Все, что вам надо знать о виртуальной реальности

Игры Mail.Ru (редакция)

Мы рассказываем, когда откроется виртуальная реальность, зачем она нужна, какой выбрать шлем и сколько на него отложить денег

2016 год однозначно пройдет под знаком виртуальной реальности. Начать продажи собственных шлемов планируют сразу три компании: 28 марта Facebook выпустит Oculus Rift, в апреле выходит Vive от Valve/HTC, плюс примерно в это же время ожидается и PlayStation VR от Sony. К появлению новых технологий стоит готовиться заранее, так что мы решили собрать в одном месте ответы на основные вопросы по виртуальной реальности.

Зачем это вообще нужно? Разве консоли с телевизором или персонального компьютера для счастья уже недостаточно?

Хоронить современные технологии пока рано — как минимум в ближайшие годы (а, возможно, и десятилетия) они будут существовать вполне благополучно. Но виртуальная реальность это способ ощутить игру на совершенно ином уровне. Между вами и дисплеем, на котором запущена игра, есть определенная дистанция. Поэтому изображение занимает лишь часть вашего поля зрения, вы все равно видите боковым зрением объекты реального мира. Это не позволяет мозгу до конца поверить в реальность происходящего на экране.

В очках виртуальной реальности эта дистанция практически отсутствует — для каждого глаза создается отдельная картинка, которая занимает все поле зрения. Вместе две картинки формируют стереоскопическое изображение. Плюс в шлем встроены гироскопы, благодаря которым обзором можно управлять, двигая головой — причем отслеживаются не только повороты, но и, например, наклоны головы.

Благодаря этому получается совершенно другой уровень погружения в происходящее — многих, кто решил в первый раз прокатиться на виртуальных «американских гонках» в шлеме, даже по-настоящему укачивает. Есть и практическая польза — широкое поле зрения и возможность в любой момент повернуть голову позволят игроку лучше контролировать ситуацию.

Если это так круто, то почему никто не додумался выпустить шлем виртуальной реальности ранее?

Вообще-то пробовали. Экспериментальные прототипы шлемов появились в шестидесятых годах прошлого века, а попытки выпустить коммерческие устройства начались в девяностых. Тогда вышел Virtuality, аркадный автомат со специальным шлемом и контроллером. Немногие игровые салоны могли его себе позволить, но какой-никакой успех автомат снискал. Собственные разработки были и у создателей консолей — Sega некоторое время экспериментировала со шлемом Sega VR для Mega Drive и Saturn, Nintendo выпустила в продажу консоль Virtual Boy, а в США продавался шлем Forte VFX1, совместимый с такими PC-играми, как Doom, Heretic, Magic Carpet и другие. Впрочем, популярным не стало ни одно из этих устройств.

Игровой автомат Virtuality

В девяностые годы (да и в нулевые) еще не существовало технологий, позволявших создать массовый, недорогой и качественный продукт. Для шлема виртуальной реальности нужны жидкокристаллические экраны высокого разрешения, да и компьютер или игровая приставка должны быть очень мощными — например, в случае с Oculus Rift необходимо обрабатывать изображение с разрешением 2160х1200 пикселей при частоте развертки 90 герц, для чего, по оценкам разработчиков, требуется в два-три раза более мощные процессор и видеокарта, чем для игры на обычном мониторе в разрешении 1080p.

Значит, современные технологии уже достаточно хороши для виртуальной реальности?

Да, хотя до совершенства им все равно далеко. Выходящие в этом году шлемы теоретически способны запустить любую современную игру с разрешением и детализацией картинки не хуже, чем на экране монитора или телевизора — если, конечно, обзавестись современным компьютером. Но в будущем «качество» виртуальной реальности еще вырастет — появятся шлемы с экранами большего разрешения, да и более мощные компьютеры позволят создавать лучшую картинку. Наверняка снизится и цена: если изначально разработчики Oculus Rift ориентировались на 200-300 долларов, то итоговая цифра выросла до 599 долларов — немаленькая сумма, особенно если учитывать, что к шлему нужен мощный компьютер, да и монитор для работы и интернета никто не отменял. Наконец, немало вопросов остается и с тем, как управлять персонажем в виртуальной реальности.

А что не так с управлением?

Сейчас разработчики шлемов и игр сошлись во мнении, что поначалу для управления лучше всего подойдет обычный геймпад — Oculus Rift, например, будет идти в комплекте с геймпадом от Xbox One. Параллельно все три компании разрабатывают новые контроллеры, очень похожие друг на друга — это комплекты из двух устройств, которые не только снабжены привычными стиками и кнопками, но и отслеживают перемещение рук в пространстве.

Разработка контроллера Oculus Touch уже практически завершена

Теоретически ничто не мешает установить датчики, отслеживающие перемещение человека в пространстве — так уже сделано в прототипах HTC Vive. Но на практике это спорная возможность — шлемами будут пользоваться в обычных квартирах и жилых домах, где достаточно нескольких шагов, чтобы налететь на шкаф или стол. Такие технологии подойдут для больших игровых центров, где их можно совместить с другими интересными разработками: беговой дорожкой Virtuix Omni, жилетом, имитирующим попадание пуль, оружием с правдоподобной отдачей и даже регистратором положения зрачков для более точного прицеливания.

На словах все очень здорово. А можно ли как-то попробовать виртуальную реальность прямо сейчас?

Если вы живете в большом городе, то прогуляйтесь по крупным торговым центрам — в одном из них наверняка найдется импровизированный аттракцион виртуальной реальности, основанный на Oculus Rift. За пару сотен рублей на нем можно попробовать какую-нибудь несложную игру — чаще всего ставят американские горки.

Учитывайте, что владельцы этих аттракционов используют Oculus Rift для разработчиков, так что если вам не понравилось, то не спешите кричать «ерунда эта виртуальная реальность» — возможно, вам просто попалась ранняя версия шлема. Ищите стенд с Developer Kit 2 — изображение в нем близко по качеству к тому, которое будет у коммерческой версии.

Шлем Google Cardboard совершенно не похож на устройство из будущего

Альтернативный вариант — сделать устройство самому. Простенький шлем можно собрать из современного смартфона, картонной коробки и еще нескольких недорогих компонентов — смотрите подробную инструкцию на Google Cardboard. Если у вас есть один из топовых телефонов Samsung (Galaxy S6 или Galaxy Note 5) — то за 99 долларов можно приобрести шлем Gear VR, разработанный, кстати, создателями Oculus Rift. Разрешение дисплея в этих смартфонах даже выше, чем в «настоящем» шлеме, что позволяет добиться достойного качества картинки. Но важно понимать, что Gear VR использует для работы процессор телефона, что заметно ограничивает детализацию графики — поэтому в Samsung больше позиционируют Gear VR для просмотра фильмов, а не для игр.

Хорошо. А расскажите больше об играх, которые разрабатываются для этих устройств

Проще всего оказалось адаптировать для шлемов разнообразные симуляторы — в кабине гоночного болида или военного самолета приходится постоянно вертеть головой, осматриваясь вокруг. Раньше игроки или использовали для этого отдельные кнопки или надевали на голову комплект специальных датчиков, чтобы глядеть в разные стороны — но тогда приходилось коситься в монитор. В шлеме виртуальной реальности делать это намного удобнее. Да и выглядит здорово — смотрите выше ролик из EVE: Valkyrie, которая, кстати, изначально создана для виртуальной реальности.

Шлемы виртуальной реальности хорошо подходят и для практически всех современных игр с видом от первого лица — просто потому, что добавляют совершенно потрясающий эффект присутствия. Но еще интереснее выглядят игры, которые полностью созданы вокруг этого же эффекта. Например, The Climb от Crytek — ну кому был бы интересен симулятор лазания по скалам на экране обычного монитора? И совсем другое дело, когда ты видишь скалы, небо и разверзшуюся внизу пропасть почти так же, как в реальной жизни. Хорошо будут смотреться приключенческие игры — их авторы обычно уделяют кучу времени созданию красивых уровней, которые в виртуальной реальности станут еще более впечатляющими. Ну и, конечно, шлемом стоит обзавестись всем любителям хорроров — свой проект для виртуальной реальности уже разрабатывают авторы Until Dawn.

А будет ли что-то кроме игр?

Разумеется. С виртуальной реальностью уже экспериментируют авторы фильмов и музыкальных клипов — возможность смотреть по сторонам очень пригодится в некоторых сценах. Создается огромное количество научных программ — от виртуальной прогулки по Марсу и до путешествия в глубины океана. Шлемы уже используются для тренировки солдат и проведения хирургических операций.

Реконструированный в виртуальной реальности танковый бой

Новые способы использования виртуальной реальности люди будут открывать еще долгие годы. Например, арт-группа BeAnotherLab провела интересный эксперимент, в котором участвовали мужчина и женщина, в шлемах Oculus Rift и с мини-видеокамерами. Они совершали одинаковые движения, а в шлеме показывалось то, что видит партнер — то есть мужчина «становился» женщиной, и наоборот. По итогам эксперимента участники признались, что действительно чувствовали себя в чужом теле.

Похоже на какое-то странное порно

Не совсем, но без порнографии в виртуальной реальности не обойдется. Индустрия фильмов и игр для взрослых очень чутко реагирует на новые технологии — ведь первый, кто даст зрителю новые ощущения, заработает огромные деньги. Так что с освоением VR-очков там все продвигается очень быстро — анонсировано множество игр и интерактивных фильмов, плюс разрабатываются специальные контроллеры, для полноты ощущений.

А что за побочные эффекты, которыми всех пугают?

Действительно, многие, кто попробовал виртуальную реальность, жалуются на разные неприятные эффекты — головокружение, тошноту и усталость глаз. Поначалу даже предсказывали, что люди, злоупотребляющие виртуальной реальностью, со временем начнут страдать серьезными заболеваниями в жизни, но этот прогноз вряд ли сбудется — в мире уже более сотни тысяч (а скорее всего — несколько сотен тысяч) шлемов, но о подобных заболеваниях так ничего и не слышно.

Некоторые проблемы с виртуальной реальностью, кстати, объяснялись несовершенством устройств — например, последние версии Oculus Rift содержит множество настроек, которые позволяют учесть даже расстояние между глазами конкретного пользователя. Но есть и особенности, на которые конструкторы повлиять не могут. И если человек боится высоты в реальности, то ему наверняка будет страшно и на виртуальных американских горках. Кстати, создатель Oculus Rift Палмер Лаки недавно раскритиковал разработчиков игр, посоветовав им аккуратнее обращаться с игроками, а не пытаться сразу же «укачать» их до полусмерти.

Сразу три компании готовят свои шлемы. Как сделать правильный выбор?

Это пока что самый сложный вопрос. По характеристикам все три устройства похожи и теоретически ничто не мешает запустить на них одну и ту же игру. Но в погоне за клиентом производители уже начали создавать вокруг шлемов собственные экосистемы. Oculus Rift запустится со специальным онлайн-магазином, в котором будут игры и программы, разработанные эксклюзивно для шлема — по словам представителей компании, таких готовится уже более двух десятков. PlayStation VR будет работать только с PlayStation 4 — и да, Sony также занимается эксклюзивами. О планах Valve пока известно меньше всего, но можно предположить, что шлем Vive сделают максимально совместимым с магазином Steam.

У какой компании окажутся лучше поддержка и игры, предсказать решительно невозможно. Дальше мы расскажем об особенностях всех трех шлемов, но поначалу осознанный выбор сделать будет непросто.

Хорошо, давайте начнем с Oculus Rift

Собственно, именно с Oculus Rift и началась нынешняя мода на виртуальную реальность. Один из самых популярных стартапов современности собрал 2,5 миллиона долларов на Kickstater, затем привлек еще несколько миллионов сторонних инвестиций, а в итоге был приобретен социальной сетью Facebook за два миллиарда долларов.

Коммерческая версия Oculus Rift поддерживает разрешение 2160x1200 пикселей при частоте обновления в 90 герц. В отличие от прототипов, в ней используется сразу два экрана — по одному для каждого глаза — что не только повышает качество изображения, но и позволяет лучше настроить шлем под конкретного пользователя. Для Oculus Rift разрабатывается пара контроллеров Oculus Touch — они поступят в продажу ближе к концу года.

Один из первых прототипов Oculus Rift одобрил сам Джон Кармак

Продажи самого шлема начнутся уже этой весной. В компании обещают, что покупатели предзаказов (были распроданы за 14 минут) начнут получать устройства 28 марта, а вот точная дата появления Oculus Rift на прилавках магазинов пока неизвестна. Цена составляет 599 долларов, а кроме шлема покупатель получит геймпад от Xbox One и игры EVE: Valkyrie и Lucky Tale.

Oculus Rift уже сейчас поддерживается более чем в двух сотнях игр (неполный список), плюс для него разрабатывается немало эксклюзивных проектов, в том числе и от именитых компаний — например, Edge of Nowhere от Insominac Games. Однако в отличие от Valve и Sony, у создателей Oculus Rift не так много опыта сотрудничества с разработчиками игр, так что качество эксклюзивов вполне может оказаться слабой стороной устройства.

А что там у Sony?

Sony далеко не новичок в виртуальной реальности — еще в 1997 году компания дебютировала со шлемом Glasstron, который поддерживался в MechWarrior 2, а после выпустила еще несколько малоизвестных моделей. Опыт, полученный при их разработке, наверняка учтен в новом устройстве — PlayStation VR.

Как не трудно догадаться из названия, шлем предназначен для работы с игровой консолью PlayStation 4. Ничто не мешает Sony выпустить драйверы и для PC, но пока о таких планах неизвестно. Кстати, именно это обстоятельство может сыграть против Sony — PlayStation 4 уже проигрывает топовым компьютерам по мощности, и не факт, что сможет раскрыть весь потенциал виртуальной реальности.

Сетевой экшен RIGS — на данный момент один из главных эксклюзивов PlayStation VR

В сравнении с Oculus Rift у PlayStation VR ниже разрешение, но выше частота обновления — 1920×1080 и 120 герц. Играть в шлеме можно с помощью геймпада или двух PS Move. Также есть информация, что компания разрабатывает специальный контроллер.

Sony также активно работает над эксклюзивами для PlayStation VR — в компании говорят о нескольких десятках проектов, к которым привлечены такие известные разработчики, как, например, Namco. Информация о цене и сроках выхода шлема пока очень расплывчата: в Sony говорили, что хотят начать продажи до середины года, а стоить устройство будет как минимум столько же, сколько сама консоль — то есть почти 30 тысяч рублей в России.

А что интересного может предложить Valve?

Valve сделала свой шлем совместно с известным разработчиком мобильных телефонов HTC. Анонс HTC Vive состоялся лишь в марте 2015 года, а чуть позже компания начала рассылку прототипов для разработчиков игр. Разрешение и частота обновления у Vive такие же, как у Oculus Rift. Кроме того, в комплекте с прототипом идут два специальных контроллера — по одному под каждую руку — и датчики, отслеживающие положение владельца в комнате.

Valve планирует начать продажи шлема в апреле 2016 года, а предзаказы на него начнут принимать 29 февраля. Но до сих пор ничего не известно о цене устройства и эксклюзивных играх. Учитывая, что консоли Steam Machines вышли вообще без эксклюзивов, может сложиться ситуация, когда наиболее интересный технически шлем окажется невостребованным из-за малого количества игр.

А что же Microsoft?

А Microsoft решила пойти по другому пути, занявшись дополненной реальностью (Augmented Reality). В начале 2015 года компания показала шлем HoloLens — интригующую технологию, которая дополняет реальный мир виртуальными объектами. Пока пользователь носит устройство, он, например, может видеть окно интернет-браузера на холодильнике, прогноз погоды на стене, разложенный пасьянс «Косынка» на столе и так далее. Со всем этим можно взаимодействовать голосом и жестами, параллельно искать что-нибудь в интернете, совершать звонки и при этом не отрываться от приготовления ужина. Однако пока непонятно, насколько хорошо подходит шлем для «больших» игр — в презентациях Microsoft ограничилась только показом специальной версии Minecraft.

Также Microsoft активно сотрудничает с разработчиками Oculus Rift и HTC Vive. Известно, что шлем Oculus Rift будет поддерживаться в некоторых играх для Xbox One — но для этого их придется транслировать на PC, к которому и следует подключить шлем (в Windows 10 уже есть нужная технология).

Хорошо. Что еще мне понадобится, если я куплю шлем?

Установка шлема предельно проста — к компьютеру и консоли подключается управляющая шлемом базовая станция (у Oculus Rift — небольшой сенсор, отслеживающий перемещения головы), а к ней подключается сам шлем. В случае с Vive также надо будет разместить в углах комнаты две камеры, отслеживающие положение в пространстве, но если вам не нужна эта возможность, то можно обойтись без камер. Подключение всех трех шлемов проводное, так что перемещаться в Vive по комнате надо очень аккуратно, чтобы не запутаться в кабеле.

Для PlayStation VR, разумеется, будет нужна сама консоль. А вот в остальных случаях стоит обзавестись мощным PC. Разработчики Oculus Rift советуют следующую конфигурацию: процессор Intel i5-4590, 8 гигабайт оперативной памяти и видеокарту NVIDIA GTX 970 — на момент написания статьи (январь 2016 года) такой компьютер стоил около 900 долларов без учета монитора. Если ваш PC ниже заявленных характеристик, то использовать шлем все-таки можно, но на нем могут не заработать некоторые игры, а в остальных качество картинки окажется ниже ожиданий.

И еще один совет, который стоит дать напоследок всем, кто всерьез решил стать владельцем шлема виртуальной реальности. Учитывайте, что все, кто купит шлемы в ближайшие год-два, станут своего рода первопроходцами. Пока непонятно, какой шлем окажется лучше, насколько качественными и разнообразными будут игры, и не окажется ли виртуальная реальность дорогой игрушкой, которая надоест уже через месяц. Поэтому есть пусть и небольшой, но риск, что дорогая покупка окажется разочарованием. С другой стороны, ради возможности одним из первых прикоснуться к будущему можно и рискнуть.

Над текстом работали Андрей Александров и Артем Комолятов

Смотрите также
Paladins: Champions of the Realm
Превью
Paladins: Champions of the Realm
Самые ожидаемые игры 2016 года
Наше видео
Самые ожидаемые игры 2016 года
Почему не стоит покупать Steam Machines?
Фичер
Почему не стоит покупать Steam Machines?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться