Вся правда о японских играх

Ксения Аташева (редакция)

Многие думают, что японцы играют исключительно в странные игры с постельными сценами с участием инопланетных чудовищ. Так ли это на самом деле?

Большинство европейцев, и русские в том числе, воспринимают японцев как инопланетян: мышление у них странное, вкусы — извращенные, а культура — непонятная. Во что они играют? Со стороны кажется, что исключительно в визуальные новеллы с большеглазыми героями, а также в покемонов, Марио и Final Fantasy. Ну и еще, конечно, в каждом японском доме есть специальная полка под хентай.

На самом деле подобное представление о Японии примерно настолько же клюквенное, как образ России в голливудских боевиках. Японская индустрия далеко не так примитивна. Silent Hill и Resident Evil, Devil May Cry и Metal Gear Solid также пришли из Страны восходящего солнца, но выглядят настолько по-западному, что об их происхождении никто и не вспоминает. И уж точно никто не зовет их пренебрежительно «японщиной».

У японцев американская глубинка смотрится куда атмосфернее, чем у чехов

Считается, что японская культура настолько закрыта, что даже видеоигры японцы признают лишь свои, с такими названиями, что ни один гайдзин не запомнит. Это не совсем так. В топах японских продаж можно найти Terraria, а на японских форумах запросто обнаруживаются терабайты фанатского творчества по какой-нибудь Assassin's Creed.

Хотя кое в чем вкусы японцев действительно отличаются от европейских и американских. Шутеры про Вторую мировую в Японии не популярны в силу очевидных исторических причин. Для вошедшей в состав нацистской коалиции Японии эта война закончилась сокрушительным поражением, атомной бомбардировкой и запретом иметь собственную армию. Неудивительно, что после этого в качестве героев своих игр японцы предпочитают видеть не спецназовцев, а самураев, волшебников и пилотов гигантских роботов.

Линейка Atelier словно переносит игрока в прошлое

История японской игровой индустрии не намного короче американской. Появившиеся в середине восьмидесятых консоли Nintendo Entertainment System и Sega предоставили платформу для сериалов, успешно выходящих по сей день и ставших популярными по всему миру. В Японии до сих пор производят немало игр по мотивам аниме и ролевых проектов с закосом под старину, вроде линейки Atelier. Хранят верность стилю и старые игровые серии вроде Persona или Dragon Quest. Порой встречаются оригинальные гибриды анимешной графики с реалистичной — так, интересный стиль получился у Catherine.

Но в большинстве игр японские персонажи все-таки выглядят похожими на реальных людей. Разве что костюмы у них всегда очень замысловатые, а оружие — больше их самих. Но этим грешат и западные игры, ведь разработчики по всему миру считают, что чем ярче и круче происходящее на экране, тем лучше.

Fate/stay night язык не повернется назвать симулятором свиданий. Тут нашлось место и боям, и сюжету, и постельным сценам

В Японии выпускают много визуальных новелл, которые многие, не разобравшись, именуют хентаем. Это заблуждение. Конечно, банальной рисованной порнографии и симуляторов свиданий, где жертву сначала надо уломать, а потом затащить в постель, в Японии полно. Но много и по-настоящему интересных визуальных новелл — красивых игр с длинными текстовыми описаниями и квестами, с вариантами ответов и действий в разных ситуациях, с глубоким сюжетом и несколькими концовками. Постельные сцены во всем этом великолепии смотрятся не самоцелью, а вишенкой на торте, без которой произведение будет интересным, но незавершенным.

Визуальная новелла может стать популярной и без единого намека на эротику. Вот, например, безумно модная в Японии Steins;Gate вообще обошлась без постельных сцен, ее любят за оригинальный сюжет. Кроме всего прочего, эротические игры в Японии не продаются на каждом углу, как считают многие: на самом деле по них отведены особые отделы магазинов, куда нельзя заходить лицам младше 18 лет.

Жалуетесь, что в современных ролевых играх карты состоят из двух коридоров и трех роликов? Сыграйте в Strange Journey. Местные уровни будут потом являться вам в кошмарах

Пока западные игры становятся все казуальнее, японцы рисуют подземелья, как тридцать лет назад, заставляя игрока плутать впотьмах без карты и обливаться холодным потом при встрече с монстром. Безумно сложная Demon’s Souls стала для нас настоящим откровением, а ведь она совсем не одинока: у японцев есть еще, к примеру, не менее хардкорные Shin Megami Tensei и Baroque и выкупленная серия Wizardry.

Японцы обожают коллективные развлечения. В отличие от Китая или Кореи, онлайн-игры здесь считаются скорее уделом доморощенных хакеров или затворников, чем нормальных социально активных членов общества. Зато портативные консоли с возможностью сыграть с любым встречным невероятно популярны. Самой яркой иллюстрацией японского игрового коллективизма стал феномен Monster Hunter — ролевой игры без обязательного, казалось бы, глубокого сюжета, зато с кучей монстров, квестов и возможностью играть с друзьями.

Monster Hunter 3 Ultimate стал подарком для любителей командных игр по обе стороны океана. Японцы на этой серии просто помешались

Хороших файтингов в Японии также полно. Если западная индустрия радует поклонников раз в несколько лет, выпуская очередной Mortal Kombat, то японские Tekken, Street Fighter, Soulcalibur, BlazBlue и кроссоверы выходят с завидным постоянством. Файтинг — жанр, в котором прекрасно совмещается все, что любят японцы. Тут и хардкор с запоминанием комбинаций кнопок и долгим оттачиванием мастерства, и чувство дружеского плеча, когда играешь по сети или на одном игровом автомате с приятелем.

Кстати, загнувшиеся по всему миру игровые аркады в Японии живее всех живых. От любителей подергать конечностями в Dance Dance Revolution или Para Para, показать класс в стареньком Guilty Gear или новенькой Persona 4 Arena нет отбоя — хотя, казалось бы, проще и дешевле купить контроллер и играть из дома по интернету.

Большие фирмы не рискнули бы сделать аниме-шутер. А один японский парень сделал — и прославился

Фанатами инди японцы были задолго до того, как это стало модным. Поддерживать начинающих разработчиков там начали давно — не деньгами, правда, а возможностью спокойно торговать своими наработками на разных фестивалях и конвентах. При всей суровости в отношении пиратства и реальными тюремными сроками за раздачу в торрентах, японский копирайт на удивление лояльно относится к фанатскому творчеству. Игры по мотивам популярных произведений можно спокойно выкладывать в сеть и продавать на конвентах наравне с оригинальными, получая тем самым ценный опыт и небольшой заработок.

Многие команды, начинавшие таким образом, стали профессиональными разработчиками. Некоторым талантливым новичкам удавалось создать целую франшизу в одиночку, буквально на коленке. Так, спрограммированная, написанная и озвученная одним человеком игра Touhou Project превратилась в бренд, под которым теперь выходят комиксы и продаются пластиковые фигурки героинь.

Двухмерный файтинг по мотивам JRPG, с анимешными заставками. Что может быть более японским?

За минувшие десятилетия игровая индустрия Японии переняла много западных идей. Разглядеть в какой-нибудь Dragon’s Dogma или Darks Souls некий особенный «японский дух» не так просто. Даже нарисованная анимационной студией Ghibli игра Ni no Kuni — вполне интернациональная сказка с милым дизайном, который могли создать и эстетствующие французы, и американские независимые разработчики. Восточные корни в ней выдает всего одна локация, да и ее заметят лишь люди, которые всерьез интересуются японской культурой.

Подведем итог. У современных японских игр не так уж много странных и непостижимых черт. Возможно, для нас японская индустрия даже ближе, чем для всего остального западного мира. Мы любим читать, и текстовые квесты в «Космических рейнджерах» проходим с энтузиазмом, непонятным ни американцам, ни европейцам. Войну русские воспринимают не менее серьезно, чем японцы. А хардкорных игроков, которые любят трудности, в России уж точно не меньше, чем в Японии.

Смотрите также
Лучшие игры ноября 2016
Фичер
Лучшие игры ноября 2016
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Фичер
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться