениям издатели больше не прибегали, все стало проще. Диски с играми сопровождались книжечками с описанием игры, её историей и тому подобным. Эдакая замена вступительным роликам теперешних игр, хе-хе. Так вот, в игре могла всплыть просьба, ввести пятое слово сверху на восьмой странице. И горе тому игроку, который не обладал книжкой – игра попросту закрывалась.

Расчет был отчасти верный – пираты копировали диски, игнорируя «ненужные» бумажные дополнения. Впоследствии они снабжали диски описанием и ответами на вопросы. Разработчики игр в ответ на это вставляли больше вопросов, меняли их – пираты проходили игры и писали новые инструкции. Эта окопная война окончилась с приходом доступной копировальной техники – разработчики отказались от идеи траты времени на то, что теперь копировалось за минуту.

В эру компакт-дисков самой распространенной защитой было условие наличия оригинального диска в приводе. Способов защит от копирования была масса. И каждая из них не защищала от копирования самих данных, а предотвращала запуск не лицензионной копии. Наиболее распространённой и действенной защитой у нас была StarForce. У пиратов и любителей халявы она вызывала приступы мигрени. До её популяризации защищенные игры успешно копировались созданием виртуальных образов, программами вроде VirtualCD. С новоявленной грозой пиратов эмуляторы дисков не справлялись. В сети передавались из рук в руки инструкции о возможности скопировать защищенный диск программой «Alcohol 120%» с последующей записью на чистый диск. У кого-то получалось, у кого-то нет.

Хоть игра куплена и установлена, поиграть не получится — диск сегодня не в форме

Со «старфорсом» версии 3+ было гораздо сложнее. С версии 3.хх, вместе с игрой устанавливался драйвер, замечавший программы эмуляции и запрещавший игре запускаться. В ответ на это была написана программа, «прячущая» от драйвера StarForce эмуляторы дисков. Эдакая игра в кошки-мышки. Все же разработчики защиты не зря ели свой хлеб – взломать игру Splinter Cell: Chaos Theory хакерам не удавалось полтора года.

Освоившись, пираты начали снабжать дисками с игрой мини-образом оригинальной игры, содержавших в себе нужную для успешной проверки информацию. В комплекте к такой игре, на диске шел мини-образ оригинала и программа, для эмуляции диска.

Минусы у защиты проверкой подлинности диска тоже были. Игроков раздражало жужжание привода и подвисание игры в моменты проверки диска. Подвисания со временем убрали, сделав проверку диска только при старте, но жужжание осталось.

К более критичным недостаткам можно отнести и то, что диск изнашивался чисто физически. StarForce считывал информацию о физическом расположении данных, поэтому незначительная царапина могла грозить тем, что защита попросту не признала бы диск лицензионным. У нескольких знакомых диски просто разлетались на куски во время игры, причем виной были именно некачественные диски, а не небрежная эксплуатация или зверский CD-привод.

Как и в ситуации с LaserLok купившие игру не могли поиграть. Но в отличии от устройства с призмами, StarForce все же ломали и зачастую играть в пиратскую версию было удобнее. Не было раздражающего жужжания CD-привода, подвисания при считывании информации, страха, что из-за царапины на диске игра не запустится и прочего.

Наверное, самый интересный способ защиты реализовали в играх Bohemia Interactive Studio. Так называемая FADE, проверяла диск на «оригинальность» и в любом случае давала запустить игру. На первый взгляд защиты нет, но в какой-то момент в игре начиналось безумие – машины теряли управление, вместо ликвидации трех часовых в указанной точке, стояла целая армия. Если не было армии, да и машина слушалась руля – радоваться было рано. При стрельбе из оружия разброс пуль был дикий. Вплоть до того, что стоя впритык к стене, вы не могли попасть в нее. Очень неплохая задумка – продемонстрировать пользователям игру и не дать нормально пользоваться без покупки.

Как же игра отличала оригинальный диск от подложного? А очень просто. При записи на диске создавались метки, которые воспринимались эмуляторами как царапины и соответственно игнорировались. Если игра не находила меток на диске – судьба игрока была предрешена – армии противников и косое оружие. Впрочем, FADE тоже ломают с переменным успехом.

На самом деле очень удачный вариант защиты, пусть и не до конца эффективный, но со своей функцией справляется лучше других, потому что проблем у купивших лицензию с FADE не бывает, в отличии от пользователей пираток. Такой защитой были награждены Operation Flashpoint, серия Arma и коммерческие адд-он'ы к ней.

Прилавки, предлагающие игры в 90-х и сейчас

С популяризацией интернета пришел самый эффективный, но далеко не самый удобный для конечных пользователей лицензионной продукции способ. Платформы цифровой дистрибуции дают возможность скачать игру, не выходя из дома. Оплачивая игру, вы покупаете код для её установки на своем компьютере. В отличии от кодов, печатавшихся на дисках и обложках в двухтысячных, эти нельзя ввести дважды – сервер хранит данные о каждом ключе, выпущенном в продажу.

Конечно, игры с такой защитой тоже ломают, но функционал их местами режется. И опять же – пользователям лицензионных копий создано больше неудобства. Активация через интернет диска, купленного в магазине. По сути, вы покупаете только код, который привязывается к вашему аккаунту платформы цифровой дистрибуции. Steam, Orgin или еще что, роли не играет. Существует опасность похищения аккаунта и она гораздо выше опасности того, что к вам в комнату влезет мужик в маске и похитит диск в копией Dragon Age. А если учитывать, что у некоторых на аккуантах свыше полусотни игр, то потеря этого самого аккаунта может сравниться с выносом всей вашей полки для хранения дисков и не одной тысячей рублей в деревянном эквиваленте.

Удобства в виде своевременных патчей, доступности ваших игр на любом компьютере может порезать отсутствие точки доступа к интернету. Но если с ним полный порядок – то купив лицензию, вы получите весь обещанный сервис.

Сама природа встала на защиту правообладателей

В стремлении защитить игру, хотя бы временно, разработчики прибегают к нетрадиционным методам. Подобно защите FADE, в игре появляется то, чего не должно быть в оригинале. Первое время после старта продаж GTA 4 и последующего её взлома хакерами, «пьяная камера» вынудила многих пересилить жадность и купить лицензионный диск. Суть в том, что изображение игры, подразнив графикой и физикой, через пару минут начинала расплываться, стараясь вызвать у играющего приступ тошноты. Конечно, и этот финт пираты обошли, но на это ушло время, столь драгоценное для издателя.

Нечто подобное появилось и в долгожданном Serious Sam 3. Пощеголяв перед фанатами серии симпатичной графикой и обнадежив их несколькими бодрыми фразами Сэма, даже разрешив разбить пару голов монстров молотом, игра натравливает на недобросовестных игроков огромного, не убиваемого скорпиона, который быстренько делает Game Over. Итог – игрок обалдев от графики, озвучки и атмосферы «того самого Сэма», у которого перед глазами стоит кувалда, монстры и расчленёнка, бежит в магазин за лицензионной копией игры.

Несомненно, нужно покупать лицензионные игры. Из уважения к хорошим сериям игр или разработчикам. Увы, не все игры и не все разработчики этого заслуживают, поэтому пиратство играет важную роль в ознакомлении конечного пользователя с продуктом. Не стоит быть категоричными впадать в крайности, поддерживайте хорошие проекты и игнорируйте те, которые созданы чтобы «срубить бабла».

Смотрите также
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Фичер
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Хакеры против правительств
Фичер
Хакеры против правительств
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться