Второй шедевр ушедшего в тень гения

Frank Tenpenny (пользователь)

Многие хвалят Assassin's creed и Call of Duty за историческую проработанность и за то, что именно из них об определенных исторических этапах узнали некоторые игроки

Сегодня я хотел бы рассказать об игре, которая гораздо изящнее заигрывала с историей. И что более важно, совершила революцию сразу в двух жанрах и заслужила себе пожизненное место в истории индустрии.

Забытая игра о забытой эпохе…

Яркое солнце, фетровые шляпы, толпящиеся пассажиры на пироне – восточный экспресс готовиться к своему последнему и весьма роковому путешествию. Молодой парень, садясь в поезд, нервно окидывает взглядом пирон, явно ожидая кого-то. Если бы ранее он не ввязался в одно дело, ему не пришлось бы отправляться в свою последнюю поездку на поезде.

The Last Express — пожалуй самый показательный пример правдивости выражения: «Если воля тверда — цели достигнешь всегда.»

Как только известный геймдизайнер Джордан Мекнер, наконец, закончил с «Принцем Персии», то загорелся желанием игронизировать почти никому не известную историю печальной судьбы Ориент экспресса. И загорелся так сильно, что создал целую студию из 60 сотрудников для реализации своей задумки. Эти ребята в течение четырех лет, лишая себя сна и еды, воплощали в жизнь свой амбициозный проект.

А работы было много. Тщательное изучение множества исторических записей и книг того времени, нелегкие поиски вагона из того самого экспресса, подбор актеров и недели их съемок. Амбиции и обещания было слишком хороши, чтобы быть правдой. Однако, почти все задумки им удалось претворить в жизнь, тем самым сделав The Last Express уникальным и незабываемым проектом, который стал возможно самым выдающимся образчиком своего жанра.

Двери закрываются!

Вот состав тронулся с Парижского вокзала, начав свое неблизкое путешествие до Константинополя. Главный герой – Роберт Кэт, опоздав на рейс, с мотоцикла на ходу запрыгивает в вагон, оказываясь там без билета. А дальше: беготня от кондукторов, убийства, заговоры, предательства и, конечно, любовь. Подробности умолчу, так как, во-первых: так будет интересней играть, во-вторых: просто потому, что у каждого игрока последовательность событий будет своя. Разработчики из Smoking Car Production сделали прорывную вещь для своего времени. В течение игры все персонажи совершают определенный алгоритм действий, зависящий или влияющий на ход сюжета. Но стоит игроку хотя бы раз поговорить или еще как-то взаимодействовать с кем-то из них, то весь его поведенческий алгоритм перестраивается и заставляет его либо совершить то, что собирался сделать позже, либо наоборот, либо вообще отменить задуманный поступок. Модели поведения персонажей постоянно меняются, отчего вариантов развития каждой ситуации огромное количество. Каждое новое прохождение будет кардинально отличаться от предыдущих, тем самым даруя свежие эмоции снова и снова.

Не стоит выходить из купе в подобном виде. Даже если это просто кетчуп, все равно выглядит странно и неопрятно.

Львиная доля привлекательности здешнего сюжета заключается в некоей загадке, интриге, постоянно витающей в воздухе. Бродя по вагонам восточного экспресса, никогда не знаешь, что может произойти в тот или иной момент. А самое главное: к чему может привести любое действие или бездействие героя.

И вся эта таинственность и непредсказуемость неразрывно связана с основными действующими лицами. Персонажей запредельно много, и не участвующих в истории среди них нет. Все они представители разных национальностей, политических взглядов и убеждений. Наблюдать за их отношениями и поведением уже интересно. А подслушивание частных разговоров и обыск купе, для выяснения всей их подноготной, вообще открывает второе дно в характере каждого из них, и глаза на их мотивы и планы, многие из которых обязательно введут в ступор своей внезапностью.

Некоторые пассажиры становятся излишне эмоциональными под действием алкоголя и деловых успехов.

В итоге, нас бросают в поезд, переполненный, людьми со своими грандиозными преступными планами, и густой атмосферой шпионской романтики начала прошлого века. Что дает невообразимое множество верениц впечатляющих событий, тесно переплетенных между собой, а распутывание которых, массу эстетического удовольствия, благодаря грамотной режиссуре, идеально балансирующей между загадочностью, саспенсом и экшеном. Собственно, как когда-то сделал Сидни Люмет с Агатой Кристи, только здесь все происходящее гораздо эпохальнее.

Нарастающий конфликт

Если вы никогда не слышали о восточном экспрессе, и не знаете, с чего началась первая мировая война, то The Last Express ваш билет в эту непростую эпоху. Авторы нашли реальный вагон тех лет, прессу тех ДНЕЙ, все возможные слухи и любую информацию о пассажирах того рейса. В результате получилось неповторимо. В игре присутствует полное ощущение езды на том самом деревянном поезде. Робкий стук колес, очень вежливая манера речи, заметки в газете об Австро-Сербском конфликте, и множество других мелких деталей, благодаря которым эту поездку не спутаешь ни с какой другой, и благодаря чему ни разу не сомневаешься в своем присутствии там.

Чувство, что вроде все хорошо, но в мире явно что-то назревает, улавливаешь здесь буквально кончиками пальцев. В каждом диалоге здесь, обсуждают последние новости о различных столкновениях революционеров и властей, саботировании важных объектов, и тому подобные, которые быстро обновляются в течение поездки, и о которых можно прочитать самому в любой найденной газете. А также подозревают в каждом незнакомце шпиона, украдкой намекая друг другу о своих мыслях. Так тонко поработать с историей могут немногие.

А уж обойтись при этом в показе различных наций без привычных и смешных стереотипов, способны единицы. Русские здесь не пьют водку, Французы не едят лягушек, а Немцы *это невероятно* не носят свастику. Видеть такую игру от американцев, мягко говоря, не очень привычно.

Всех актеров снимали вручную, а после переносили в игру благодаря технологии ротоскопирования. В результате все движения героев поражают своей живостью. Особенно глаза.

Предъявляем билетики!

Английское чаепитие и дискуссии о политике – это, конечно, хорошо, но во время поездки надо будет и поработать. Бродить по вагонам, общаться с пассажирами, незаконно вторгаться в их купе и заниматься массой других незаконных делишек придется много. К счастью, для этого понадобиться лишь функционирующая правая рука и компьютерная мышь. Все действия в игре осуществляются исключительно при помощи этого простого девайса, что многим может показаться полнейшим оказуаливанием. Однако, последний экспресс и не должен излучать хардкор. Это игра про романтическое и трагичное последнее путешествие восточного экспресса. Игровой процесс идет фоном к закрученным сюжетным перипетиям, но сделан так, что не только не мешает погружению в аристократическую атмосферу этой поездки, но и помогает в этом.

Благодаря нелинейной модели поведения персонажей, они не ждут, когда главный герой войдет в комнату. Они спокойно занимаются своими делами, ровно так же как реальные люди в реальной поездке. Обедают в столовом вагоне, играют в шахматы в курительном, ходят друг к другу в гости и плетут собственные интриги за спиной у всех. За одно прохождение просто нереально подслушать все разговоры, стать свидетелем всех необычных сценок и застать большую часть мелких, но важных событий предвещающих крупные.

Иногда, например, просто необходимо за короткий промежуток времени влезть в чужое купе, найти нужную вещь и смыться через соседнее, пока хозяин занимается чем-то подобным. Или банально, будучи в одной части состава вы обязательно упустите что-то происходящее в другой. Из-за чего пройдя игру один раз, невозможно понять и разузнать все происходящее. Это не говоря о поисках и изучении всех записок, книг и секретных документов, запрятанных у пассажиров где-нибудь в ящиках с нижнем бельем, и последующим сопоставлении их для распутывания всех клубков тесно переплетенных между собой под сюжетов.

Герою не раз предстоит вставать перед очень тяжелым моральным выбором.

Иногда появляется возможность сыграть в мини игру под неофициальным названием: «Избей Серба». Она представляет собой рукопашную конфронтацию в виде небольшой аркадной вставки, в которой необходимо нажатием одной клавиши уворачиваться, атаковать и контратаковать противника. Сделаны драки просто, играются и проходятся еще проще, но, как ни странно, при всей здешней тягучей размеренной атмосфере заставляют встряхнуться, и увеличивают накал происходящих событий.

Приглашаю вас в вагон принца

Бессмысленно было бы в рассказе о такой игре не упомянуть и ее потрясающий саундтрек. Заигрывая с историей, авторы не забыли и музыке тех времен. Вместе со скрипичными, фортепианными и другими замечательными композициями, создатели сочинили и несколько своих инструментальных мелодий, точно отображающие настроение данной поездки и весь накал драматизма здешних событий. Вместе эти две составляющие образуют набор из 30 треков, которые каждый должен, и скорей всего захочет послушать после прохождения. Описывать его подробно нет смысла. Его нужно впитать вместе с остальной игрой, чтобы он запомнился навсегда.

***

The Last Express настолько комплексная, фундаментальная и влиятельная работа, что итог о ней трудно сформулировать в двух словах. Авторы проделали колоссальную работу, поместив игрока в ту эпоху, то место и заставив поучаствовать в реально происходивших событиях. Придумав локальный сюжет внутри поезда, они смогли сделать его максимально захватывающим и впоследствии трудно забываемым. Когда понимаешь, что сев за компьютер ты перенесся в июль 1914 года, в последний рейс восточного экспресса, а каждое твое действие или даже бездействие прямым образом отразиться на всех последующих событиях – цепенеешь мгновенно.

Джордан Мекнер через восемь лет после выпуска своего легендарного принца персии, вновь подарил игрокам массу удовольствия в виде локального, но масштабного в рамках истории приключения. Если этот гениальный человек еще вернется в индустрию, то любое его детище мы побежим и немедленно купим или поддержим финансами разработку, потому как такое мастерство просто так не уходит.

***

И напоследок, несколько выдержек из рецензий авторитетных мировых изданий, написанных в момент выхода игры:

«A mix of Indiana Jones and Alfred Hitchcock... A winner.» / «Смесь Индианы Джонса и Альфреда Хичкока... Определенно победитель»

CNN

«Exquisite design and a literary story... A thrilling ride.»/ «Изысканный дизайн и литературная история... Будоражащая поездка.»

Newsweek

«Intelligent writing, complex characters, unpredictable plot twists and some of the most convincing voice acting ever heard in a game... Remains intriguing all the way to the spectacular ending.»/ «Умный сценарий, сложные персонажи, непредсказуемые сюжетные повороты и одна из самых убедительных озвучек в играх за всю историю... Оставляет заинтригованным на всем пути к ошеломляющей развязке.»

Gamespot

Смотрите также
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Фичер
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Фичер
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Дата выхода 1997 г.
9.0
Оценка редакции
Читать рецензию
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Broderbund Software
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
1997 г. (PC (Windows)), (iOS), (Android)
Системные требования
Минимальные
CPU 90MHz, RAM 16MB, Windows, Android 2.3.3 и выше
Рекомендуемые
CPU 90MHz, RAM 16MB, Windows
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться