The Boston Major 2016 Перейти

Вся жизнь - игра...

. (пользователь)

...И каждый не одну играет роль!

Три звонка раздаются в нашем театре. Зрители удобно располагаются в своих ложах. Партер заняли поклонники Мельпомены, весь бельэтаж подчинили себе любители Талии, последние места на балконе занимают новоприбывшие фанаты Кортаны – не трагедия или комедия возвеличила и привела эту молодую музу в наш устоявшийся мир лицедейства, но ведь и она верна Игре, не так ли?

Пролог

Интересно наблюдать за тем, как одна форма искусства заимствует идеи, приёмы и смыслы у другой. Так, книги перетекли на театральные подмостки, музыка обрела текст, сам театр, в свою очередь, породил кино и телевидение. Кипя и варясь в едином алхимическом котле, напитавшись друг другом, возник новый метод высказывания – видеоигры. И по мере их взросления, всё интересней отыскивать в них механики других искусств и наук, их взаимные проникновения. Я уже писал про связь игр с литературой, философией, психологией и даже политике нашлось местечко. На очереди одно из самых древних и волнующих искусств – театр.

Акт первый

Если не брать в расчёт пещерные представления, которые устраивали наши далёкие предки в шкурах и с дубинами, то осмысленный театр нам даровали древние греки. Классические жанры и сюжетные структуры, открытые греками, используются до сих пор, будь то комедийная история Фигаро или архетипичная трагедия Макса Пейна. Трёхактная структура, отображение реальности, высказывания относительно жизни – умение рассказывать истории всегда было уникальной особенностью человека, греки лишь придали словам форму и поставили производство историй на поток. Но даже они порой не могли справиться со своим произведением до конца, увязав все линии в одну и выдав здравую концовку. И в этот момент возникал Deus Ex Machina («бог из машины» – ремарка автора) и разрешал все споры, наказывал виновных, одаривал правых. Этим «богом» всегда являлся один из актёров труппы, спускаемый из-за кулис на тросах. Видеоигры зачастую страдают тем же недугом – захватывающий сюжет и абсолютно невнятная концовка («потому что это не озеро, а океан»язвительная цитата). Поэтому и возникает некая Говорящая Голова, объясняющая все шероховатости и связывающая все сюжетные линии.

Японцы развили и дополнили театральное искусство греков своим театром Кабуки и театром Но, добавив в постановку больше психологизма и сюрреалистичных тонов, когда в момент пронзительной игры актёров декорации менялись на ходу, не прекращая самого действа. Японцы создавали неповторимых персонажей, непохожих на других. В этом им нередко помогали маски. Каждый облик влиял на исполнение роли актёром – он мог становиться то зверем, то самураем, то изгоем. Ролевое наследие щедро одарило японцев. Не зря многими столетиями позже японские RPG вылились в отдельный жанр jRPG, отклонившийся от общих правил и норм. Да и само слово «кабуки» значило «отклоняться». Оригинальный менталитет японцев заметен во многих видеоиграх – самобытных, ярких, порой непонятных европейцам. Но важно понимать, что эти традиции уходят корнями в японский эпос и театр, неразрывно связанный с познанием окружающего мира. Поэтому когда Пирамидоголовый монстр располовинивает вас на части огромным тесаком, знайте, что этому есть причина.

Порой видеоигры заимствуют у театра какие-то определённые механики, стиль оформления или же общую атмосферу. Прошлогодний Contrast взял свою основную фишку у азиатского театра теней, а не снискавший особых успехов Pupeteer был сам по себе похож на детский кукольный спектакль, как и хитовый Little Big Planet.

Постепенно народ пресыщался стандартными представлениями и вместо возникновения новых видов театра, стали появляться новые постановки, которые становились более радикальными и волнующими, щекотали нервы публики. В английских театрах рубежа XVII-XVIII веков на афише специально писали: «в конце спектакля произойдёт убийство». И одно это упоминание пригоняло в театр огромные толпы. Насилие всегда будоражило сознание. Игровая индустрия всегда это прекрасно понимала. Сложно отыскать игру, где бы ни разворачивался этот театр военных действий, порой переходя в откровенный фарс как жанр (привет, Call of Duty! – ремарка автора). Примечательно, что фарс в переводе с французского означало фарш, что в рамках современных шутеров приобретает символический оттенок.

Градус постепенно возрастал – возникали всё более экспериментальные театры, как и в наше время возникают всё более оригинальные игровые трактовки. Игры от Тelltale своим главным приёмом со свободой выбора очень напоминают итальянский театр Фьяба, где в основе лежит импровизация, свобода постановки. Театры ужасов, возникшие в ХХ веке и, в частности, французский театр ужаса Гран-Гиньоль прекрасно иллюстрирует старинный видеоквест Роберты Уилльямс – Phantasmagoria, где вместо компьютерных болванчиков мы управляем живыми актёрами, с которыми происходят абсолютно дикие сцены, и где один кровавый геймовер ужаснее другого. И по окончании первого акта стоит вспомнить игры от всеми известных театралов игровой индустрии – Ice-Pick Lodge. Вот уж, воистину, театр абсурда в духе Беккета и Камю. Хотя в большей степени в играх от этой студии абсурдно то, что они продаются.

Антракт

Удивительно, когда игры заимствуют что-то из театра, но интересен и обратный процесс – когда игровая сфера перетекает в театральную, из чего возникают новые способы повествования, погружения зрителя в спектакль, когда, благодаря определённым механикам и технологиям, не только исчезает пресловутая четвёртая стена (термин, придуманный Дени Дидро – ремарка автора), о которой так любит говорить Дэвид «индустрия, повзрослей!» Кейдж, но и становится незначительной стена под номером пять.

Группа студентов-энтузиастов использует в постановках датчик kinect и технологию arduino, привнося в театральную жизнь больше интерактива. The Royal National Theatre of England поставил спектакль The Drowned Man: a Hollywood Fable в жанре immersive, где повествование связано напрямую со зрителем, который узнаёт историю, исследуя окружающую обстановку. Те же ощущения испытывают и игроки, блуждая в Dear Esther, пугаясь в Gone Home или исследуя феномен выбора в The Novelist.

Английский театр Rift постоянно использует игровые механики от нелинейного подхода к повествованию до предоставления зрителю права выбора. Или, как это произошло с адаптацией романа Кафки «Процесс», когда зрители должны были повторить путь героя Йозефа К., идя по длинному коридору, который символизировал бы падение героя и невозможность свернуть с намеченного пути. Режиссёр спектакля, Феликс Мортимер, напрямую говорит о том, что эту идею он взял из уровня с поездом из игры Goldeneye.

Акт второй

Мы видели театр в играх, но приняты ли игры в самом театре? И не как набор отдельных элементов и приёмов, а как адаптация игры при свете рампы. Некоторые театры проводят специальные игровые фестивали, наподобие Brooklyn's Brick Theatre, где на сцене показываются некоторые сценки из известных игр, на проекторе крутят машиниму, или, например, устраивают кровавую партейку-другую в Mortal Kombat, вместо геймпадов используя гитары.

Популярностью пользуется и Theater of the Arcade, который ставит полноценное шоу под названием Five Classic Video Games Adapted for the Stage, основываясь на таких играх как Donkey Kong, Mario Brothers, Pac-Man и некоторых старых арканоидах.

К слову, Марио — достаточно благодатная тема для знакового перформанса:

А как вам перенос Duck Hunt на театральные подмостки?

Естественно, встречаются адаптации и более современных игр. Например, Portal:

И ещё немного Portal:

Прекрасный по своей драматургии The Last of Us тоже прорвался в шекспировскую реальность и это превратилось в волнующий спектакль с музыкой, рассказами о создании игры и, что самое важное, воспроизведением игровых сцен живыми актёрами, которые были задействованы в озвучивании игры (Трой Бэйкер и Эшли Джонсон):

Я уверен, что этими примерами список не ограничивается и всё больше игр становятся предметом интереса режиссёров и драматургов. Важно лишь держать руку на пульсе и подмечать необычное в привычных вещах, а привычные вещи делать необычными.

Эпилог

На сегодня путешествие закончено. Массивный кусок ткани словно одеяло погрузило сцену в сон. Зрители разошлись по домам, актёры снимают накладные усы и смывают грим, критики потащились в свои уютные кресла писать отзывы и комментарии, музы вспорхнули к небесам — спектакль окончен. И лишь по старой доброй традиции одинокая лампа оставлена освещать пространство зала, отгоняя призраков, увы, давно отыгравших свои спектакли.

Занавес

Смотрите также
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Фичер
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Фичер
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться