Военные дирижабли в играх и реальности

Тимур Шерзад (редакция)

Ко дню рождения легендарной игры Crimson Skies мы вспоминаем историю военных дирижаблей – от простеньких разведчиков до гигантских авианосцев

Сегодня день рождения у вышедшей в 2000 году игры Crimson Skies. Ее события происходят в альтернативной истории, где США и Канада распались на множество отдельных государств, использующих в войне друг против друга дирижабли. Казалось бы, дирижабли выглядят экзотикой в сравнении с самолетами, но в играх встречаются очень даже часто — взять хотя бы популярную прямо сейчас Battlefield 1. Сегодня мы решили вспомнить реальную историю воздухоплавания, проиллюстрировал ее примерами из игр — как известных, так и не очень.

Легче воздуха

21 ноября 1783 года в небо Франции взмыл монгольфьер — аэростат, подъемную силу которому создавал нагретый воздух. Летательные аппараты подобного рода уже успешно запускались, но в этот день под ликующие крики парижан в полет отправились первые люди — изобретатель Розье и гвардейский офицер д’Арланд. Пролетев девять километров на высоте около тысячи метров, смельчаки произвели удачную посадку недалеко от города. Эра пилотируемого воздухоплавания была открыта.

Полет на монгольфьере в Assasin’s Creed: Unity

Конструкция аэростатов развивалась: на смену монгольфьеру пришел шарльер, наполнявшийся газом. Поддерживать огонь для нагревания воздуха не требовалось, поэтому шарльеры были более безопасными, и быстро набрали популярность. В эпоху Революционных войн (1792 — 1802 гг.) французские воздухоплаватели занимались разведкой — видимость сверху была отличной. Войска стали получать точную и быструю информацию о передвижениях врага — депеши складывали в коробочки, которые спускали по прикрепленному к аэростату тросу.

Но у аэростатов оставалась одна большая проблема — управляемость. Сбрасывая балласт и стравливая газ, пилоты могли управлять лишь высотой полета, пытаясь поймать ветер, дувший в нужном направлении. Удавалось не всегда, поэтому изобретатели пробовали использовать паруса, весла, а затем и пропеллеры, вращаемые несколькими десятками человек. В Австрии даже пытались запрячь в воздушный шар дрессированных орлов. Но эффект был минимальный. Прорыв в воздухоплавании случился лишь в 1852 году, когда француз Анри Жиффар изобрел дирижабль — аэростат, на борту которого разместилась вертевшая пропеллер паровая машина.

Дирижабли в бою

В 1907 году знаменитый фантаст Герберт Уэллс написал роман «Война в воздухе», в котором государства для нападения друг на друга использовали огромные флотилии самолетов (которые двигались не с помощью пропеллеров, а махая крыльями) и дирижаблей. Будущее по Уэллсу наступило через считанные годы — к Первой мировой боевыми дирижаблями обладала практическая каждая крупная европейская страна. Лидером в этой области стала Германия, которая в начале XX века испытывала сильнейший промышленный и научный подъем, грозясь оставить позади даже всемогущих англичан.

Дирижабль на просторах Battlefield 1

Одних только жестких (с полным каркасом) дирижаблей, построенных за время войны только на заводах Цеппелина, у немцев насчитывалось более сотни. На долю этой армады выпала честь открыть эру стратегических бомбардировок — о ней мы уже писали. Дирижабли несли на борту несколько тонн взрывчатки и могли преодолевать до 2-3 тысяч километров на скорости 80-90 км/ч. и высоте до 8 километров. Для начала XX века это были невероятные характеристики.

Важную роль дирижабли играли и на море, где их использовали для разведки и патрулирования. Они двигались быстрее кораблей, были автономны и, если экипаж не допускал ошибок, практически неуязвимы — если на суше зенитными средствами была насыщена вся линия фронта, то на море надо было только избегать кораблей. Особенно интенсивным использованием дирижаблей в этой роли отметились, конечно же, англичане, империя которых была разбросана по всему миру. Немецкие подлодки делали все, чтобы отрезать колонии друг от друга, и тут корабли легче воздуха оказались как нельзя кстати.

Летающие авианосцы

Но настоящей эрой расцвета дирижаблей стали годы между двумя мировыми войнами. В июне 1919 года состоялся первый трансатлантический воздухоплавательный перелет — британский дирижабль R34 перелетел из Восточного Лотиана (Шотландия) в Нью-Йорк. Через 10 лет немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» совершил кругосветное путешествие. По всему миру налаживались регулярные линии, которыми возили как почту, так и пассажиров. Дирижабли летали даже на Северный полюс — причем строили и водили их стереотипично южные (хоть и располагающие вполне снежными Альпами) итальянцы.

Главный герой The Saboteur лихо проносится сквозь горящий цеппелин

И именно в золотой век дирижаблей родилась идея авианосца легче воздуха. С подобными машинами сталкивался почти каждый, кто увлекается играми. В Crimson Skies дирижабль, несущий самолеты, служил игроку базой. В Turning Point: Fall of Liberty с огромных цеппелинов взлетали, ни много ни мало, реактивные Ме-262. Свой дирижабль-авианосец был даже у Братства Стали в Fallout 4. Однако факт, что подобные машины существовали и в реальности, для многих остается сюрпризом.

История летающих авианосцев началась в Соединенных Штатах в двадцатые годы прошлого века. Одним из вероятных противников тогда считалась Япония, у которой был третий по боевой мощи флот в мире. Появиться у берегов США ее корабли могли совершенно внезапно — безбрежные пространства Тихого океана способы скрыть кого угодно. Обычно разведкой в открытом море занимались крейсеры, но с окончанием Первой мировой средств на вооружения стали выделять меньше, поэтому любой способ сэкономить находил живой интерес в глазах военных. Одним из вариантов был дирижабль — очень быстрый и при этом автономный. А если воздушный корабль еще и станет запускать и принимать самолеты, то его преимущество будет абсолютным. Собственная авиация сможет как защищать дирижабль от воздушных атак, так и в разы увеличит патрулируемую площадь. По подсчетам Бюро аэронавтики США, 10 дирижаблей-авианосцев, работающих в 2 смены по 5 машин, смогли бы разведать столько же квадратных километров моря, что и 120 крейсеров.

Опыты с «трапецией» на дирижабле «Лос-Анджелес»

При этом реализация функций авианосца как раз была самой меньшей проблемой. Первый запуск самолета с воздуха произвели еще в 1918 году. С посадкой оказалось чуть сложнее, но и эту технологию отработали к 1924 году. Самолет просто зацеплялся крюком за механизм, прозванный «трапецией». Такая посадка была даже проще, чем приземление на аэродром. Во-первых, из скорости самолета вычиталась скорость дирижабля, что сильно упрощало дело. Во-вторых, пилот был застрахован от столкновения с землей в случае сваливания — внизу его ждал привычный для самолета воздух, а не твердое покрытие взлетно-посадочной полосы.

Всего построили два дирижабля-авианосца: «Акрон» и «Мейкон», практически идентичные друг другу. В длину каждый достигал 240 метров, лишь немного уступая знаменитому «Титанику». На борту было по ангару на 4 небольших самолета — биплана-истребителя F-9C. Успешно «зацепившийся» самолет втягивался внутрь, где его могли обслужить, в то же время запуская другой. Для непрерывной разведки это было идеально.

Летающие авианосцы начали участвовать в учениях, а среди высших военных чинов разгорелись споры об их будущем. Адмирал Стендли, ненавидевший дирижабли, устроил «Акрону» ловушку — его корабли подкараулили авианосец и одновременно запустили 13 гидросамолетов. Дирижабль успел скрыться в облаках, и потерявшие друг друга самолеты были вынуждены атаковать по одному. Пикируя, они бросали «бомбы» с краской, но безуспешно — «Акрон» маневрировал на скорости более 100 км/ч. А спаренные фотопулеметы не могли причинить серьезный «урон» — наполненный безопасным гелием, распределенным между отдельными отсеками, «Акрон» такого обстрела не боялся.

«Мейкон» на учениях. Его F-9С легко определяются по отсутствию шасси (оно временно демонтировалось) и специфическому крюку сверху

Успешность дирижаблей сильно зависела от географии действий. На просторах Тихого океана летающим авианосцам было где развернуться. Они могли быстро найти условного противника и не стать «сбитыми». А вот в сравнительно небольшом Карибском море дирижаблям было тесно, и они теряли почти все преимущества перед крейсерами.

Закат

Ни «Акрону», ни «Мейкону» не удалось дожить до Второй мировой. В ночь на 4 апреля 1933 года «Акрон» попал в сильнейший шторм на Восточном побережье и рухнул в Атлантический океан. Из 76 человек выжили лишь трое. Вместе с «Акроном» погиб и адмирал Моффет — главный сторонник использования дирижаблей. Позиции воздухоплавателей сильно пошатнулись.

У уцелевшего «Мейкона» оставалась лишь одна возможность доказать свою полезность — блистать на учениях. Это стремление его и подвело — во время очередного перелета дирижабль попал в воздушную яму. Был деформирован один из шпангоутов, что нарушило целостность каркаса. В нормальных условиях деталь бы заменили, но для этого требовалось разобрать весь хвост. Капитан решил, что учения важнее, и ограничился поверхностным ремонтом. В итоге 12 февраля 1935 года резкий порыв ветра разрушил ослабленный стабилизатор, а следом повреждения получила хвостовая часть корпуса. Несмотря на усилия экипажа, дирижабль стал терять высоту, упал на воду и затонул. На сей раз человеческих жертв было меньше — погибло лишь двое членов экипажа. Но для летающих авианосцев это был конец.

Катастрофа «Гинденбурга»

6 мая 1937 года на авиабазе Лейкхерст в США совершал посадку немецкий пассажирский дирижабль «Гинденбург». Обрыв одного из элементов каркаса дирижабля привел к целой серии разрушений в результате которой исполин загорелся и рухнул на землю, унеся жизни 36 человек. Катастрофа «Гинденбурга», превосходящего по размерам «Акрон» с «Мейконом», стала финальной точкой в истории больших дирижаблей. Несмотря на ряд соблазнительных преимуществ, дирижабли стремительно проигрывали гонку самолетам, которые становились все быстрее, мощнее и надежнее. Но после серии громких аварий от строительства новых больших дирижаблей отказались даже лидирующие в этой области немцы.

Эра воздушных левиафанов завершилась, хотя, возможно, и не навсегда. Сегодня сразу в нескольких странах существуют проекты возрождения дирижаблей — более совершенных и безопасных, и отлично подходящих для транспортировки грузов на большие расстояния. Ну и, конечно, дирижабли продолжают жить в играх.

Смотрите также
Гуманоиды и ксеноморфы: куда заводит фантазия авторов игр
Фичер
Гуманоиды и ксеноморфы: куда заводит фантазия авторов игр
Как правильно выбрать видеокарту
Железо
Как правильно выбрать видеокарту
Впечатления от мультиплеера Star Wars: Battlefront 2
Превью
Впечатления от мультиплеера Star Wars: Battlefront 2
Самые странные игровые режимы
Фичер
Самые странные игровые режимы
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться