Вся правда о японских играх

Ксения Аташева (редакция)

Многие думают, что японцы играют исключительно в странные игры с постельными сценами с участием инопланетных чудовищ. Так ли это на самом деле?

Большинство европейцев, и русские в том числе, воспринимают японцев как инопланетян: мышление у них странное, вкусы — извращенные, а культура — непонятная. Во что они играют? Со стороны кажется, что исключительно в визуальные новеллы с большеглазыми героями, а также в покемонов, Марио и Final Fantasy. Ну и еще, конечно, в каждом японском доме есть специальная полка под хентай.

На самом деле подобное представление о Японии примерно настолько же клюквенное, как образ России в голливудских боевиках. Японская индустрия далеко не так примитивна. Silent Hill и Resident Evil, Devil May Cry и Metal Gear Solid также пришли из Страны восходящего солнца, но выглядят настолько по-западному, что об их происхождении никто и не вспоминает. И уж точно никто не зовет их пренебрежительно «японщиной».

У японцев американская глубинка смотрится куда атмосфернее, чем у чехов

Считается, что японская культура настолько закрыта, что даже видеоигры японцы признают лишь свои, с такими названиями, что ни один гайдзин не запомнит. Это не совсем так. В топах японских продаж можно найти Terraria, а на японских форумах запросто обнаруживаются терабайты фанатского творчества по какой-нибудь Assassin's Creed.

Хотя кое в чем вкусы японцев действительно отличаются от европейских и американских. Шутеры про Вторую мировую в Японии не популярны в силу очевидных исторических причин. Для вошедшей в состав нацистской коалиции Японии эта война закончилась сокрушительным поражением, атомной бомбардировкой и запретом иметь собственную армию. Неудивительно, что после этого в качестве героев своих игр японцы предпочитают видеть не спецназовцев, а самураев, волшебников и пилотов гигантских роботов.

Линейка Atelier словно переносит игрока в прошлое

История японской игровой индустрии не намного короче американской. Появившиеся в середине восьмидесятых консоли Nintendo Entertainment System и Sega предоставили платформу для сериалов, успешно выходящих по сей день и ставших популярными по всему миру. В Японии до сих пор производят немало игр по мотивам аниме и ролевых проектов с закосом под старину, вроде линейки Atelier. Хранят верность стилю и старые игровые серии вроде Persona или Dragon Quest. Порой встречаются оригинальные гибриды анимешной графики с реалистичной — так, интересный стиль получился у Catherine.

Но в большинстве игр японские персонажи все-таки выглядят похожими на реальных людей. Разве что костюмы у них всегда очень замысловатые, а оружие — больше их самих. Но этим грешат и западные игры, ведь разработчики по всему миру считают, что чем ярче и круче происходящее на экране, тем лучше.

Fate/stay night язык не повернется назвать симулятором свиданий. Тут нашлось место и боям, и сюжету, и постельным сценам

В Японии выпускают много визуальных новелл, которые многие, не разобравшись, именуют хентаем. Это заблуждение. Конечно, банальной рисованной порнографии и симуляторов свиданий, где жертву сначала надо уломать, а потом затащить в постель, в Японии полно. Но много и по-настоящему интересных визуальных новелл — красивых игр с длинными текстовыми описаниями и квестами, с вариантами ответов и действий в разных ситуациях, с глубоким сюжетом и несколькими концовками. Постельные сцены во всем этом великолепии смотрятся не самоцелью, а вишенкой на торте, без которой произведение будет интересным, но незавершенным.

Визуальная новелла может стать популярной и без единого намека на эротику. Вот, например, безумно модная в Японии Steins;Gate вообще обошлась без постельных сцен, ее любят за оригинальный сюжет. Кроме всего прочего, эротические игры в Японии не продаются на каждом углу, как считают многие: на самом деле по них отведены особые отделы магазинов, куда нельзя заходить лицам младше 18 лет.

Жалуетесь, что в современных ролевых играх карты состоят из двух коридоров и трех роликов? Сыграйте в Strange Journey. Местные уровни будут потом являться вам в кошмарах

Пока западные игры становятся все казуальнее, японцы рисуют подземелья, как тридцать лет назад, заставляя игрока плутать впотьмах без карты и обливаться холодным потом при встрече с монстром. Безумно сложная Demon’s Souls стала для нас настоящим откровением, а ведь она совсем не одинока: у японцев есть еще, к примеру, не менее хардкорные Shin Megami Tensei и Baroque и выкупленная серия Wizardry.

Японцы обожают коллективные развлечения. В отличие от Китая или Кореи, онлайн-игры здесь считаются скорее уделом доморощенных хакеров или затворников, чем нормальных социально активных членов общества. Зато портативные консоли с возможностью сыграть с любым встречным невероятно популярны. Самой яркой иллюстрацией японского игрового коллективизма стал феномен Monster Hunter — ролевой игры без обязательного, казалось бы, глубокого сюжета, зато с кучей монстров, квестов и возможностью играть с друзьями.

Monster Hunter 3 Ultimate стал подарком для любителей командных игр по обе стороны океана. Японцы на этой серии просто помешались

Хороших файтингов в Японии также полно. Если западная индустрия радует поклонников раз в несколько лет, выпуская очередной Mortal Kombat, то японские Tekken, Street Fighter, Soulcalibur, BlazBlue и кроссоверы выходят с завидным постоянством. Файтинг — жанр, в котором прекрасно совмещается все, что любят японцы. Тут и хардкор с запоминанием комбинаций кнопок и долгим оттачиванием мастерства, и чувство дружеского плеча, когда играешь по сети или на одном игровом автомате с приятелем.

Кстати, загнувшиеся по всему миру игровые аркады в Японии живее всех живых. От любителей подергать конечностями в Dance Dance Revolution или Para Para, показать класс в стареньком Guilty Gear или новенькой Persona 4 Arena нет отбоя — хотя, казалось бы, проще и дешевле купить контроллер и играть из дома по интернету.

Большие фирмы не рискнули бы сделать аниме-шутер. А один японский парень сделал — и прославился

Фанатами инди японцы были задолго до того, как это стало модным. Поддерживать начинающих разработчиков там начали давно — не деньгами, правда, а возможностью спокойно торговать своими наработками на разных фестивалях и конвентах. При всей суровости в отношении пиратства и реальными тюремными сроками за раздачу в торрентах, японский копирайт на удивление лояльно относится к фанатскому творчеству. Игры по мотивам популярных произведений можно спокойно выкладывать в сеть и продавать на конвентах наравне с оригинальными, получая тем самым ценный опыт и небольшой заработок.

Многие команды, начинавшие таким образом, стали профессиональными разработчиками. Некоторым талантливым новичкам удавалось создать целую франшизу в одиночку, буквально на коленке. Так, спрограммированная, написанная и озвученная одним человеком игра Touhou Project превратилась в бренд, под которым теперь выходят комиксы и продаются пластиковые фигурки героинь.

Двухмерный файтинг по мотивам JRPG, с анимешными заставками. Что может быть более японским?

За минувшие десятилетия игровая индустрия Японии переняла много западных идей. Разглядеть в какой-нибудь Dragon’s Dogma или Darks Souls некий особенный «японский дух» не так просто. Даже нарисованная анимационной студией Ghibli игра Ni no Kuni — вполне интернациональная сказка с милым дизайном, который могли создать и эстетствующие французы, и американские независимые разработчики. Восточные корни в ней выдает всего одна локация, да и ее заметят лишь люди, которые всерьез интересуются японской культурой.

Подведем итог. У современных японских игр не так уж много странных и непостижимых черт. Возможно, для нас японская индустрия даже ближе, чем для всего остального западного мира. Мы любим читать, и текстовые квесты в «Космических рейнджерах» проходим с энтузиазмом, непонятным ни американцам, ни европейцам. Войну русские воспринимают не менее серьезно, чем японцы. А хардкорных игроков, которые любят трудности, в России уж точно не меньше, чем в Японии.

Смотрите также
Истории из далекого космоса
Фичер
Истории из далекого космоса
Семь файтингов, которые опередили свое время
Фичер
Семь файтингов, которые опередили свое время
Забытые герои игровой индустрии
Фичер
Забытые герои игровой индустрии
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться