За двойкой – тройка

Александр Левахин (пользователь)

Номерные игры, бесконечные сиквелы, приквелы и мидквелы — хорошо это или плохо: взгляд рядового игрока

Уж не далёк релиз мелькающего на осеннем горизонте Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, который впервые за всю историю своего существования расширит круг потребителей этого шпионского франчайза: ведь новую игру серии, в отличие от предшественниц, представят и на ПК. Но что скрывается за цифрой V в названии? А то, что это уже пятая (на самом деле одиннадцатая, если считать спин-офф) часть серии игр с многолетней историей. Если вы ещё не смекнули, к чему я веду – то я раскрою карты: с течением времени в игровой, да и не только, индустрии сложилась тенденция: делать к успешным проектам продолжения. Так поступают, конечно, не все. Тем не менее, в названии некоторых творений можно уже наблюдать аж двузначные числа. Очевидно, что обусловлено это в основном финансовыми интересами разработчиков и издателей. Но что хорошего или плохого это может принести рядовым игрокам – то есть нам?

Начнём, традиционно, с хорошего. Порой, первая часть игрового сериала, как с недавней The Order 1886, это лишь разогрев, обкатка технологий, движка, идеи. Коли уж мы заговорили об Ордене, грех не упомянуть такую серию, как Gears of War, первая часть которой впечатляла, но была серьёзно сдержана, а вот её сиквел разогнался на полную катушку. Вдруг The Order повторит их историю? Или, к примеру, идеи, реализованные в самом первом Assassin’s Creed получили серьёзное развитие во второй части. Разработчики, анализируя ошибки прошлых частей, стараются выложиться по максимуму. Hitman Absolution, являясь не номерной но последней на сегодня игрой в серии, хоть и не лишён изъянов, вроде косяков с переодеванием, но таки обскакал своих предшественников абсолютно во всём. Из этого следует, что, в идеале, каждая следующая часть сериала должна быть развитием старых идей, которые успешно сочетаются с нововведениями.

Один из немногих примеров того, когда следующая номерная часть не только эксплуатирует старые наработки, но и привносит качественно новые фишки, а также каждый раз рассказывает новую историю, не успевая надоесть

Однако, как и у любой медали, тут есть и обратная сторона. На свет божий пытаются просочиться игры, разработчики которых, почуяв успех первой части, но, не уловив формулу её популярности, начинают раскручивать штамп-машину и перестают вкладывать в проект душу. Взять, например, Devil May Cry, который в своё время заслужил бешеную популярность на PlayStation 2. Capcom не учли всех факторов, благодаря которым игра удалась (удачное время релиза, готическая атмосфера, продуманный геймплей, и хоть и незамысловатый, но обогащённый деталями сюжет), а просто слепо умножили пафос на два и запустили абсолютно бестолковый сиквел, который не только сюжетно, но и технически не привнёс в игру ничего нового, но даже ухудшил то, что было (из-за возросших территорий детализация окружения сильно упала и игра потеряла свой фирменный стиль), изрядно подпортив при этом сценарное послевкусие. В их защиту можно сказать, что потом, на какое-то время (Devil May Cry 3-4), они исправились. А Assassin’s Creed, а Call of Duty? Тут без комментариев.

Коли мы затронули тему сюжетов и сценариев, грех было бы не вспомнить эту гениальную троицу. Конечно же, речь о Хидео Кодзиме, Кене Левине и Сэме Лэйке. Все игры их студий имеют в своих названиях номера. В начале этого материала я уже упоминал о запредельном количестве сиквелов и приквелов Metal Gear. И с одной стороны это хорошо, ведь приквелы, сиквелы и мидквелы позволяют игрокам спустя время вновь вернуться к полюбившимся героям, узнать новые подробности мира, в котором те обитают, судьбу того или иного персонажа, или то, что заставило их стать такими, какими их знают игроки. В основах всех игр Кодзимы лежит серьёзный, продуманный и проработанный до мелочей сценарий, который каждой последующей игрой сшивается крепкими стяжками. А Мистер Левин не только выпустил самодостаточную вторую часть вселенной Bioshock – Bioshock Infinite, но и двумя дополнениями так элегантно соединил две игровых вселенных в одно целое (вселенную первой части франчайза и вселенную Infinite), что можно разве что поаплодировать стоя.

Ничего особенного, просто ключевые сюжетные ходы Bioshock Infinite

Перевернём медальку — оп. Будет ли интересно новым игрокам играть в MGS 5: The Phantom Pain, которые в глаза не видели старых игр ввиду их консольности, или по другим причинам? Возможно. Но лишь потому, что игра предлагает очень качественный геймплей. Будет ли им интересна история? Без должной подготовки – сильно сомневаюсь. В подтверждение этой догадки добавлю, что я познакомился с серией по игре Metal Gear Solid 5: Ground Zeroes (это платный пролог к грядущей большой игре), но не понял ровным счётом ничего. Однако уровень постановки и качество геймплея настолько увлекли меня, что я отправился навёрстывать упущенное, читая колоссального размера материалы, и отыгрывая в те игры, которые ещё можно свободно достать. И лишь потратив довольно много времени, я разобрался в происходящем и теперь с нетерпением жду новой части. Игрок не столь дотошный вряд ли сможет получить от неё максимум удовольствия. А бывает так, что разработка настолько затягивается, что издатель буквально требует выпустить очередную номерную часть. Так случилось с серией Bioshock, вторая часть которой является если не проходняковой, то точно не обязательной. Делали её «не те» люди, сюжет в ней никак не влияет на общую вселенную, а выполнено всё откровенно «на отвали». Зато 2K заработали. А там и Infinite подоспел. В свою очередь вовремя остановился Сэм Лэйк с продолжением Alan Wake'a. Судя по недавно показанному геймплейному ролику из раннего билда второй части – очень правильно сделал. Даже по этому отрывку видно, что сценарий не готов, а про техническую часть и говорить не стоит – всё тот же первый Алан с косметическими изменениями. Поняв это, Лэйк принял единственно верное решение – отложить разработку до лучших времён. Но время идёт, а продолжения нет. Захочется ли игрокам, которые, к примеру, 8 лет назад пропустили первую часть наверстать упущенное? Возможно их подстегнёт к этому многообещающий трейлер продолжения (например, я бросился проходить пропущенную в своё время Deus Ex: Human Revolution сразу, как увидел трейлер сиквелаDeus Ex: Mankind Divided), а возможно вызовет противоположный эффект. В любом случае, всё это задирает порог вхождения для новых игроков.

Пап, не знаю где ты, но я тут закончил универ и женился. А ещё у нас вышла новая игра Левина, и Alan Wake 2 с Half-Life 3. В общем, мне пора, скучаю и всё такое...

Наконец, некоторые персонажи, истории и геймплейные особенности просто надоедают. Я думал, что вечно смогу играть в каждый новый Assassin’s Creed: только меняйте эпоху. Однако споткнувшись об AC: Unity, я уже не столь уверен в покупке следующей части сериала – Victory. Тут на помощь приходит такой новомодный тренд, как перезапуск. DmC: Devil May Cry или Tomb Raider 2013. Они решают тот ряд проблем, с которыми сталкиваются новички. Им не нужно перелопачивать всю историю – сел и вперёд. А новые игровые механики не дадут заскучать старичкам. Порой складывается совсем уж нелепая картина. Я о Thief 2014: некогда культовая игра начинает воровать идеи у другой игры (Dishonored), которая в свою очередь воровала идеи у оригинальной Thief, выпущенной более декады назад. Старожилы в пролёте – им может быть и не интересна новая версия их любимого героя или вселенной, а новички на коне. Или о той же Tomb Raider: не у всех был доступ к консольному Uncharted, клоном которого «новая Лара» и является. Поэтому и популярность «нового» продукта выше. С другой стороны не будь этих перезапусков, многие бы просто опасливо обходили стороной игру с пятёркой в названии: одни из-за нежелания навёрстывать упущенное, другие-потому что надоело.

На стыке поколений

А что же до новых проектов? Они есть, и это хорошо. Новые истории, новые механики, события, персонажи и даже целые миры – всё это появляется и в современных реалиях. Незамысловатая история The Last of Us или же пока неясная Quantum Break — это–абсолютно свежие проекты. Возможно, они заимствуют идеи из других внутренних наработок собственных студий или просто из ярких примеров классики жанра, но это неплохо: незачем изобретать велосипед каждый раз с нуля. Таких игр становится всё меньше. Тем ценнее сейчас игры штучной выделки, к примеру, Heavy Rain Дэвида Кейджа. Это игра, которой не нужно продолжение – в ней всё уже сказано. История показывает, что зачастую именно новые проекты толкают индустрию вперёд.

Сознательно не затрагивая финансовый вопрос, я попробовал немного привлечь ваше внимание к уже серьёзно назревшей проблеме: проблеме бесконечных сиквелов. Резюмируя всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что сиквелы нужны, как индустрии, так и игрокам. Ведь отправиться в новое приключение с Нейтаном Дрейком — это как повечерить со старым другом. Однако важно знать, когда стоит сказать стоп. Серия игр The Witcher, Batman: Arkham, и будем надеяться Metal Gear(эх, Konami) знает когда это сделать. Ведь взяв паузу, можно не только дать раскрыться своим товарищам и конкурентам по индустрии, но и создать что-то действительно новое самому. А десятая часть, она подождёт. А может она и вовсе не нужна.

Смотрите также
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Фичер
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Главные онлайн-события ноября 2016
Фичер
Главные онлайн-события ноября 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться