Как выбрать игровой компьютер

Вместе весело играть. Часть первая: откуда есть пошел мультиплеер

Роман Перов (пользователь)

Сегодня немалую долю успеха многих одиночных игр обеспечивает наличие в них интересного сетевого режима. Кроме того, существуют исключительно онлайновые проекты. Давайте же узнаем, с чего все началось

Как известно, в наше время не так много студий-разработчиков отваживается на создание исконно одиночных проектов. Из актуальных тайтлов сходу вспоминаются всего несколько: TES V: Skyrim, Deus Ex: Human Revolution и Bioshock: Infinite. Поэтому в большинстве сегодняшних блокбастеров так или иначе присутствует сетевая составляющая в различных вариациях. В некоторых продуктах она реализована скорее для галочки и примеров тому изрядное количество — от маловменяемых мультиплеерных режимов, дико напоминающих всем надоевший Counter-Strike, до сетевых турниров в духе Unreal Tournament.

Однако, к счастью, имеются и проекты с весьма самобытной мультиплеерной составляющей. Среди них особенно выделяются такие франчайзы как знаменитая серия в меру реалистичных шутеров от первого лица Battlefield, а также титан жанра глобальных тактических стратегий с боевым режимом реального времени — многими любимая серия Total War. Кроме того, широко известна забава-песочница имени независимого разработчика Маркуса Перссона под названием Minecraft.

Имеются и полностью онлайновые проекты, где балом в основном правят массовые многопользовательские онлайновые продукты (MMO или клиентские игры). Наиболее заметными среди них сегодня являются: фэнтези-MMO (World of Warcraft, Perfect World, Aion, Lineage 2), многопользовательские симуляторы реальной военной техники (World of Tanks, World of Warplanes, War Thunder), многопользовательские симуляторы человекоподобных боевых машин (Hawken, MechWarrior Online), а также единственный масштабный клиентский космический симуляторEVE Online.

Кроме того, существует великое множество неклиентских проектов: браузерных онлайновых видеоигр и онлайновых игровых приложений в социальных сетях. Тем не менее, подобные продукты не представляют сколько-нибудь большой (особенно художественной или образовательной) ценности для рынка видеоигр и самих игроков, а поэтому служат в основном для «убивания времени».

Речь же в данной статье пойдет об истоках такого явления как мультиплеерная видеоигра. Мы вспомним с чего все началось, узнаем о первых разработчиках проектов для нескольких игроков, а также о первых продуктах использующих сетевой режим для совместной игры. Во второй (и завершающей) части цикла статей будут разобраны основные виды современных проектов, так или иначе связанных с игрой в режиме мультиплеера.

Вначале был Tennis...

Да именно так. Вначале был Tennis for Two (а вовсе не разрекламированный Pong), разработанный аж в 1958 году учеными Брукхейвенской Национальной Лаборатории (США, штат Нью-Йорк). Проект представлял собой примитивное изображение теннисного поля с сеткой посередине на экране осциллографа. Статичная часть картинки была выполнена яркими полосками, а теннисный мячик был изображен в виде анимированного кружка, достаточно красиво перелетающего с одной половины поля на другую. Ну и, разумеется (как понятно из названия), играть можно было вдвоем. Поэтому, в очередной раз собираясь с друзьями в рейд или на клановую войну, не забудьте помянуть добрым словом американских ученых (главное не перепутайте их с британскими).

Следующей важной разработкой стала, созданная в 1979 году двумя студентами из Эссекского Университета (Англия, графство Колчестер), Multi-User Dungeon — первая в мире многопользовательская видеоигра (не путать с играми для двух игроков), которая была выполнена в жанре текстового квеста. Аббревиатура же ее названия — MUD — по сей день используется для обозначения целого жанра онлайновых игр с текстовым интерфейсом. Геймплей в подобных проектах был достаточно простым: сначала игрок получал исчерпывающе словесное описание текущей ситуации, а также игрового окружения, затем он должен был принять соответствующее решение посредством текстовых команд, коих было изрядное количество (взять предмет, идти на север, атаковать монстра и т.д.). Бродили по «Многопользовательскому Подземелью» (именно так название переводится с английского) и другие игроки, подключавшиеся по локальной сети (глобальная же сеть — интернет — появилась позднее). Разумеется, для получения истинного удовольствия от MUD’ов нужно было обладать сколько-нибудь развитым воображением (а вы говорите «графон»). Кстати, как, вы уже наверное догадались, за большой вклад в развитие мультиплеера все таки можно поблагодарить и британских деятелей науки.

На дворе были восьмидесятые...

Одним из важнейших событий в истории видеоигр с мультиплеерным режимом можно считать следующее: в 1983 году крупнейшая на тот момент американская компьютерная сеть ARPANET перешла с устаревшего сетевого протокола NCP на, известный и поныне, TCP/IP. Это позволило, в конечном итоге, объединить разрозненные локальные сети в единую глобальную, которую назвали Internet.

Что касается первых КОММЕРЧЕСКИХ сетевых игр, то ими были: текстовый квест (MUD) с псевдографикой Island of Kesmai, вышедший в 1985 году, а также графическая игра с открытым (!) виртуальным миром, населенным многими игроками, под названием Club Caribe (несложно догадаться, что именно она стала одной из прародительниц концепции MMO-игр). В первом проекте оплата шла за трафик в сети, а вторая была первой в истории онлайновой видеоигрой с абонентской платой, которая составляла целых двенадцать (!) долларов в час. По тем временам просто бешеные деньги, особенно если сравнить с сегодняшними проектами, в которых просят примерно столько же за целый МЕСЯЦ игры!

Кому-то лихие, для кого-то — MMO...

Золотой эпохой онлайн игр можно считать девяностые годы двадцатого века, во время которых случились сразу пять важных событий: появление в 1991 году первой в мире графической MMORPG (термин был введен позднее Ричардом Гэрриотом, речь о его проекте пойдет ниже) — Neverwinter Nights (не путать с игрой 2002 года), создание в 1995 году самого первого интернет-чата, выпуск первой в мире коммерчески успешной MMORPGUltima Online, выпуск в 1998 году первой MMORPG с использованием трехмерной графикиEverQuest, и, наконец, появление самой популярной в мире модификации Half-Life под названием Counter-Strike (подробности про нее будут во второй части цикла).

Neverwinter Nights представляла собой бродилку в фэнтезийном сеттинге с аккуратно вписанной в текстовый интерфейс графической составляющей. Вид «из глаз» включался когда наш персонаж перемещался по мирным локациям (например по городу, проходя между торговыми лавками), а стоило ему зайти на враждебную территорию, как для лучшего обзора камера переключалась на вид сверху. Геймплей напоминал все те же MUD’ы обилием текстовых команд и описаний. Разве что, наконец-то, не надо было побуквенно вбивать каждую из таких команд — теперь можно было выбрать одну из представленных на экране с помощью клавиатуры.

Подробности о создании первого в мире интернет-чата вряд ли заинтересуют слишком многих, поэтому перейдем сразу к знаменитейшему детищу великого разработчика (а по совместительству астронавта-любителя), Ричарда Гэрриота. Как вы, наверное, уже догадались речь идет об Ultima Online, разработанной Origin Systems и выпущенной в достаточно далеком уже 1997 году. Проект, здравствующий и поныне, успел обрасти целыми десятью дополнениями и обзавестись поддержкой красивой современной трехмерной графики и анимации. Игра была знаменита невероятной по тем временам свободой действий: наряду с исследованием подземелий и других локаций можно было драться с монстрами, убивать других игроков, ездить на верховых животных, а также — учиться разжигать костры для разбивки лагеря! Кроме того в «Ультиме» была разработана сложная сбалансированная классификация различного снаряжения с системой разнообразных бонусов. Была здесь и броня различных видов, и большое количество самого разного оружия: мечи, палицы, секиры, копья и даже вилы. Для достаточно мало избалованных подобным разнообразием арсенала игроков (в те времена подобным могла похвастаться, разве что, Diablo и еще пара тайтлов) конца девяностых все это стало воистину манной небесной, и бешеная популярность Ultima Online до самого 2003 года, когда вышли World of Warcraft и Lineage II, тому есть веское подтверждение. Однако о WoW и «Линейке» будет подробнее рассказано во второй части данного цикла.

Ну и, наверное, самым значительным событием для всей истории MMO-игр (и отчасти других проектов с мультиплеером) можно считать выход в 1998 году первой MMORPG с полностью трехмерным графическим движком. Именно EverQuest (так назывался проект) заложила такие основы массовых онлайн развлечений как: сложносочиненный интерфейс с различными активными умениями, крафтинг, сражения игроков между собой (PvP), рейды в подземелья группами игроков, а также выбивание «лута» (полезных предметов, выпадающих из врагов). Сэттинг, также как и в большинстве проектов названных ранее, был фэнтезийным. На данный момент сервера игры еще активны, несмотря на то, что уже давно вышла следующая часть сериала — EverQuest II. Кроме того, пару лет назад была анонсирован проект с рабочим названием EverQuest Next.

Итак, первая часть цикла о видеоиграх с мультиплеерным режимом под названием «Вместе весело играть» подходит к концу. Мы с вами вспомнили истоки самого явления совместных развлечений на наших экранах, узнали какие проекты были первопроходцами в том или ином смысле, а также упомянули о нескольких важнейших событиях и деятелях индустрии. Всем спасибо за прочтение, ждите следующей части цикла, в которой будут рассмотрены различные виды современных проектов для нескольких игроков.

Смотрите также
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Фичер
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Как выбрать игровой компьютер
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться