Влетел в копеечку

bee_dee (пользователь)

Об истории игровых бюджетов

Издавна путём простых логических заключений принято судить о каком-либо проекте исходя из его сборов. Причём, если проект собрал вдвое больше, чем было потрачено – значит, окупился, а деньги сверху уже индикатор успеха.

Но на бюджет сам по себе обычно смотреть не принято, а зря, ведь он служит показателем того, как смело могут приоткрыть кошельки продюсеры ради детища разработчиков. Итак, на примере того, как рос рекордный бюджет, я предлагаю рассмотреть, как возрастает и кредит доверия к гордому делу игростроя.

Дабы не бороздить историю игроиндустрии целиком, начнём чисто символически – десять лет назад….

2004

Это было время энтузиастов и первооткрывателей, вышло много прекрасных видеоигр, которые, не лукавя, мы вспоминаем и переигрываем до сих пор. Денежной машине «парового» магната исполнился всего год; тем не менее, деньги у коварного Гейба уже были, а потому в свет выходит исторический шутер с многострадальной судьбой продолжения – Half-life 2, с не рекордным, но довольно внушительным бюджетом в

Это был проект, запустившийся с большой помпой: сиквел уже обзавёлся большим информационным багажом в виде легендарной первой части, но, благодаря хорошей маркетинговой кампании, навёл большого шуму и самостоятельно. После того, как игра фактически затмила собой все остальные проекты на Е3 2003, она постоянно муссировалась в прессе, дразня игроков разнообразными утечками – как спровоцированными «изнутри», так и незапланированными, с последующим поиском и наказанием виновных.

Конечно же, основной бюджет пошёл на техническую реализацию: именно для Half-life 2 был разработан тот_самый движок Source, который вполне конкурентоспособно выглядит и сейчас. Прекрасная лицевая анимация, невероятно реалистичная по тем временам физика – всё на голову выше того, что мы видели в игровой индустрии на тот момент.

Впрочем, Valve не халтурили и по другим фронтам: был придуман уникальный дизайн и написан выверенный сценарий, на озвучку приглашён солидный актёрский состав. Разработчики установили планку качества в пример всем остальным и долгое время были «на коне», собирая похвалы фанатов и множество наград.

2006

2005-ый оказался скучным, поэтому ветвь лидерства в 2006 взяли щедрые японцы, которые всегда с особой скрупулёзностью подходили к бюджету своих проектов. Особенно японцы, делающие Final Fantasy XII, стоимостью в

Стоимость предыдущих частей крутилась примерно в том же диапазоне, хотя на тот момент эта цифра была рекордной для серии. Реклама откусила незначительную часть бюджета: за пределы Японии она вышла лишь малыми отголосками, зато Square enix бабахнули эпичный конкурс косплея любимого персонажа, призом за который было участие в масштабном ивенте «Final Fantasy Gamer’s Day».

Не надо быть Шерлоком, чтобы смекнуть, куда отправились денежки – это сценарий, профессиональные актёры озвучки и кат-сцены на пару с, наверное, самыми эффектными на тот момент CGI-роликами. Таким образом, Final Fantasy XII стала очередным подтверждением того, что японцы своё дело знают и очень умело обращаются с капиталом.

2007

Ну, кто бы, вы думали? Test Drive? Modern warfare? ProStreet? Ан нет, Halo 3.

Знаменитый икс-коробочный эксклюзив показывает зубки и идёт ва-банк. Причём, натуральный ва-банк: на один только маркетинг было потрачено сорок тысяч долларов! И был он разнообразен до невозможности: это и туча роликов по ТВ, и различные диорамы на известных площадях крупных городов, и даже так называемая игра в альтернативной реальности. Причина проста: рекламная кампания служила не столько игре, сколько её платформе – и, как ожидалось, продажи X-Box выросли более, чем в два раза.

Не будем останавливаться на игре поподробнее, так как это единичный прецедент, и дорогостоящие игры от Bungie мы в этом списке уже не увидим. Или…? Впрочем, обо всём по порядку.

2008

На самом деле, я лукавлю, и рекордный бюджет в области игростроя был установлен в невошедшем в список 1999-ом году: ребята из студии Sega AM2 придумали боевик Shenmue, который обошёлся японцам в шестьдесят пять — семьдесят миллионов долларов. И этот рекорд стоически держался на протяжении девяти лет, пока на горизонте наконец не выстрелили Рок-звёзды с одним из своих самых дорогостоящих проектов GTA IV за

Грядущий выход игры стал самой настоящей новостной бомбой. Этому способствовали и высокое качество игр серии, и огромное количество пикантных судебных разбирательств, и тот факт, что аббревиатура «GTA» закрепилась, как негласный синоним для игр с открытым миром вообще.

Но и для новой части Rockstar на рекламу не скупились: куча новостей, плакаты, билборды, картинки на автобусах, масштабное граффити с логотипом на рекламной стене, фейковые сайты внутриигровых компаний и даже расклеенные в городах листовки о поимке особо опасных преступников Нико Белича, Малыша Джейкоба и т.д.

Сама разработка тоже оказалась дорогостоящей: новый движок, огромный детализированный мир, шаг вперёд в плане графики и, как обычно, профессиональные актёры озвучания. Лицензированной музыки стало ещё больше, и впервые за историю серии в GTA зазвучали такие масштабные звёзды эстрады, как Серёга, Глюкoza, Баста и т.д.

В общем и целом, GTA IV стала игрой, в которой буквально за каждой деталью, за каждой прорисованной текстуркой виднеется аккуратно сложенная пачка баксов.

2009

Modern Warfare 2!

Рекордная сумма затрат, которая наглядно обозначила, что конвейер запущен и вовсю работает. Конечно, до рекламы уровня Рок-звёзд им, извините, как до звёзд, но всё равно промо получилось довольно внушительное. С учётом того, что сама игра изменилась незначительно в сравнении с предшественником (старик-движок, например, бессменно использовался с 2005-го года, росла лишь версия), большое количество денег ушло именно на маркетинг.

Плюс ко всему, «жирные» чеки достались актёрам озвучания (например, Билли «Капитан Прайс» Мюррею, которого ряд СМИ неаккуратно путал с Биллом Мюрреем), сценаристам и, конечно же, Хансу Циммеру, который сделал патетичный саундтрек в своём духе, разбавив его «электроникой» синтезатора.

Что из всего этого вышло, вы знаете сами – много рассказать о явлении Call of Duty уже не получится. Да и не нужно – пятьсот пятьдесят миллионов долларов сборов ярко говорят сами за себя.

2011

Цифры самого дорогостоящего проекта 2010-го года Red Dead Redemptionсто миллионов с небольшим – несопоставимо меркнут перед титаном MW2. Поэтому уже в следующем году возможность поставить новый рекорд появляется у Bioware – и они принимают сомнительное решение вложить в ММОРПГ, по неподтверждённым данным

И при игре в Star wars: The Old Republic отдача от такого бюджета была на лицо: всё это обернулось огромной проработанностью вселенной, где каждый из персонажей озвучен одним из тысячи приглашённых актёров (что большая редкость для ММОРПГ); где контента, расширяющего вселенную вширь и вглубь, непомерно много; где в очередной раз мы рассмотрим историю противостояния Империи и Республики в галактических масштабах.

Что характерно, самая дорогостоящая часть Mass Effect от разработчиков оценивается не более чем в пятьдесят миллионов долларов. Что сподвигло раскошелиться на такое рискованное мероприятие – особо не ясно. О его нецелесообразности можно судить по итогам: начала отбиваться игра достаточно неплохо и на старте набрала аудиторию со скоростью на зависть любой другой ММОРПГ. Но уже через несколько месяцев приток народа спал, что вынудило пересадить SWTOR на free-to-play-модель, оставив при этом возможность стандартной оплаты со всеми причитающимися плюшками.

2013

И наконец-то, несгибаемый атлант индустрии, безусловный апологет жанра и абсолютный чемпион в категории бюджета видеоигр – GTA V с настоящим мировым рекордом в

Чтобы вы могли полностью оценить масштаб, на эту сумму можно построить собственную Международную космическую станцию, а на сдачу докупить пару шаттлов и жвачку.

И опять началась маркетинговая бомбардировка: в Штатах буквально нельзя было открыть пачку чипсов, чтобы оттуда, как из табакерки, на тебя не выпрыгнуло предложение о предзаказе. Все журналы единогласно трубили о любой новой информации. Билборды, вирусная реклама и прочее шли в комплекте.

Можно долго разглагольствовать, куда именно пошли эти деньги: тут вам и оптимизация, и полировка движка, и огроменный мир с кучей возможностей, и куча приглашённых актёров. В конечном итоге, можно сказать, что Rockstar, натренировавшись на выпуске громких блокбастеров, в этот раз ничем и не рисковали, так как взяли сразу несколько рекордов Гиннеса кряду: самая продаваемая видеоигра за 24 часа, самая продаваемая игра жанра экшн-приключение за 24 часа, быстрее всего заработанный видеоигрой миллиард.

2014

В 2007-ом году корпорация Google организовала студенческое соревнование, целью которого было побудить угасший интерес молодёжи к космосу. Задачей было высадить на Луну летательный аппарат и сделать несколько качественных снимков, а призом – скромное денежное поощрение в двадцать миллионов долларов. Один из участников, Дэн Беркеншток, весь год трудился над рабочим прототипом, но в 2008-ом грянул кризис, и поток денежных инвестиций был перекрыт, из-за чего Дэн остался с носом.

Однако он не сдался и ещё год спустя объединился с парочкой таких же энтузиастов, как и он сам. Вместе они основали компанию Skybox, которая занялась выпуском дешёвых мобильных спутников, запускаемых на орбиту. И которую в нынешнем году за пятьсот миллионов долларов купил этот самый Google.

К чему я клоню? Дело в том, что эта сделка открывает огромное количество возможностей не только для обеих компаний, но и для всего мира в целом: теперь Google планирует не только максимально усовершенствовать сервис самых точных в мире топографических карт, но и обеспечить каждого жителя в этом мире доступом к высокоскоростному интернету. Фактически, это небольшой технологический прорыв, событие мирового масштаба. Тем примечательнее, что заявленная стоимость разработки Destiny соразмерна стоимости технологического прорыва.

Любопытно, но при таком большом бюджете, игра почти не уделяет внимания рекламе. Проверить это достаточно просто: у каждого из вас наверняка есть такой знакомый, который качает с торрент-треккеров свежие части Assassin's creed, ждёт GTA V на ПК и убивает шесть из семи вечеров в неделю за партейками в Dota 2 – и на этом его игровой опыт ограничивается. Спросите, не слышал ли он о такой игре, как Destiny. Вероятнее всего, он ответит вам «нет» и пошлёт в комок за пивом.

Деньги целиком пошли на разработку движка (никаких загрузочных экранов, современные графические эффекты), игрового мира (проработанный дизайн всего и вся, детальный бэкграунд и сценарий) и геймплея (куча доступного транспорта, разнообразные модификации оружия), плюс мощные сервера. Ну и одна из главных фишек — это принципиально новая концепция массового многопользовательского шутера: игра будет представлять из себя индивидуальную историю одного игрока или небольшой команды, которая, при этом, будет перекликаться с историями других игроков. Иными словами, это будет Borderlands, только более лиричный и с воюющими незнакомцами на горизонте.

Звучит это довольно привлекательно, хотя, лучше не делать поспешных выводов. В любом случае, за рекордный бюджет игра попадает под прицел автоматически.

За относительно небольшой пройденный путь в шесть десятков лет, индустрия видеоигр превратилась в один из самых затратных секторов экономики. Даже киноиндустрия, которая зародилась на полвека раньше, пока не пересекла отметки в 300 миллионов: именно столько стоит самый дорогой фильм за всю историю кино Пираты Карибского моря: На краю Света. Это показательно свидетельствует о том факте, что игры непрерывно совершенствуются и занимают всё более твёрдое положение в индустрии развлечений человечества.

Смотрите также
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Фичер
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться