Встретимся в суде!

Doctor Who (пользователь)

Самые громкие судебные процессы на почве видеоигр

Видеоигры уже давно превратились в бизнес и стали объектом отношений авторского права. Современная судебная система может высосать громкое дело буквально из пальца, а уж на такой благодатной для юристов почве – и подавно. Различные тяжбы меду компаниями, студиями и сценаристами того или иного проекта стали обычным делом и не раз будоражили общественность. Сегодня я предлагаю вспомнить самые интересные, а порою просто безумные примеры подобных случаев.

Такой разный пинг-понг

Начнем по хронологии. Первым громким примером судебного разбирательства вокруг видеоигр стала – вы не поверите, тяжба между представителями компаний Magnavox и Atari по поводу проекта последней – симулятора пинг-понга с лаконичным названием Pong. В то время, как все дети 70-ых заигрывались в нее на аркадных автоматах, недавно почивший отец консолей Ральф Баер, создатель первой в мире игровой приставки — Magnavox Odyssey, направил судебный иск в сторону издателя популярной игры.

По словам Баера, за несколько месяцев до официального выхода Pong, глава Atari Нолан Бушнелл играл в офисе Magnavox в демо-версию совершенно идентичной игры, а затем просто-напросто бесстыдно скопировал чужую идею. Реакция Бушнелла на подобное заявление была ожидаема – он проигнорировал гневный иск конкурента, несмотря на настойчивые советы своего адвоката. Судебные издержки начали приносить финансовые убытки и без того переживающей не лучшие времена Atari, и Бушнелл, в конечном итоге, подал в отставку. А его теперь уже бывшая компания еще несколько лет уплачивала Magnavox солидную компенсацию с продаж успешного Pong.

Астероиды против метеоритов

Уже через 9 лет после истории с Pong были нарушены права самой Atari. Игра космической тематики Asteroids, выпущенная компанией, была нещадно скопирована Amusement World, которая по сути, удосужилась лишь на смену названия – с Asteroids на Meteors, да на косметические улучшения графики. И тем не менее, этого хватило, чтобы избежать наказания. Как, спросите вы?

Дело в том, что согласно американским законам об авторском праве, легитимной защите подвергается лишь «творческая либо любая другая реализация идеи», но никак не сама идея. То есть, к примеру, если ваш друг ученый рассказал вам свой план по созданию невероятного технического устройства, которое он собирается сделать, а затем вы пошли к себе в гараж, заперлись в нем и первым реализовали его задумки, суд будет на вашей стороне. Абсурдно, не правда ли? Тем не менее, таков закон.

Ну так вот, согласно постановлению суда, Amusement World была признана невиновной. Судья нашел целых 22 сходства в графике и игровой механике между Asteroids и Meteors. Однако, по его мнению, все они являлись лишь частью обшей начальной «идеи» — видеоигры, в которой игрок бороздит космическое пространство, преодолевая различные космические тела и вражеские корабли.

Конечно, правозащитники нашли и некоторые различия, прежде всего касающиеся графических нюансов. Так, изначальный Asteroids был черно-белого цвета, в то время как его клон, подобно Саруману, стал уже цветным, ну или радужным — тут кому как больше нравится. В конечном итоге с Amusement World были сняты все обвинения со стороны Atari, и компания, как говорится, вышла сухой из воды.

Этот случай – отличный пример того, какие порой проблемы возникают из-за неточных формулировок в законодательстве. Уж кто-кто, а жители России знают о подобном не понаслышке.

Pac-man дурака видит издалека

Pac-man – одна из самых популярных игр начала восьмидесятых, тоже не обошлась без собственных клонов. В то время как Namco довольно пересчитывала пачки купюр, которые им приносил смешной шарик со ртом и готовилась выпустить версию игры для Atari 2600, другая крупная компания — Philips Electronics, разработала подозрительно похожую на Pac-man видеоигру Munchkin, на уже упомянутую в сегодняшней статье консоль Magnavox. Через два года в офис Philips пришел судебный иск от японцев, которые обвиняли компанию в нарушении авторского права. Стоит сказать, на это у них были все основания. Начался достаточно затянувшийся судебный процесс, который впервые заставил обратить серьезное внимание на вопрос авторских прав в видеоиграх — настолько он был громким, ввиду популярности как оригинальной игры, так и ее клона.

Судьям, рассматривающим данное дело, конечно же, тоже пришлось куда несладко. Мало того, что уже упомянутые мною проблемы формулировки закона об авторском праве не ускоряли процесс рассмотрения дела, так еще и обе крупные компании яро пытались доказать, кто же все-таки в данной ситуации был прав.

В конечном итоге, суд вынес следующее решение – идеи обоих игр и вправду достаточно схожи, но это не является достаточным основанием для обвинения Philips. Тем не менее, анализ художественного исполнения Pac-man и Munchkin позволил сделать вывод о том, что плагиат имел место быть.

Таким образом, Philips после завершения процесса был вынужден выплатить круглую сумму Namco. Напомню, Pac-man на то время был самой продаваемой игрой и уже разошелся немыслимым тиражом в 7 миллионов копий. Не обделен был вниманием и Munchkin, продажи которого значительно повышали популярность приставки Magnavox.

Большая обезьяна

В 1982 году всем хорошо известный голливудский конгломерат по производству фильмов Universal Pictures подал в суд на Nintendo, заявив, что японская компания нарушила авторские права фильма 1939 года «Кинг-конг» в игре «Donkey Kong». Тогда еще не окрепшая на американском рынке, Nintendo оказалась в действительно невыгодном положении. Но, тем не менее, не спасовала, и решила идти на лобовую встречу с таким международным гигантом, как Universal.

В ответ на иск студии японцы ответили следующим: «Кинг-конг уже давно стал общественным достоянием, и права на него уже давно не принадлежат Universal». В подтверждение этому юристы Nintendo привели ряд убедительных доказательств, согласно которым многие кинотеатры по всей стране уже не одно десятилетие крутили культовый фильм об огромной обезьяне без предварительного согласия Universal.

Окружной суд Соединенных Штатов встал на сторону Nintendo, и признал, что Кинг-конг является общественным достоянием. Более того – суд обязал Universal выплатить 2 миллиона долларов компенсации японской компании, которая после этого случая значительно подняла свою международную бизнес-репутацию. Кстати, что интересно – один из адвокатов, защищавших интересы Nintendo в этом нелегком судебном процессе, на долгие годы стал представителем компании на территории США.

Попытка взлома NES

К концу восьмидесятых годов Nintendo уже прочно осела на американском рынке и твердо стояла на ногах. Nintendo Entertainment System, более известная, просто как NES, приносила компании огромные доходы и всеобщую любовь. На популярную приставку выходила знаменитая серия самых разнообразных видеоигр, которые были отмечены специальным фирменным знаком качества компании — что-то вроде серии Platinum, которую позже выпускала Sony уже для своих популярных консолей.

В 1987 году Atari и подконтрольная ей Tengen попытались договориться с японцами о покупке лицензии на подобные игры. Nintendo, ожидаемо, отказалась от этой сделки. Тогда представители Tengen решили пойти совершенно другим путем и обратились в Бюро патентов США, с просьбой приобретения официального «чипа» видеоигр Nintendo, который в дальнейшем планировали взломать в недрах компании. Как только Nintendo узнали о подобных кознях Tengen, они тут же подали в суд соответствующий иск. Дело было выиграно — ушлая компания была вынуждена признать свое поражение и с опущенной головой пойти объяснять все случившееся в штаб Atari.

Mortal Kombat вызывает приступы насилия

Трагический случай произошел в 1997 году в штате Коннектикут. Тринадцатилетнего мальчика по имени Ной Уилсон ударом в грудь кухонным ножом убил его лучший друг, который, по словам матери Ноя, очень увлекался серией файтингов Эда Буна.

Удрученная горем женщина подала иск Midway Games, посчитав, что именно игры компании спровоцировали друга ее сына жестоко убить мальчика. Суд встал на сторону компании, посчитав, что ее действия не противоречат не одному закону Конституции. Наоборот, вынесение обвинительного приговора стало бы ограничением права на свободу слова, согласно которому Midway Games в праве создавать видеоигры любой тематики.

Кровавый спорт

Любой фанат жанра «файтинг» не понаслышке знает, какое влияние на него оказали восточные единоборства и вся культура Азии в целом. Karate Champ, выпущенная в 1984 году, к примеру, рассказывала нам о турнире по карате, что, в общем-то, следует из названия. Бойцы в белом кимоно, вертушки ногами и усатый сенсей в углу татами – все было на месте.

Уже через год вышла игра World Karate Championship, по игровому процессу как две капли воды идентичная Karate Champ, и отличавшаяся разве что задним фоном локаций. Суд, тем не менее, опять был вынужден провести серьезную работу по фильтрации «идеи» от непосредственного «творческого исполнения».

И вот к какому выводу он пришел. Несмотря на то, что игровой процесс и механика двух игр идентичны, данный случай нельзя назвать плагиатом. Обе игры являются симулятором карате-турнира и воспроизводят все его составляющие. Все совпадения случайны. И тому подобное и так далее. В общем, вы поняли – в данной ситуации, опять же, никто никому ничего не платил.

Бумеранги, Sixaxis и функция вибрации

Показанный на E3 2005 контроллер для новой консоли Sony, с виду напоминавший бумеранг, получил массу негативных отзывов. Их было настолько много, что японская компания в спешке переделала концепт своего геймпада. Новая версия была представлена уже на следующей E3 2006, в целом была неотличима от контроллера предыдущего поколения – DualShock 2, но, по сравнению с ним и контроллером Xbox 360, имела один значительный недостаток — в ней не было ставшей уже столь привычной функции вибрации, что, конечно, не могло не расстраивать поклонников PlayStation.

Подливал масла в огонь и тот факт, что Sony так и не давала внятного объяснения подобного решения. Представители компании говорили о том, что оно было продиктовано, в первую очередь, тем, что вибрационные моторчики мешали датчикам положения в пространстве, и придумывали прочие размытые оправдания, которые, разумеется, никак не удовлетворяли фанатов.

Как оказалась, дело обстояло куда более прозаичней. Компания Immersion, производившая вибрационные моторчики для предыдущих версий геймпада PlayStation, как оказалась, к тому времени вела затянувшуюся судебную тяжбу с Sony, которая задолжала ей 90 миллионов долларов. Тем не менее, под давлением общественности, и что самое главное, фанатов, а также из-за не совсем гладкого старта PlayStation 3 японцам пришлось перешагнуть через собственные принципы и выплатить Immersion все долги. Ситуация на старте новой консоли, как вы помните, была действительно не радужная, и отступать уже было некуда.

Тетрис по бюджетному

Забавно к вопросу авторских прав подошел один американский студент, который в 2012 году основал свою игровую компанию Xlio Interactive и выпустил клон старого доброго Тетриса. Перед этим, правда, молодой человек внимательно изучил законы и поправки, касающиеся авторского права, и даже привлек для этих целей профильного адвоката. По итогам своего исследования студент пришел к выводу, что может безвозмездно копировать идею Тетриса – а как вы помните, копирование идеи не запрещается американскими законами.

Однако в своем исследовании парень слишком неосторожно подошел к вопросу разграничения авторской идеи и непосредственного творческого исполнения, и именно на этом и попался в суде. Хотя копирование общего смысла и правил игры пристав и не посчитал нарушением закона, общий стиль и формы предметов, взятые из Тетриса, послужили основанием для запрета проекта юного студента. А казалось бы, все так хорошо начиналось.

Не ходите, детки, на торренты

Считаете, что пиратство в интернете – совершенно безобидное и безопасное занятие, которое ничем плохим вам точно не грозит? 24-летний австралиец Джеймс Берт тоже так думал, и выложил купленный через своих друзей New Super Mario Bros Wii за 5 дней до официального релиза. За это время игру успели скачать почти 50 тысяч пользователей сети, а Nintendo – понести изрядную сумму убытков. Не вышил сухим из воды и сам горе-пират, который, кажется, забыл самый главный принцип Капитана Джека Воробья, и не успел вовремя, как говорится, «смыться». Австралиец был вынужден провести год на необитаемом острове в компании черепах выплатить японской компании почти 100 000 долларов неустойки, и из собственного кармана возместить все судебные издержки.

Хотя Nintendo и судилась с Бертом, уже в 2013 совершила очень забавный акт доброй воли, подарив мужчине выпущенную ограниченным тиражом фигурку Линка из The Legend of Zelda: The Wind Waker HD. Вот уж действительно «утешение».

Где мое время?

Еще более забавный судебный случай произошел в 2010 году, когда некий житель штата Гавайи по имени Крейг Сваллоувуд подал иск на NCsoft, разработчиков онлайн-игры Lineage II. По словам Крейга, игра компании его слишком затягивает – он проводит в ней до 14 часов в день, и ввиду этого требует возмещения причиненного ему морального ущерба. Также Крейг заявил, что, по его мнению, игра вызывает стойкое психологическое привыкание и нарушает распорядок всей повседневной жизни человека, и с этим, в общем-то, нужно что-то делать.

Казалось бы, абсурдная ситуация? Тем не менее, и такой случай имел место быть. Пикантность этой истории придает следующий факт — уже в 2011 году Крейг отозвал свой иск обратно. Что стало причиной этому – остается лишь догадываться. Будем надеяться, что у мужчины, все, тем не менее, сложилось хорошо.

Студенческие проблемы

В 2009 году два бывших участника университетской баскетбольной команды — Эд О'Бэннон и Сэм Келлер подали иск против Electronic Arts, в котором утверждали, что компания незаконно продолжает использовать их виртуальные образы в своих играх.

Дело затянулось на долгие полгода, к нему подключились различные университетские баскетбольные и футбольные лиги всех возрастов и несколько влиятельных журналистов из видных СМИ. В конечном итоге EA была вынуждена признать свою вину у урегулировала спор во внесудебном порядке, выплатив потерпевшим неназванную сумму. К тому же, компания на время прекратила продажу NCAA Football 2014, потерпев при этом серьезные убытки.

Ненасытный Тим Лэнгдейл

Тим Лэнгдейл основал свою компанию Edge Games в 1990 году, и после разработки нескольких неудачных проектов твердо решил, что его следующая игра будет иметь в названии слово «Edge». На протяжении многих лет Лэнгдейл судился с такими компаниями, как Namco, Marvel, и Sony по поводу использования слово «Edge» в названии их продуктов. Многие считают Лэнгдейла разновидностью тролля, который паразитирует на собственной торговой марке, и они отчасти правы.

Но не спешите – это вовсе не хорошая идея для стартапа. Острые клыки Тима сломались, когда он добрался до EA Games. Тяжбы между его компанией и гигантом игровой индустрии начались еще в 2010 году, и развивались вовсе не в пользу незадачливого предпринимателя. Суд, изучив материалы дела, признал Лэнгдейла аферистом и обязал отказаться на любые притязания на авторские права.

Поучительная история, не правда ли?

I’ll be back, EMA

Ну и напоследок я оставил самый громкий случай судебного разбирательства на почве видеоигр. Случай настолько громкий, что он рассматривался в Верховном Суде США. Такое, в общем-то, происходит не каждый день.

В 2005 году с подачи сенатора штата Калифорния Леланда Йи в данном штате был принят закон, согласно которому лицам до 18 лет запрещалось продавать жестокие видеоигры. И что же не так? – спросите вы. Все очень просто – согласно закону определять «жестокость» видеоигры предлагалось в обход официального и общепринятого рейтинга ESRB, а с помощью теста Миллера. В чем суть этого теста? Он проверяет, может ли признаться тот или иной материал непристойным и быть запрещен, в обход первой поправки к Конституции, обеспечивающей свободу слова. Проблема данного теста заключается в том, что он носит жутко субъективный характер, и его результаты очень сильно зависят от личности проверяющего.

В общем, сами понимаете – посади проверять видеоигры на пристойность сорокалетнюю женщину, которая никогда в них не играла и заботится лишь о моральном «здоровье» своего чада, и результаты будут соответствующими.

Помимо того, что данный закон (это было признано общественностью), был мало подкреплен логикой, он, к тому же, еще нарушал Конституцию США. А именно, первую поправку о свободе слова и статьи о правовых полномочиях отдельных штатов. В конечном итоге закон, несмотря на горячую поддержку губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера, был признан неправомерным Верховным Судом США. И тут уже, извините – обратной дороги нет.

В индустрии видеоигр с каждым годом увеличивается объем вкладываемых в нее денежных средств, которые, подобно электрическим сигналам на микросхемах, снуют из стороны в сторону. Как известно, чем больше кормушка, тем больше из нее хочется попробовать. Пусть и не всегда законным путем. Разумеется, нас будет ждать еще очень много громких судебных разбирательств, очаги которых будут возникать и в самой индустрии, и за ее пределами. Однако людям, которые хотят попробовать, подобно Тиму Лэнгдейлу, нажиться на чужом труде и творчестве, все же стоит помнить пример Джека Томпсона – ушлого американского адвоката, который, нет, не помогал наркопроизводителям, но на протяжении 20 лет судился со всеми подряд игровыми компаниями, обвиняя их во всех возможных смертных грехах. Школьник устроил резню в собственном учебном заведении – виноват Doom, агрессивная бабушка утопила новорожденных котят – виновата серия Grand Theft Auto — и так далее до бесконечности. Чего же в конечном итоге добился нерадивый блюститель справедливости? Да лишь того, что 25 сентября 2008 года Верховный суд штата Флорида лишил его лицензии на адвокатскую деятельность.

А, и кстати, тут группа ушлых геймеров пытается отсудить у Sega кругленькую сумму за неправдоподобную рекламу Alien: Colonial Marines. Нет, что вы, я ни на что не намекаю. Хотя… Нет, шучу конечно.

Смотрите также
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Фичер
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Фичер
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться