The Boston Major 2016 Перейти

Зов Лавкрафта. Часть первая: набеги хаоса на мониторы

Роман Перов (пользователь)

Наверное, все помнят неоднозначную и очень атмосферную хоррор-игру 2006 года. Однако это далеко не единственный проект по мотивам произведений Г. Ф. Лавкрафта. Давайте же узнаем с чего все началось.

«Проявлением наибольшего милосердия в нашем мире является, на мой взгляд, неспособность человеческого разума связать воедино все, что этот мир в себя включает. Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности...»

Г. Ф. Лавкрафт

Творчество Говарда Филлипса Лавкрафта — американского мастера ужасов начала XX века — оказало огромное влияние на массовую культуру. (Именно Лавкрафту мы обязаны хотя бы появлением некогда популярного интернет-мема «Ктулху всех захаваит», а также смайликам (;.;) и :3) Отсылки к его творчеству можно найти во многих современных художественных произведениях (будь то книги, фильмы или видеоигры), принадлежащих к жанру «хоррор» и не только. К примеру, популярная киновселенная «Чужих» Ридли Скотта имеет под собой многие заимствования из «мифологии Ктулху». Сам же Ктулху является ничем иным как вымышленным божеством — отвратительной помесью человека, осьминога и дракона. Данное существо, согласно все тем же «мифам», имеет исполинские размеры и спит на дне Тихого океана. Однако изредка божество вылезает и наружу, что было детально описано в повести «Зов Ктулху» Говарда Филлипса.

Лавкрафт известен как автор таких произведений как «Дагон», «Зов Ктулху», «Данвичский ужас», «Хребты безумия», «Тень над Иннсмутом» (в другом переводе: «Тень над Иннсмаутом») и многих других. Все это в совокупности породило такие явления как «мифы Ктулху», а также целый поджанр хоррора под названием «лавкрафтовские ужасы». Данные произведения послужили основой сценария для двух видеоигр в приключенческом жанре, одной экшн-адвенчуре от первого лица, тактической RPG с элементами стратегии (!), а также целого ряда фильмов. Однако эра интерактивных «лавкрафтовских ужасов» под общим лейблом Сall of Cthulhu началась с настольной карточной игры от американской компании Chaosium. Именно о продукции данной компании, а также о двух первых в истории видеоиграх по знаменитой хоррор-вселенной и пойдет речь в первой части данного цикла статей.

Застольные щупальца

Компания Chaosium на данный момент является одной из старейших и крупнейших компаний, производящих настольные ролевые игры. Коробки игральных карт с ужасными чудищами (а иногда и с фэнтезийными персонажами) расходятся по всему миру впечатляющими тиражами. Несложно догадаться, что во многом своему успеху компания обязана всемирному сообществу фанатов творчества Говарда Филлипса, которые и являются их основными клиентами.

Call of Cthulhu (так звучит «Зов Ктулху» в оригинале) — так назывался проект, впервые изданный в 1981 году (и регулярно переиздающийся с различными модификациями до сих пор) принесший производителю всемирную славу. Разумеется, Chaosium выпускает тайтлы и с другими вымышленными вселенными и персонажами. Тем не менее, популярность ролевых настолок по мотивам «многощупальцевого божества» до сих пор остается на первом месте из всей продукции компании.

Однако, не стоит путать настолку Call of Cthulhu с настолкой Call of Cthulhu LCG от Fantasy Flight Games — это две совершенно разные игры, с совершенно разными правилами и наборами! Правила оригинальной игры основаны на запетантованной самой Chaosium системе BRP. Данная механика, чем-то напоминает принципы прокачки в TES V: Skyrim — развиваются именно те навыки, которые мы используем, а разделения на классы нет совсем. Кроме того, для разрешения спорных ситуаций используется так называемый процентник — шарик со значениями от одного до ста процентов. В некоторых случаях такой шарик заменяется двумя десятигранниками, первый из которых показывает единицы, а второй — десятки.

Первый раз с Infogrames

В начале 1990-х годов, на волне успеха Alone in the Dark, компания Infogrames заключает контракт с Chaosium на тесное сотрудничество и консультации по вселенной «мифов Ктулху». Ими была задумана разработка самой первой видеоигры под брендом Call of Cthulhu, известным и поныне. Жанром будущего проекта был выбран (тогда еще очень популярный и совсем не упадочный) Adventure game или, попросту, квест. Полное название тайтла звучало так: Call of Cthulhu: Shadow of the Comet.

Игра вышла в 1993 году на ПК и была выпущена в двух изданиях: Floppy и CD-ROM. В первом варианте (которое стоило значительно дешевле) доступна была только сама игра, а второе отличалось приятными «плюшками» вроде полной озвучки всех диалогов (выполненной просто на АКАДЕМИЧЕСКОМ уровне), полноценного управления мышью (в то время еще многие квесты управлялись с клавиатуры), руководства пользователя и других приятных мелочей.

Сюжет Shadow of the Comet напоминает одновременно «Данвичские ужасы» и «Тень над Иннсмутом». В 1910 году рядом с Землей должна вот-вот пролететь комета Галлея. Мы играем за молодого британского фоторепортера Джона Паркера, работающего в одной из лондонских редакций. Паркер решает отправиться в путешествие на североамериканский континент, в портовый городок Иллсмут (это не опечатка, а такая буквенная аллюзия на лавкрафтовский Иннсмут), расположенный на берегу Тихого океана. Жилую комнату ему любезно предоставляет местный доктор — мистер Коббл. Репортер задумал сделать несколько кадров небесного тела из удачного ракурса. Кроме того он хочет поискать в местном архиве результаты изысканий знаменитого ученого — лорда Болескина — работавшего в данных местах еще 76 лет назад, во время предыдущего посещения кометой нашей планеты.

Неподалеку от городка, в близлежащем лесу, протагонист находит удобную поляну для съемок. Однако сделав несколько кадров, он слышит подозрительные звуки, напоминающие безумные ритуальные пляски дикарей. Подкравшись ближе к голосам через деревья, он видит группу странного вида людей совершающих еще более странный ритуал с песнопениями на каком-то совершенно неизвестном языке: «Ph'nglui mglw'nafh Cthulhu R'lyeh wgah'nagl fhtagn» (истинные поклонники Лавкрафта знают о чем речь: «В своем доме, в городе Р’льехе мёртвый Ктулху спит в ожидании своего часа»). Тут Паркера замечает главарь группы дикарей — похожий на татуированного индейца здоровяк с выкрашенными в синий цвет волосами, из ладоней которого пышет пламя. В ужасе герой бежит через весь лес в сторону Иллсмута и, едва добежав до дома доктора Коббла, падает в предынфарктном состоянии, теряя сознание. Именно с этого кульминационного момента и начинаются настоящие жуткие приключения молодого фоторепортера, ставшего детективом поневоле, а затем и спасителем всего мира.

Что же касается игровой механики, то она вполне стандартна для квестов 90-х. По ходу игры нам нужно собирать предметы в инвентарь (только вот комбинировать их в инвентаре еще не разрешалось), искать ключевых персонажей, много общаться, много думать и опять же много бродить по всем закоулкам Иллсмута, который с самого начала был открыт полностью. Последний факт несколько затруднял прохождение, но как только игрок нащупывал нить расследования, то особых проблем не возникало. Разве что нас частенько посылали в определенные места, найти которые было довольно сложно даже с помощью внутриигровой карты, тем более что на самих игровых экранах ни одна локация подписана не была. Зато абсолютно все загадки были логичны и в меру сложны, хоть временами и приходилось обладать некоторой «начитанностью» (например, подобрать правильные реагенты для проявления снимков).

Как уже упоминалось выше, проект щеголял профессиональной озвучкой с выраженным британским акцентом главного героя, а кроме того неплохим атмосферным саундтреком (сейчас правда звучащим очень дико — музыка представляла собой ритмичные пищания антикварной ныне аудиоплаты). Графика представляла собой исконно двухмерную восьмибитную картинку, нарисованную очень даже старательно, а также довольно впечатляющие крупные планы персонажей-собеседников, явно срисованные с реальных актеров.

Еще Shadow of the Comet была примечательна количеством нелепых и вполне даже «лепых» смертей главного героя: здесь нас могли сожрать пещерные монстры, загрызть летучие мыши, застрелить из ружья странные незнакомцы… В конце концов Паркер мог наступить на ловушку или разбиться, упав с большой высоты. Все это напоминает другую популярную серию квестов девяностых: Space Quest с тысячей и одной нелепой смертью Роджера Вилко — космического кадета, мусорщика, а по совместительству спасителя мира (как и наш Джон Паркер).

Однако, на сегодняшний день, Call of Cthuhu: Shadow of the Comet может показаться серьезно устаревшей игрой. Судите сами: не самое удобное управление (например, чтобы заставить персонажа идти нужно было зажимать либо левую кнопку мыши, либо стрелку в нужном направлении), непривычная «писклявая» музыка, и, конечно, графика весьма низкого (по сегодняшним меркам) разрешения. Все это может оттолкнуть большинство любителей видеоигр. Однако любому настоящему фанату Лавкрафта и произведений по его мотивам проект должен прийтись очень даже по вкусу — готическая атмосфера здесь выдержана на достойном уровне.

Второй блин без готики

Озвучка Prisoner of Ice от СПК (начало реплик на 2:14). Без комментариев…

Первое что хочется посоветовать ностальгирующим лицам, решившим вспомнить один из самых известных квестов середины 90-х — НЕ ИГРАЙТЕ В ПЕРЕВОД ОТ СПК!!! А дело тут вот в чем. Вторая (и последняя) часть из серии квестов Call of Cthulhu от Infogrames под названием Call of Cthulhu: Prisoner of Ice, вышедшая в 1995 году (спустя два года после первой), напрочь лишена интеллигентной атмосферы детективного приключения с элементами готического хоррора. А остатки, какой бы то ни было атмосферы (уже совсем не готической), напрочь разносятся бравыми голосами разнополых особей «профессиональных программистов на озвучании обыкновенных». И это умудрилась сделать контора, известная потрясающим (просто культовым) переводом и озвучкой Warcraft II: Tides of Darknes!

Тем не менее, нужно отдать должное — текстовая часть перевода выполнена вполне удачно: грамотный литературный перевод, перерисованные графические элементы с текстом (!) и неплохо подобранные шрифты. Автор этих строк сам пытался заменить локализованную озвучку оригинальной, чтобы сделать, так сказать, идеальный для здравомыслящего русскоязычного игрока продукт. Однако все тлен — архив с голосами актеров озвучания запакован в жутко устаревший формат .KRO, который сегодня по силам разве что бешеному программисту старой закалки.

Как известно, для того чтобы испортить успешный сериал нужно совсем немного — добавить путешествия во времени. Так получилось и в этот раз. Не смотря на то, что пересечь пространственно-временной континуум игроку приходится лишь пару раз за всю игру, Prisoner of Ice растеряла былую ценность хоррора. А ведь верно учили классицисты: «Единство действия, единство места, единство времени». Все творчество Говарда Филлипса Лавкрафта, так или иначе, подчиняется этим трем аксиомам. И в то время как Shadow of the Comet рассказывает замечательную историю, созданную по всем канонам, сюжет Prisoner of Ice является его полной противоположностью. Это все при том, что он был основан на таком прекрасном произведении как «Хребты безумия», фабула которого местами здорово напоминает сценарий недавнего фильма «Прометей» Ридли Скотта!

Что же за сюжет у нас здесь? Очень разнообразный, в достаточно плохом смысле этого слова. Начинается все в 1937 году на подводной лодке королевского флота Великобритании, неподалеку от нацистской секретной базы Шлоссадлер, расположенной в Антарктиде. Играем мы в этот раз, к слову, за офицера британских военно-морских сил, Райана, который работает на американское правительство. Продолжается действие сначала на британской военной базе, затем в крупной публичной библиотеке Буэнос-Айреса, а потом на самой немецкой антарктической базе Шлоссадлер. Завершается все… так как решит игрок и где решит игрок. Не самая худшая композиция, только вот следить за действием хоть и довольно интересно, но за Лавкрафта с его ужасами в духе готики XVIII-XIX веков обидно. Да и появляется атрибуты вселенной всего несколько раз за всю игру и вполне могут быть заменены любыми другими. Тогда бы и проект был более самодостаточным. Однако, как говорится, бренду не прикажешь, а на известное название только невежда не клюнет.

Тем не менее, Prisoner of Ice однозначно неудачным квестом назвать нельзя. Если забыть, что игра является, пусть и не прямым, но сиквелом Shadow of the Comet и позиционируется как полноценная часть приключенческой дилогии Call of Cthulhu, то вполне можно получать удовольствие от местных загадок и местного действия. Здесь нам, например, придется гипнотизировать раненого товарища в бреду, чтобы записать на магнитофон его странную речь; почувствовать себя настоящим американским шпионом на британской военной базе, одновременно вычисляя немецкого шпиона орудующего там же… Как видим, интересных моментов, в общем-то, много. Для квеста такое разнообразие, конечно же, привлекательно, но напрочь рушит всю атмосферу классического готического ужаса, который принято встречать здесь и сейчас, а не бегать по разным городам-государствам.

Что касается технической части, то по механике Prisoner of Ice наконец-то превратился в полноценный point-n-click квест с удобным «мышиным» управлением. Теперь, чтобы заставить персонажа перемещаться, больше не нужно зажимать никаких кнопок — все управляется с помощью одиночных щелчков кнопками мыши. Также наконец-то разрешили комбинировать предметы в инвентаре — например, чтобы подделать пропуск нужно совместить бланк и, нагретую над кипящим чайником, фотографию из личного дела. Визуальная составляющая также претерпела некоторые изменения и переехала в, так называемое, 2,5D — когда трехмерные персонажи перемещаются по двухмерным задникам. Выглядит все это вполне симпатично, даже если не делать скидку на возраст игры. Радует также и атмосферный «морской» саундтрек.

Просто послушайте

Таким образом, у нас получается очень даже приятная для прохождения приключенческая игра, которая, тем не менее, нагло присвоила себе в коммерческих целях громкое имя узнаваемого бренда «лавкрафтовских ужасов», хоть и имеет к ним довольно небольшое отношение. С другой стороны, если оригинальную Shadow of the Comet лучше изучать лицам так или иначе знакомым с творчеством Говарда Филлипса, то Prisoner of Ice можно порекомендовать абсолютно всем как неплохой квест (только русскую речь отключите, а еще лучше — играйте в английскую версию).

Итак, в первой части цикла «Зов Лафкрата» мы рассмотрели с чего началась эра увлечения «мифами Ктулху» в игровой форме. Вспомнили про знаменитую настольную игру от Chaosium, а также изучили два квеста из 90-х годов от Infogrames, появившимся во многом благодаря данной настолке (и Лавкрафту, конечно же). В следующей части цикла ждите подробный разбор такого явления как приключенческий экшн от первого лица с несколько устаревшей механикой и слаботехнологичной графикой, который тем не менее жутко цепляет и пугает. А кроме того, будет рассказано о двух невышедших тайтлах от того же разработчика и на ту же тематику. Всем спасибо за прочтение!

Смотрите также
Хакеры против правительств
Фичер
Хакеры против правительств
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Фичер
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Пять главных битв Battlefield 1
Фичер
Пять главных битв Battlefield 1
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться