The Boston Major 2016 Перейти

Встретимся в суде

Иван Талачев (редакция)

На создателей видеоигр подают глупые иски не только пользователи, но и коллеги из других компаний — мы вспоминаем самые клинические случаи

Недавно мы рассказали как летчики, фокусники и адвокаты устраивали крестовые походы против видеоигр. А что творится внутри самой индустрии? Там еще веселее: разработчики и издатели набрасываются друг на друга по любому поводу. Например, Electronic Arts подала в суд на издателя социальных и мобильных игр Zynga, обвиняя последнюю в том, что ее The Ville скопирована с The Sims Social. Эти игры и правда похожи: в обеих нужно создать персонажа и от его лица взаимодействовать с друзьями в виртуальном городе. Zynga вину не признает, EA размахивает иском в 40 страниц, где описано даже сходство дизайна интерфейсов. Рано строить догадки, чем закончится эта история. Лучше заглянем в прошлое и вспомним самые глупые и скандальные судебные процессы, связанные с играми.

Свитки против кубиков

В прошлом году Bethesda, создавшая The Elder Scrolls, обвинила разработчиков Minecraft, студию Mojang, в нарушении авторских прав. Mojang анонсировала карточную стратегию Scrolls, что, по мнению Bethesda, могло ввести покупателей в заблуждение. Представители Mojang заявляли, что не собирались «нагреться» на славе чужого бренда, а просто хотели эффектно назвать игру. В марте студии договорились и не довели дело до суда. Scrolls не изменила заголовок, но Mojang лишилась каких-либо прав на это название, что, впрочем, совершенно не опечалило разработчиков.

Казалось бы, ну и что такого? Серьезные дяди посверлили друг друга взглядами и разошлись. Однако самое интересно в том, что еще в начале процесса основатель Mojang Маркус «Notch» Перссон предложил Bethesda решить вопрос за матчем в Quake 3: Arena. Победили бы первые — иск был бы аннулирован, если бы верх одержала другая сторона — Mojang переименовала бы игру. Как и положено суровым любителям драконов, разработчики Skyrim не удостоили столь легкомысленное предложение вниманием. Зря они: получился бы хороший прецедент досудебного решения вопросов, связанных с коммерческими наименованиями. Потянул бы на отдельную статью в законе.

Сделать свое из чужого

Один из самых известных судебных процессов в игровой индустрии связан с экшен-RPG Too Human канадской компании Silicon Knights. После заключения договора с Epic Games в 2005 году игру начали создавать на движке Unreal Engine 3, который тогда еще не был завершен. Чехарда с новыми версиями движка тормозила разработку, а Epic Games неохотно реагировала на требования внести изменения в программное обеспечение. За год до выхода Too Human недовольные сотрудники Silicon Knights подали в суд на партнеров за нарушение контрактных обязательств и срыв сроков разработки.

Чуть позже стало известно, что на одном из этапов основатель Silicon Knights и главный дизайнер проекта Деннис Дьяк велел коллегам самим вносить изменения в Unreal Engine. По контракту они приобретали права на все улучшения программной части движка. У Дьяка родился хитрый план: создать собственный движок из надстроек над чужим и назвать его Silicon Knights Engine. Очень ему не хотелось платить Epic Games отчисления с продаж игры. Увы, Дьяк сам выкопал себе могилу. Суд закончился в мае этого года и обязал Silicon Knights выплатить Epic Games штраф в размере 4,5 миллиона долларов. Too Human вышла в 2008 году и провалилась. Дьяк публично обвинил игроков, не оценивших полет его творческой мысли, но публика только покрутила пальцем у виска.

Дайте выпустить игру!

Несколько лет назад легендарный дизайнер Тим Шафер, автор лучших квестов девяностых годов, решил создать экшен Brutal Legend в стилистике хард-рока и хеви-метала. Персонажей озвучивали рок-звезды во главе с самим Оззи Осборном, а саундтрек включал сотню лучших песен жанра. Казалось бы, что могло пойти не так? В один прекрасный день разработчики студии Double Fine узнали, что издатель Activision разрывает с ними отношения и хочет вернуть потраченные на разработку 15 миллионов долларов. Все это — накануне выпуска игры.

Создатели Brutal Legend разозлились не на шутку. Тим Шафер вступил в прения с главой Activision Робертом Котиком, при этом оба наговорили друг про друга гадостей в интервью разным изданиям. Шафер в одном из них рассказал, например, что Котик когда-то собирался превратить Brutal Legend в ответвление загибавшейся серии Guitar Hero. Double Fine удалось заключить договор с Electronic Arts на издание Brutal Legend. От претензий Actvision студия отбилась и все-таки выпустила игру. К сожалению, хитом она так и не стала. Зато Шафер усвоил урок и отправился на вольные хлеба: он первым отважился с помощью сервиса Kickstarter просить деньги на игры не у издателей, а у самих игроков.

Деньги решают все

Игры серии Call Of Duty — самые продаваемые на планете. Рано или поздно они просто обязаны были стать причиной финансового скандала. Началось все с шестой части — печально известной в России Modern Warfare 2. Спустя полгода после ее выхода, отношения между разработчиками Infinity Ward и издателем Activison накалились до предела. Студия не получила ни цента из отчислений за сверхуспешную игру, а заплатить ей должны были целых 150 миллионов долларов. Более того, Activision внезапно уволила глав Infinity Ward — Винса Зампеллу и Джейсона Уэста.

После финальных переговоров с руководством Activision, в том числе с известным «любимцем публики» Бобби Котиком, Зампелла и Уэст покинули компанию. Якобы, чтобы не допустить беспорядков во время смены руководства, на студию ворвались вооруженные люди в масках. Такое положение дел взбаламутило игровую общественность. Только представьте: люди, выпустившие самый успешный шутер на планете, остались без работы. У игроков сразу пропала вера в успех новых частей Call Of Duty. Вслед за бывшими боссами из Infinity Ward ушли еще около 50 сотрудников. Все вместе они подали иск на Activision, разбирательство по которому продлилось больше года. Вопрос был решен во внесудебном порядке. Скорее всего, Activision просто отвалила всем недовольным денег — их у нее немало.

Право на слово

Студия Edge Games известна не играми, которых за последние восемь лет совсем не выпускала, а серией неадекватных исков. Слово «edge» («край», «острие» — англ.) в названии, по мнению главы компании Тима Лангделла, принадлежит только им. Все остальные должны переименоваться и не стоять на пути будущего гиганта развлечений. За десять лет этот деятель настрочил около 15 исков. В мае 2009 года Лангделл подал в суд на Mobigame, разработчиков головоломки Edge. Несчастная игра трижды меняла заголовок на Edge by Mobigames, Edgy и даже EDGE.

Когда разработчики отвоевали право на название, неунывающий Тим переключился на Electronic Arts с их Mirror's Edge. Этот орешек оказался ему не по зубам. Electronic Arts ответила с такой силой, что суд отобрал у истца права на заветное слово и все его производные. Последней идеей Лангделла было засудить издательский дом Future Publishing, который выпускает журнал EDGE. Ясное дело, она тоже провалилась. После того, как Тим надоел всем окончательно, Международная ассоциация разработчиков исключила его из своих рядов и лишила фирму покровительства. После этого он подал еще несколько исков, проиграл и исчез с радаров прессы. Искренне надеемся, что навсегда.

Как видите, разрабатывать и издавать игры трудно не только с творческой или финансовой, но и с юридической стороны. Всегда может найтись тот, кто задержит гонорар, передумает издавать игру или вдруг решит, что слово в названии принадлежит только ему. Конечно, такие вопросы должны в спокойной обстановке решать юристы, но иногда очень хочется взять лопату и как размахнуться...

Смотрите также
Особенности национального косплея
Фичер
Особенности национального косплея
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Фичер
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Все, что мы знаем о Cyberpunk 2077
Фичер
Все, что мы знаем о Cyberpunk 2077
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться