Геймпад специального назначения

Евгений Щукин (пользователь)

Как технологии и доброта помогают в борьбе с депрессией и физической неполноценностью

В давние школьные годы, когда трава была зеленее, а игры выходили без DLC, мой товарищ умудрился сломать себе правую руку. Из-за перелома его предплечье на несколько месяцев оказалось прочно заковано в белую гипсовую трубку, с которой даже в туалет без приключений сходить было трудно. Играть с такой травмой было вообще практически невозможно, однако просидеть 2 месяца дома, не притрагиваясь к только-только вышедшим Dark Messiah of Might and Magic и Need for Speed: Carbon было бы преступлением. Выход из ситуации, который нашел мой товарищ, вызывал подлинное уважение: Леха переназначил клавиши мыши, научился управлять ею левой рукой, а для перемещения персонажа использовал три свободных от гипса пальца правой руки. Раздавать хедшоты в Counter Strike с таким управлением было сложновато, а вот пройти пару кампаний в Sid Meier's Civilization 4 — запросто. После выздоровления, друг быстро наверстал утраченные навыки, но об уникальном игровом опыте вспоминал еще долго: «теперь представляю, насколько сложно приходится людям с ограниченными возможностями в компьютерных играх».

Сегодня проблемам людей с ограниченной трудоспособностью уделяется гораздо больше внимания, чем 10 или 20 лет назад. Шаги в сторону сглаживания физических требований заметны во всех сферах жизнедеятельности, начиная от автоматической чистки зубов и заканчивая управлением автомобилем. И компьютерные игры, конечно, не исключение. Разработчики современных игровых проектов стараются максимально расширить список индивидуальных настроек графики, звука или геймплея целиком. Управление разрешением, яркостью, контрастностью картинки, громкостью музыкальных и голосовых дорожек, наличие подробных субтитров и опциональных уведомлений позволяют геймерам без проблем подогнать игру под свои характерные особенности. Некоторые разработчики не ленятся и заморачиваются с реализацией видео-режима для людей страдающих дальтонизмом. А заблаговременное предупреждение о мерцающих элементах интерфейса уже давно стало показателем хорошего тона.

League of Legends: обычный и colorblind-режимы

И если с геймдизайнерскими приемами для расширения потенциальной аудитории все более-менее понятно, то для проектировщиков игровых консолей вопрос о максимально удобном интерфейсе для разных категорий геймеров остается открытым. Сегодня на рынке существуют множество альтернативных игровых устройств управления, включая джойстики Nintendo Wii или волшебные палочки PlayStation Move, однако для многочисленной категории игроков, страдающих разного рода физическими ограничениями, даже таких оригинальных решений оказывается недостаточно. И пока мир Deus Ex: Human Revolution не стал реальностью, а наши конечности не заменяют многофункциональные кибернетические протезы, с несовершенствами человеческого тела приходится бороться собственными силами, приспосабливая игровые контроллеры под нужды каждого отдельного геймера.

Одним из интернет-деятелей, заинтересовавшихся подобной тематикой, стал известный американский моддер Бен Хек (Benjamin J. Heckendorn). Бен — настоящий изобретатель, в послужном списке которого множество полезных (и не очень) устройств собственной разработки. Некоторые из них носят развлекательный характер, как, например, сборщик патронов для Nerf-пушек, некоторые — вполне серьезный, как медиа-центр или фотокамера на основе Raspberry Pi. Отдельным направлением творчества талантливого инженера можно назвать усовершенствование и доработку игровых консолей и прилагающихся к ним аксессуаров, включая джойстики. Изобретатель не только научился адаптировать контроллеры к приставкам Playstation и Xbox для игры одной рукой, но представил подробную инструкцию по сборке каждого из них. На авторском youtube-канале The Ben Heck Show можно найти множество роликов, посвященных переосмыслению конструкций привычных игровых девайсов. Зачем? Как говорит сам Бен: «Because everyone should be able to game!»

Джойстик от Xbox, приспособленный для управления одной рукой

«Я служу в армии и уже трижды был в Ираке. Во время моей третьей командировки я был серьезно ранен, остался без левой руки и большого пальца правой. К тому же 39% моего тела оказалось обожжено. Я люблю играть в видеоигры, но потерял эту возможность после произошедшего», Майкл Эхос

Специально для людей, испытывающих трудности с использованием обеих рук, компания eDimensional совместно с Беном Хеком разработала и выпустила геймпад, предназначенный для использования одной рукой. Похожая на изогнутую флягу пластина удобно ложится на ногу, имеет в комплекте отдельные блоки управления, которые можно расположить любым комфортным для пользователя образом. «Каждый отдельный модуль может быть отсоединен и заменен другим, в зависимости от ваших способностей или стиля игры». При всем заложенном в нем потенциале и практичности, геймпад Access Controller достаточно универсален и способен удовлетворить нужды большого спектра особенных игроков. Не говоря уже о утомленных привычными джойстиками гурманов, которым интереса ради хочется попробовать нечто совершенно новое.

Помимо отчаянных энтузиастов, таких как Бен, существуют также целые фонды помощи инвалидам, сосредоточенные на адаптации и популяризации гейминга среди лиц с ограниченной трудоспособностью. Доктор Мик Донеган (Mick Donegan), основатель компании Special Effect, уже много лет занимается разработкой и продвижением уникальных устройств, позволяющих инвалидам с самыми разными физическими особенностями играть на Playstation и Xbox. В арсенале инженера и филантропа множество самых разных контроллеров: от джойстика, управляемого губами и языком, до камеры, воспринимающей движения зрачков. Каждое из таких устройств изготавливается по индивидуальным меркам, предоставляя обладателю возможность играть в современные игры наравне с другими геймерами.

«Disability? Get back in the game» гласит девиз компании

Один из подопечных фонда Special Effect, Ли, страдает спинальной мышечной дистрофией. Из-за болезни почти все его тело оказалось парализовано, что серьезно ограничило его физические возможности. Дистрофия лишила его способности самостоятельно передвигаться и принимать пищу, но не играть. Благотворительный фонд подготовил для Ли специальную систему контроллеров, позволившую парню без посторонней помощи пройти, например, Grand Theft Auto 5 (которую и на стандартном джойстике пройти не так просто). По словам Ли, он всегда любил видеоигры, и благодаря многофункциональному геймпаду у него есть возможность развивать свое увлечение.

Еще одна компания, решившая взяться за адаптирование геймпадов под нужды инвалидов — Evil Controllers. Несмотря на агрессивное название, цель у команды моддеров вполне благородная — разработка универсального контроллера, подходящего для большинства людей с ограниченными физическими возможностями. Их первый подобный девайс — Adroit Switchblade — был разработан совместно с фондом помощи инвалидам The Able Gamers Foundation. Притворяющийся обыкновенной пластмассовой коробкой, геймпад на самом деле умеет не меньше, чем джойстик от любой современной консоли. Основное отличие контроллера от любого другого — сенсорные клавиши вместо механических. Такое инженерное решение освобождает пользователя от необходимости нажимать на клавиши и дергать стик, что оказывается очень важным для людей, имеющих проблемы с опорно-двигательной системой.

Вторая версия контроллера, с разметкой и одним стиком

Одним из тех, кто мог бы воспользоваться таким устройством — юный любитель Minecraft’а Томас, страдающий от мышечной дистрофии. Парень, как и многие геймеры по всему миру, испытывал неудобство при взаимодействии с обычным контроллером — кнопки оказывались слишком тугими. На проблему парня обратил внимание отзывчивый инженер с говорящей фамилией Калеб Крафт (Caleb Kraft), в свободное время занимающийся разработкой и сборкой полезных и интересных технических устройств. Калеб решил, что $400 за специализированный геймпад — слишком дорого для обычного парня, и лично занялся проектированием контроллера для Томаса. В первую очередь конструктор распечатал на 3D-принтере отдельные блоки управления, включая привычные крестовину, стик и клавиши. Все кнопки он снабдил специальными механизмами, ослабляющими нажатие. Сами детали и пластину для крепления Калеб обшил липучками, позволяющими крепить крестовину и стики на подложку произвольным образом. Получившийся в итоге девайс сложно назвать красивым, однако 11-тилетнему геймеру он оказался гораздо дороже любого другого контроллера.

Электросхемы и последовательность сборки есть в свободном доступе

Несколько месяцев назад в сети обрела популярность история о пользователе Playstation 4, который в силу своих персональных особенностей оказался лишен возможности спокойно играть. Питер Берн (Peter Byrne), 21-летний американец из Нью-Джерси, столкнулся с некоторыми трудностями во взаимодействии с обычным контроллером от своей приставки: из-за врожденного заболевания большие пальцы рук парня постоянно соскальзывали на тач-пад джойстика, прерывая геймплей и мешая комфортной игре. Питер решил огородить компанию от дальнейших ошибок и попросил предусмотреть возможность отключать сенсорную панель в дальнейших версиях консоли. В письме к центру обслуживания клиентов Sony Playstation парень подробно описал свою проблему, в надежде, что его прецедент поможет решить проблему геймеров по всему миру.

По словам самого Питера Берна, он не сильно рассчитывал на обратную связь, и был приятно удивлен, когда на следующий же день с ним связался представитель компании. На письмо парня ответил один из сотрудников Sony, Алекс Наваби (Alex Nawabi), который с большим уважением отнесся к просьбе и пообещал в скором времени решить проблему. «Твое письмо действительно тронуло меня. Оно заставило меня обратить внимание на детали, которые стоят между радостью от игры и особенностями некоторых геймеров», — отозвался Наваби. Алекс собственными силами переконструировал джойстик под нужды инвалида, отключив сенсорную панель и добавив отдельную небольшую кнопку на заднюю сторону контроллера. Моддинг занял у сотрудника Sony всего около 10-ти часов, при этом оставил Питера полностью удовлетворенным. «Я удивлен, что кто-то действительно прислушался к моему мнению и озаботился проблемой. Надеюсь, что другие компании теперь будут чаще прислушиваться к своим фанатам, ведь люди с ограниченными способностями тоже любят игры и тоже хотят быть полноценной частью геймерского сообщества».

История Питера действительно очень трогательна и призвана лишний раз напомнить обществу о тех простых вещах, которые так важны для людей с индивидуальными физическими особенностями: иметь возможность вести свободный образ жизни, не оглядываясь на свои недостатки, играть, соревноваться и побеждать в онлайн-сражениях наравне с остальными игроками. Игры, как выяснилось, представляют собой отличный способ собраться со своими друзьями, объединенными общими интересами, пообщаться, разделить с ними свободное время, даже если вы находитесь на разных континентах, в разных жизненных ситуациях и в разной степени трудоспособны. Приставки и быстрый интернет никогда не заменят живого общения, но оказываются вполне приемлемым способом уйти от одиночества и собственных проблем хотя бы на время.

«Видеоигры стали для меня способом отгородиться от боли, от изматывающих ужасов моего выздоровления и от депрессии, которая приходит с длительным сроком инвалидности… Игры могут быть очень важны для людей, похожих на меня», Джеймс Мэннхолтер

Сегодня многие известные деятели, включая политиков, любят упоминать о негативном воздействии компьютерных игр. Однако никто из них не вспоминает о социальной и реабилитационной миссии, которую способны выполнять «игрушки»

Приятно, что сегодня все больше компаний и смелых энтузиастов обращают внимание на категорию игроков с нестандартными физическими данными, стремясь хоть отчасти нивелировать негативные последствия их травм и болезней. Разработчикам наконец удалось рассмотреть то, к чему можно стремиться с горящим сердцем и твердой верой в светлое будущее — социально-важную сторону гейм-девелопмента. Компьютерные игры являются на сегодняшний день одним из тех инструментов, который без лишних усилий и финансовых вложений позволяет многим инвалидам почувствовать себя нужным и значащим, обрести веру в свои силы, забывая о собственных физических недостатках. Ведь если виртуальная реальность не способна доставлять удовольствие и радость всем игрокам без исключения, освобождая их от лишений повседневности, тогда зачем она вообще нужна?

Смотрите также
Пять знаменитых операций русского спецназа
Фичер
Пять знаменитых операций русского спецназа
День защитницы отечества
Фичер
День защитницы отечества
Первый взгляд на Master of Orion
Фичер
Первый взгляд на Master of Orion
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться