Зов Лавкрафта. Часть вторая — ужас Иннсмута

Роман Перов (пользователь)

Наверное, все помнят неоднозначную и очень атмосферную хоррор-игру 2006 года. Пришло время поговорить именно о ней, а также о двух продолжениях, так и не увидевших свет

«Я не жду от читателя веры в то, что я хочу тут рассказать. Более того, подобную небылицу должен отвергнуть любой человек, имеющий здравый смысл. И всё же я не знаю, что хуже: то, что всё, написанное мной, правда, или то, что мой разум способен вообразить такие невероятные вещи»

Дж. П. Уолтерс

Во второй части цикла мы разберем такое явления как приключенческий экшн от первого лица с несколько устаревшей механикой и слаботехнологичной графикой, который тем не менее жутко цепляет и пугает. А кроме того, будет рассказано о двух невышедших тайтлах от того же разработчика и на ту же тематику.

Разработка игры, о которой в основном пойдет речь, длилась аж целых шесть лет. Началось все в августе 1999 года с ветки международного дискуссионного портала Usenet, где было предложено высказать идеи для видеоигры мечты фанатов творчества Г. Ф. Лавкрафта. Достаточно быстро поступило большое количество интересных задумок. После чего Эндрю Бразье (Andrew Brazier) — дизайнер-художник Headfirst Productions, курирующий тему обсуждений — выделил из всех предложений наиболее интересные. Затем он даже придумал особый подвид жанра для будущего проекта: First Person Horror Adventure Shooter (приключенческий шутер от первого лица с элементами хоррора), а сокращенно — FPHAS. В том же 1999 году в декабре появились и первые скриншоты:

Это, судя по всему, закоулки фабрики Маршей, которые в финальную версию таки попали
Один из глубоководных собственной персоной
Что-то вроде подвального помещения все той же фабрики

Изначально игра планировалась к выпуску еще в 2001 году для платформ PC и PlayStation 2, ведь еще перед выставкой E3 2001 проект считался завершенным на 70%. Однако уже в следующем году первоначальный издатель Fishtank Interactive был поглощен другим немецким издателем — компанией JoWood, которая не была заинтересована в финансировании подобного проекта. Поэтому разработчикам — студии Headfirst Productions — срочно пришлось искать нового спонсора, который был вскоре найден в лице Bethesda Softworks. Согласно подписанному контракту, Headfirst обязывалась разработать игру в жанре хоррор-приключения от первого лица для платформ PC и Xbox, а версия для PlayStation 2 была отменена.

Концепция игры также изменялась несколько раз за время разработки. Изначально планировалось создать проект с нелинейным сюжетом в стиле ролевых приключений, который был бы аккуратно вписан в геймплей. Подразумевалось гораздо большее количество персонажей и локаций. Кроме того, уже тогда разработчики хотели ввести в свою игру кооперативный режим (!) на четырех игроков, каждый из которых должен был помогать другому, чтобы выжить. На первый взгляд идеи кажутся просто невероятными для начала 2000-х, но если вспомнить, что большая часть механики основывалась на легендарной командной настольной игре Arkham Horror («Ужас Аркхэма») от Chaosium, выпущенной еще в 1987 году, то все становится на свои места. К слову целью настолки было исследовать закоулки зловещего вымышленного города Аркхем, бороться с монстрами из параллельных миров и самое главное… не сойти с ума! После своего выхода на западе Arkham Horror был встречен восторженными отзывами большинства игроков — как фанатов творчества Говарда Филлипса, так и всех остальных.

Не знаете как покорить сердце девушки, увлекающейся вампирами и прочей готикой? Подарите ей подобный набор и…

Что касается релиза самой рассматриваемой игры, то она получила окончательное название Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth и вышла в октябре 2005 года на Xbox, а спустя еще полгода (в марте 2006-го) почтила своим присутствием и персональные компьютеры. Большинство игровых изданий встретило проект тепло, а некоторые даже восторженно. И все это не смотря на значительное количество багов и жутко устаревшую (даже по тем временам) картинку. Однако, как это часто случается, высокие оценки в прессе не смогли помочь Dark Corners of the Earth продаться хоть сколько-нибудь значительным тиражом и игру ждал полный коммерческий провал, который в итоге похоронил как саму компанию Headfirst Productions, так и все планы разработчиков на будущее франчайза. О двух новых так и не увидевших свет частях серии Call of Cthulhu от британских разработчиков речь пойдет в конце данной статьи, а сейчас давайте разберемся, чем же вышеназванный проект так запал в душу многим ценителям прекрасного.

Хоррор имени Джека Уолтерса

Dark Corners of the Earth имеет настолько густую атмосферу ужаса и безумия, что всякие Ваасы потом кажутся не страшнее Ваномаса

Сюжет и персонажи Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth представляют собой собирательные образы самых знаменитых произведений Говарда Филлипса Лавкрафта. Начало фабулы игры во многом повторяет рассказ «Кошмар в Ред-Хуке». В самом начале двадцатого века молодой детектив Джек Уолтерс расследует дело таинственной секты, своими обрядами беспокоящих простых граждан. Полиция оцепила притон этих дьяволопоклонников и ждет детектива. Старший офицер говорит подоспевшему Джеку, что некий Виктор Хольт — главарь сектантов — будет разговаривать только с ним. Почему — неизвестно. Джек Уолтерс напрявляется к дому и видит в тени этого самого главаря, но не успевает подобраться и на расстояние десяти шагов, как завязывается перестрелка. Наш герой вынужден бежать прямо внутрь дома, чтобы разобраться в ситуации и поговорить, наконец, с лидером. Однако Джек не успевает — у него на глазах Виктора убивают выстрелом через окно. Детектив продолжает обыскивать дом и находит… то, что будет преследовать его в кошмарах весь остаток жизни, а затем и заведет в психушку.

Позднее наш герой посетит портовый городок из рассказа «Тень над Иннсмутом», где примет участие в примерно тех же событиях, что и протагонист этого произведения. Например, Джеку доведется на своей шкуре испытать знаменитый побег из иннсмутской гостиницы посреди ночи. Кроме того, ему придется встретиться с некоторыми персонажами из все той же «Тени»: Зэдоком Алленом, Брайаном Бэрнемом и другими. Разумеется, Джек оказался в Иннсмуте непросто так — он был нанят для расследования дела об ограблении бакалейной лавки. Однако городок таит в себе великое множество чудовищных секретов, часть из которых ведут на таинственный риф Дьявола, находящийся в водах Атлантического океана.

Это основная палитра игры, которая и создает значительную часть атмосферы

Во время приключения Джек Уолтерс встретит реального директора Бюро Расследований США того времени (в игре организация называется «ФБР», однако, в реальности такое название появилось лишь в 1936 году) — Джона Эдгара Гувера. Правительство США заинтересовалось невероятным количеством золота, добываемым жителями Иннсмута. Федеральным агентам было поручено проверить «на вшивость» комбинат семьи местных богатеев, Маршей. Инспекция встретила вооруженное сопротивление со стороны сотрудников комбината и просит помочь нашего детектива в разгадке всех его секретов. Чтобы Джек помогал с большим энтузиазмом ему был проведен сеанс электрической терапии. И в этот момент (да и во многие другие), играя в русскоязычную версию, вы рискуете (извините!) обблеваться — актеру озвучания похоже абсолютно по барабану психическое и физическое состояние своего персонажа.

В целом сюжет и персонажи, как уже было сказано выше, представляют собой избранные мотивы и сцены самых известных произведений Лавкрафта. И их мощь настолько сильна, что даже игроки, не знакомые с первоисточниками, остаются под большим впечатлением. А при наличии желания и хотя бы малейшей любви к чтению несведущие вполне могут заинтересоваться творчеством мастера готического хоррора.

В игре очень интересная система лечения — каждую поврежденную часть тела нужно обрабатывать отдельно и своим препаратом

Пару слов о геймплее, а также игровой механике. Во-первых, нужно помнить о том, что Джек Уолтерс не американский морской пехотинец и даже не супергерой, а всего лишь детектив. Это означает, что он должен справляться с трудностями в первую очередь с помощью смекалки. Именно этому и ничему более посвящена примерно первая треть игры, когда у нас нет абсолютно никакого оружия, кроме наших мозгов. Поначалу предстоит найти нужных людей и искать улики для расследования. Джек будет вынужден прятаться в тени и водить за нос местных громил в своих целях. Кроме того, придется таки включать мозги (они были вышеупомянуты не зря!) — загадок по ходу прохождения встретится немало. Большая часть из них очень даже умные и стильные. Как например вам перспектива поиска шифра к важному сейфу путем вычисления даты рождения ребенка? Или расшифровка незнакомых символов для снятия магических печатей? Скучать не придется точно.

Еще до того как Джек Уолтерс найдет наконец оружие его постараются убить не раз и не два. Здесь нам помогут аптечки, которые применяются особым образом. Каждая часть тела терпит свой урон — лечить приходится не абстрактные хитпоинты всего организма, а руки отдельно, голову отдельно, туловище отдельно и так далее. Однако рано или поздно в наших руках появится пушка и весь геймплей станет в разы скучнее. А положение будут спасать только интересные локации, глубокая гнетущая атмосфера и приступы безумия, которые у бывалого детектива случаются подозрительно часто — Джек боится высоты, трупов, крови, страшных изображений и много чего еще. Думается, что валокордин, указанный в системных требованиях (!) к игре, нужен совсем не игроку.

Отличное место для ночлега…

Даже система сэйвов в Dark Corners of the Earth сделана особым образом — изредка на стенах встречаются белые знаки в виде горящего глаза, которые и позволяют нам сохраниться рядом с этим местом (впрочем, подобная механика не так уж редко встречается в проектах ориентированных в первую очередь на консоли). Иногда попадаются их разновидности со звездой, очерченной вокруг этого глаза так, что тот оказывается внутри нее. Как гласят подсказки к игре — звезда отпугивает врагов, а сам глаз дает «второй шанс».

Вот такой вот хоррор-проект получился у студии Headfirst Productions. Разработчики вполне смогли доказать, что технологичный визуальный ряд совсем не главное. Конечно, в Dark Corners of the Earth не обошлось и без странностей, но все равно ведь цепляет, зараза… Просим принять персональные рекомендации от автора этих строк, а сейчас давайте перейдем к двум невышедшим сиквелам этого недооцененного шедевра.

Мертворожденные

На фоне той же Resident Evil 4 трейлер смотрелся достаточно бедно

Согласно официальному описанию, сюжет Call of Cthulhu: Destiny’s End — впоследствии отмененного сиквела Dark Corners of the Earth — должен был рассказать о событиях случившихся через 80 лет после уничтожения правительством зловещего Иннсмута. Город похоронил вместе с собой многие тайны и двое главных героев, Джейкоб и Эмили, отправляются на его место с тем, чтобы раскрыть страшные тайны. Джейкоб отличный стрелок и боец, а Эмили обладает сврхъестественными способностями.

Касательно геймплея и игровой механики несостоявшейся игры известно следующее. Если верить разработчикам, Destiny’s End должна была стать революцией в жанре хоррор-экшенов. Одним из главных отличий сиквела от оригинала являлась камера от третьего лица и сразу два играбельных персонажа. Кроме того, была разработана система комбо-ударов, которая должна была помочь в выживании на особо сложных локациях. Другой важной особенностью проекта должно было стать исследование мира, несколько напоминающее по духу приключения главных героев из культовой Resident Evil 4, которая так же имела мрачную серо-коричневую палитру в декорациях постоянных сумерек и ночи. Однако девушка-партнер в Destiny’s End совсем не была беззащитной, как это было с Эшли из вышеназванной игры. Кроме того, некоторые детали геймплея можно рассмотреть на следующих скриншотах:

Судя по всему, разрушенный федералами город, был снова отстроен
Хоррор без таинственного леса – не хоррор
Подобные кадры были во многих хоррор-экшенах 2000-х
Нет лучшего способа нажить неприятностей, чем взять в опасное приключение девушку
Ну, тут все понятно…
А вот это — действительно хорошее место для ночлега

Что касается еще одного сиквела к оригинальной Dark Corners of the Earth, то здесь все очень сложно. На самом деле ходили слухи о сразу трех (!) заголовках к следующей части Call of Cthulhu: Beyond the Mountains of Madness, Destiny’s End и Tainted Legacy. Если хорошенько разобраться во всех перипетиях истории разработки, то получается что последние два заголовка относятся к одной единственной игре, причем Destiny’s End — это окончательный вариант. Об этом проекте мы уже рассказали, а теперь пару слов о Beyond the Mountains of Madness, чья разработка велась параллельно.

Известно, на самом деле, крайне мало. Разработчиками даже не были предоставлены трейлер и скриншоты. По сути проект должен был стать чем-то вроде игроизации повести Говарда Филлипса Лавкрафта под названием «Хребты Безумия». Главные героями приключения являлась группа исследователей вымышленного Мискатоникского университа, отправившаяся в Антарктиду в 1930 году. Согласно сюжету произведения ученые повстречали множество необъяснимых явлений: город, укрытый во льдах, с гигантскими массивными постройками из камня, испещренного непонятными символами; странные артефакты бочкообразной формы одновременно похожие как на растения, так и на живых существ; странного вида слепых пингвинов, населявших подземные помещения; и многое другое. Единственная достоверно известная особенность геймплея — это возможность прохождения без вступления в схватки с монстрами (привет, Deus Ex!).

Итак, во второй части цикла «Зов Лафкрата» мы узнали о несостоявшейся трилогии хоррор-проектов от Headfirst Production. Неокупившаяся оригинальная часть с подзаголовком Dark Corners of the Earth, лишила многих фанатов Г. Ф. Лавкрафта как минимум еще двух поводов для радости. В следующей части цикла ждите подробный разбор такого явления как тактическая RPG с элементами стратегии (!) по мотивам «Мифов Ктулху». Всем спасибо за прочтение!

Смотрите также
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Фичер
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться