Выпустить пар

bee_dee (пользователь)

Ещё разок о насилии в видеоиграх

«— Со мной такое бывает. Пустота в желудке — пустота одиночества. И желание найти повод набить кому-нибудь морду,» — Марв, «Город Грехов».

Примерно с месяц назад геймеры увидели первый трейлер грядущего польского шутера Hatred, где патлатый убивец в черном кожаном плаще с энтузиазмом и изобретательностью уничтожает без вины виноватых людей. Разумеется, сразу выстроилась очередь из активных поборников морали — и снова видеоигры воспитывают маньяков, пропагандируют насилие и вгоняют детишек во грех.

Постараемся разобраться, в чём же причина подобных предрассудков, и для начала ударимся в небольшой флешбэк.

Mortal Kombat

Запрещена в 3 странах

Суть: MK с 1992-го года гордо держит титул одной из самых кровавых игр, которые когда-либо видели свет. Кучки пикселей избивали друг друга и раньше, но красненьких заметно поприбавилось; а вдогонку и невероятный реализм, а туда же и изощрённые «Фаталити», которые, кстати, из года в год становятся всё брутальнее и брутальнее. К выходу десятой части фантазия разработчиков всё не иссякает, и мы получаем кучу смачных боёв, богатых на физиологические подробности. Забавно, но продюсер Mortal Kombat X заявил, что создатели ещё и сдерживают себя. «- У нас действует такое правило: если насилие не вызывает смех, мы его вырезаем. Из-за этого тысячи на первый взгляд отличных задумок в финальную игру не попадают». И действительно, разве может быть что-нибудь смешнее, чем вырванный через глотку позвоночник?

Критика: резонанс от выхода первой части игры сложно переоценить: тряхнуло так, что дошло до Конгресса США. Собак спустили по-полной: обвинение в насилии, сексизме и даже расизме. Но тут ничего не попишешь: аркадные автоматы с игрой были доступны не только взрослым, но и деткам любого возраста, которые в состоянии доковылять до зала игровых автоматов. Тогда в голову озабоченных политиков приходит по-настоящему хорошая мысль: введение системы рейтингов, которая бы помогала ранжировать неприемлемый контент. Таким образом, благодаря MK и посвящённым ей дебатам свет увидела негосударственная организация ESRB.

Случаи насилия: как ни странно, саму игру редко связывают с насилием в реальном мире – вероятно, потому, что вселенная игры место хоть и жёсткое, но всё же нереальное. Но среди нескольких случаев есть один, который действительно пугает: подросток, который в качестве няньки следил за 7-летней девочкой, решил попробовать на ней приёмы из игры в реальности. Из-за пьяного состояния он не обратил внимания на то, что девочка просила остановиться, и это привело к трагедии. Парня признали виновным и дали 36 лет тюремного заключения.

Grand Thief Auto

Запрещена в 7 странах

Суть: GTA была рождена для людской ненависти. Уже с первой части игры нам было дозволено угонять машины, стрелять в полицейских и давить пешеходов без разбору. Чем дальше в лес, тем больше дров: переход в 3D позволил сделать насилие ещё более реальным, да и набор различных действий сомнительного характера заметно расширился: наркотики, секс и прочие, прочие аморальные ухищрения.

Критика: распаляться на эту тему можно часами – но эта песенка скучна и однообразна. Стоит только упомянуть, что внимание журналистов, политиков и родителей к проекту растёт пропорционально цифре в названии игры, и если поначалу GTA обеспечила карьеру Джеку Томпсону, то на сегодняшний день кинуть помидор в игру желает каждый второй.

Случаи насилия: и кидать есть за что – ведь этот «каждый второй» считает GTA едва ли не главной чумой 21-го века. Многие решают устроить GTA в реальной жизни – и берутся за пушки, угоняют машины и прочее, прочее. Вызывающий случай произошёл в прошлом году, когда 8-летний мальчик выстрелил бабушке в голову сразу после сессии в GTA V. Ни в коем случае нельзя винить в этой ситуации родителей, которые хранят огнестрельное оружие в легкодоступном месте и дают ребёнку играть в игру с возрастным рейтингом 18+. Во всём произошедшем вина одних только Rockstar.

Manhunt

Запрещена в 8 странах

Суть: первый кандидат в самоучители по убийству содержал действительно жестокие действия даже по нынешним меркам разбалованных игроков. В симуляторе маньяка было аж три степени так называемых «казней», – добиваний врагов – каждая из которых отличалась показателем жестокости. Разумеется, игра поощряла более бездушные убийства, а, учитывая разнообразие арсенала, она имела по-настоящему «шокирующий» потенциал. Спасительная нотка всё же была – в своём кровавом пути главный антагонист руководствуется относительно положительными посылами: борьба за выживание, освобождение близких и, наконец, месть.

Критика: исключительная жестокость начинает доставать не только родителей и политиков, но и журналистов. В частности, осуждался непревзойдённый уровень бессмысленного насилия и детализированность процесса уничтожения врагов. Игру постепенно «рубят» в продаже в нескольких государствах и отдельных торговых точках.

Случаи насилия: учитывая специфику игры, на Manhunt пытались повесить всё, что угодно. В 2012-ом году слава о Manhunt пошла и у нас: 29-летний юрист аптечной сети пришёл на работу и расстрелял шестеро своих коллег; на его странице «Вконтакте» были найдены множественные упоминания о «его любимой игре». Несмотря на то, что он был признан вменяемым, среди мотивов выделяют неразделённую любовь и желание самоутвердиться.

Postal

Запрещена в 13 странах

Суть: классический случай. Наверняка вы все знаете эту историю – кошки вместо глушителей, публичное мочеиспускание, отрывание голов лопатой и прочее, прочее. Отвращение – вполне вменяемая реакция на игру подобного типа, но в наличии толстого слоя чёрного юмора игре не окажешь. Как и, впрочем, в ряде других геймплейных фишек, на которые большинство не обращает внимания из-за чрезмерной жестокости.

Критика: игра представляет из себя чистое издевательство над возрастными рейтингами. Случалось пару попыток запретить игру к продаже в принципе, но Running With Scissors из этой ситуации вышла победителем. Свою победу они назвали «торжеством свободы слова».

Случаи насилия: наверное, можно сбиться со счета, сколько всего приписывают «Почтальону». Пожалуй, самым громким случаем можно назвать резню, которую устроил в московской синагоге 20-летний безработный. Явных мотивов выявлено не было, упоминалось, что убийца тяжело смирился с потерей сестры и, хоть и был тихоней, не отличался любовью к людям. Тем не менее, некто умудрился увязать трагедию с игрой: на компьютере заядлого игромана был обнаружен Postal 2.

Разумеется, это лишь малая часть всех тех печальных примеров, которыми полнится история, но и этого достаточно. Прямой зависимости между играми и насилием установлено так и не было. Зато с лёгкостью выявляются психические отклонения, дурное воспитание или плохое окружение всех людей, склонных к крайним проявлениям агрессии. Банально, но так и есть. Ребёнок в кинотеатре громко комментирует происходящее и пинает спинку вашего сидения. Виновато кино, или бестолковый папаша, который с упоением трескает попкорн, игнорируя непоседливое чадо?

Если с воспитанием и окружением всё в порядке, то любого психически здорового человека не изменит пару часов виртуальных перестрелок. Ну а если человек психически нездоров, то глупо сваливать всю вину на игры: спровоцировать его может любое неосторожное слово, или случайный толчок в общественном транспорте, или бабочка, севшая на руку (тут не угадаешь).

На самом деле, если рассматривать любовь к насилию в видеоиграх как девиацию, т.е., как отклонение от нормы, то видеоигры не только не наносят здоровому человеку вреда, но и даже приносят пользу. Видите ли, тут имеет место так называемая защитная функция девиантного поведения. Человек находит способ выпустить пар — открутить голову виртуальному болванчику за козла-начальника, задавить проститутку в GTA в отместку на ссору с подругой. Происходит момент психологической разрядки, который позволяет человеку сбросить эмоциональный груз и реабилитироваться в нормальную жизнь без каких-либо потерь. Кто знает, что стало бы с бедной подружкой, если бы не GTA.

Пострелял — и спать. С хоррорами и онлайн-играми посложнее: в них шанс выместить зло на виртуальном сопернике ограничен. Однако от этого игра не перестаёт быть игрой; сама концепция компьютерной игры предполагает абстрагированную модель действительности, поэтому невозможно подменить реальный опыт игровым опытом. Вам не дадут диплом хирурга за прохождение Surgeon Simulator, после Веселой фермы не стать опытным аграрием. Так почему Hitman должен превратить вас в убийцу?

Ну был грешок — однажды нечто подобное приключилось и со мной после недельного марафона в GTA IV. По пути в универ я заметил на стоянке солидный автомобиль – и тут меня посетило практически рефлекторное желание выбить стекло и вскрыть дверь (уж больно пикантно это было реализовано в GTA). Но подавить инстинкт не стоило мне никакого труда – человек-то я вменяемый.

И любому вменяемому человеку подконтрольны свои действия, независимого от того, каким посылом он руководствуется. Так почему моралисты возводят в норму невменяемость? Не иначе, равняют по себе.

По печальной иронии, вред от поборников морали гораздо более ощутим, даже фатален. Один американский психолог (доктор Марио Вэнс) после ряда исследований пришёл к выводу, что утверждения, что «видеоигры провоцируют насилие», провоцируют насилие. По результатам тестов (пусть и несколько субъективных), выяснилось, что люди, узнавшие в СМИ об агрессии, вызванной играми, в 90% случаев сами становились более агрессивными.

Кроме того, он пришёл к заключению, что постоянное упоминание о «видеоигровом насилии» в жёлтых газетёнках частично переносит ответственность с людей (их родителей, общества) на сами видеоигры. «Я не хотел вести себя агрессивно, я просто слишком много играл в God Of War».

Видеоигры всё чаще подвергаются тем же гонениям, что когда-то подвергалась сфера кино: пока разные категории населения из-за каких-то личных выгод перекидываются ответственностью, как волейбольным мячиком, этот нескончаемый театр абсурда продолжается, и продолжается, и продолжается. Следите за ребёнком, контролируйте его окружение и на ранних стадиях замечайте психологические патологии – возможно, тогда не придётся обвинять во всём Call of Duty.

А жестокие видеоигры всего лишь средство выпустить наружу нашего внутреннего Халка, который есть у всех, иначе мы выгораем, и он вырывается сам. Тем не менее, не знаю, как вы, а я буду стоять в числе первых, кто купит Hatred и с большим удовольствием выпустит пар на мрачных просторах виртуального города.

Смотрите также
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Фичер
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Главные онлайн-события октября 2016
Фичер
Главные онлайн-события октября 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться