Где поиграть
Darkest Dungeon

Darkest Dungeon Дата выхода

Тимофей Лисовиченко (пользователь)

Пошаговая РПГ, которая делает акцент на психическом здоровье приключенцев

Темнота. Что может в ней скрываться? Ловушки забытого склепа? Сокровища древних предков? Возможно, там будут обитать скелеты и культисты, а возможно, вы найдете забытые знания. Но что бы ни хранили в себе разные места с одинаково низкой степенью освещения, в них есть одно общее наказание для тех, кто решится их исследовать.

БЕЗУМИЕ.

Добро пожаловать под своды Темнейшего Подземелья, искатели приключений. Здесь вас могут ждать как несметные сокровища, так и смерть — но в любом случае вы не уйдете отсюда таким же, каким и пришли.

Геймплей

Сюжет здесь есть, но довольно расплывчатый. Был старик по имени Гамлет, да потерялся в подземельях. Найдите его, если сможете, по пути убив древнее зло, таящееся в темноте. Да кого это волнует вообще? Люди сюда приходят за сокровищами! Во главе действия стоят, собственно, побегушки по разным забытым богом местам. В наличии — руины, катакомбы, туннели, любые места, где правит бал темнота и неизвестность. Команда из 4 человек ходит по ним, ищет сокровища, убивает, и (каждый раз — абсолютно внезапно и непредсказуемо) умирает. В городе вы нанимаете героев, выбираете, куда и с кем пойдете, закупаетесь провизией... А вот в подземельях творится форменный беспорядок. Бои происходят в пошаговом режиме. Они представляют из себя не совсем классическое JRPG действо, если быть более точным — порядок имеет значение.

У каждого класса есть свой набор из восьми навыков для боя и шести для лагеря, из которых открыты при найме только 4 и 3 соответственно. Случайно. У каждого навыка есть определенные позиции, на которых его можно использовать и на которые его можно использовать. Нету подходящих целей? Навык заглох. Поставили вашего медика на передовую или крестоносца на задний план? Приготовьтесь огрести и быть неспособным выдать удар в ответ. По этой причине в игре присутствуют и навыки позиционирования, будь то удар, сдвигающий персонажа, что его производит, или метательный крюк *шутка про сына собаки или Скорпиона*, способный вытащить вражеского стрелка под топоры союзников. В подземельях, само собой, есть ловушки, есть сокровища... Но какой смысл в них всех, если ваши солдаты сойдут с ума?

Особенности игры

Эта игра не о тех героях, которые убивают десятки монстров одной левой, правой при этом подгоняя Плотву. Эта игра даже не о тех героях, которые без всяческих угрызений совести жертвуют мать, чтобы спасти ее одержимого сына. Эта игра — о таких героях, какими они бы наверняка были, если бы им не повезло попасть в реальность. О священниках, боящихся мертвецов. О крестоносцах-клептоманах, постоянно возносящих хвалу господу. О расхитителях могил, чья жажда наживы приводит их к болезни.

О безумии и страхе.

В подземельях всегда темно, но обычно предусмотрительный его владелец почему-то зажигает факелы или там все равно видно, как днем. Обычный день в обычном подземелье, никто даже не задумывается. Не здесь. Вам придется закупать не просто еду и питье — вам придется купить приличный запас факелов, если вы не собираетесь умирать раньше времени. Купить лопату, если вы думаете, что найдете завал. Закупиться противоядиями и бинтами, которые только снимают статусные эффекты, но не заменят вам хорошую весталку. Ваш свет — ваша жизнь. При достаточном освещении вы можете застать противников врасплох и получить один ход на то, чтобы вмазать им без страха огрести в ответ. При достаточном освещении вы можете провести разведку и узнать о засаде или ловушке еще до того, как увидите ее лично. При недостаточном освещении либо его отсутствии приготовьтесь к худшему. Награды станут лучше, да, но стоит ли это испорченной формации после очередной успешной засады, сделавшей неприятный сюрприз вашим воинам? Стоит ли это повышенного шанса критического удара по вам? Вами, в общем-то, тоже, но на гораздо меньшее число... Стоит ли это риска обезуметь? У каждого героя в вашей команде есть, кроме показателя здоровья, не менее важный показатель стресса.

Идете в полной темноте? Он медленно, но верно накапливается. На вас внезапно выскочила группа бандитов? Полоска скакнет вправо. Вашему соратнику нанесли критический удар либо убили? Крайне резкое повышение уровня стресса. После того, как цифры на этой полоске достигнут сотни, персонаж получит нервный срыв. Он может начать ни с того ни с сего крыть матом союзников и врагов, может начать отказываться от еды и лечения, видя в боевых товарищах лишь воров, желающих достигнуть его кошелька и перерезать глотку, или полюбить боль всей душой, искренне желая получить больше боевых ранений и пугая оставшихся союзников... Но может случиться и наоборот. С крайне малым шансом, ваш герой ответит на натиск стресса тем, что станет Героем. Нет, даже ГЕРОЕМ. Он будет утешать и лечить союзников, он перестанет накапливать стресс, он будет точнее стрелять и больнее бить. Но героизм, в отличие от расстройств, скоротечен и длится только до момента прощания с подземельем или разбитого лагеря. Но нервный срыв или героизм — это не все. Это не значит, что вам не нужно переставать следить за счетчиком. Тик, так, тик, так — стоит ему дойти до двухста, и у бывшего героя прихватит сердечко и вы можете прощаться с ним навсегда. От инфаркта спасения нет. Точнее, может, и есть, но не в средневековье и тем более не в подземелье. Если же ваши герои пережили весь этот ужас, то в городе их можно отправить в увеселительные или не очень учреждения с целью снизить уровень стресса. За довольно круглую сумму. Как минимум две трети вашей добычи будут уходить на то, чтобы нанятые вами люди с большой дороги бухали, ходили в бордель, молились, и все такое.

Здесь я сделаю плавный переход к наклонностям ваших будущих, прошлых и теперешних союзников.

Не такие и маленькие причуды

У всех есть какие-то особенности, правда? Кто-то клептоман и не прочь запустить руку в чужой карман, кто-то боится темноты, кто-то наоборот, не переносит света, у кого-то может быть выбитый глаз, у кого-то слабая хватка за жизнь. Это все имеет значение. Одни герои будут исключительно молиться, чтобы успокоиться, других не будут пускать в казино после того, как их поймали на мошенничестве, кто-то будет меньше есть при высоком уровне стресса, кто-то будет хуже или лучше показывать себя в первом раунде битвы. Все эти причуды имеют значение, от клаустрофобии до чувства вины. Вам придется под них подстраиваться. Конечно, их можно убрать на принудительном лечении, но у вас вряд ли получится найти что-то дороже, чем это. Кроме как покупать амулетики. Это еще дороже, но эффект того стоит. Или нет? Решите сами. Здесь нету однозначно позитивных амулетов — один повышает точность, но снижает шанс крита, другой повышает стойкость ценой уменьшенной ловкости, третий увеличивает урон, но снижает сопротивляемость стрессу и точность... У каждого выбора есть цена, и эта цена — не только несколько тысяч золотых монет. Игра наказывает за каждую ошибку, а то и просто так. Не вылечился, а решил попытаться добить почти мертвого противника? Один или два прицельных удара — и вот еще союзник находится при двери смерти. Не вытащил стрелка противника, хотя мог? Ваша весталка не скажет вам спасибо за это. Все происходящее приправлено полной случайностью происходящего. Нельзя точно предсказать, что произойдет в следующий ход. Подземелья каждый раз генерируются случайно и вы можете проиграть даже в обучении. Ваши чертовски опытные разбойник и крестоносец будут пропускать ходы под действием их психических расстройств, а расхитительница могил и чумной доктор будут выносить скелетов критом и ядом одного за другим. (Да, скелеты, дохнущие от яда — нелогично, согласен. Но кровотечения вы у них точно не вызовете.) Прокаженный с шансом попадания 65% будет промахиваться по последнему врагу с 1 хп и умирать от него же. Вы можете наткнуться на минибосса в первом же подземелье, убить его ценой двух солдат и нервов двух остальных и с позором сбежать заливать горе алкоголем в городе. Наверное, именно так выглядит пошаговый Dark Souls.

Оформление

Цените в играх только графику и не любите пиксели? Вам не сюда. Хотя пикселей тут и нет, все нарисовано от руки и на удивление плавно. Стиль рисовки — комиксовый, проведите аналогию с Borderlands, только двухмерной. Однако эта графика — именно те иллюстрации, которые мог бы, если бы он рисовал, добавить к своим произведениям Лавкрафт. Вся игра как бы впитала этот его стиль, и не только в рисовке. Атмосфера кромещей тьмы и ужаса отражается во всем, от класса персонажей игроков Культист, толкающего врагов туда-сюда тентаклями и ими же наносящий огромный урон ценой света или нервов до музыки и, абсолютно неожиданно, навыков, применяющихся в лагере, будь то оставление надежды всяким, сюда входящим, или просто черный юмор Бандита, который запросто может испугать вашу группу больше обычного. Да какой там к черту культист, шут вооружился серпом и собирает жатву с кровоточащих от его самоотверженных ударов противников! Озвучка — одна из самых атмосферных, что я слышал. Она добавляет еще больше страха и безысходности, как и голос рассказчика за кадром, комментирующий действия игроков. Звуковые эффекты в различных ситуациях прекрасно сделаны, будь то боевой вопль при атаке варварши или открыта в надежде найти что-то ценное Железная Дева. Полной озвучки у героев нету, перевода тоже, читать нужно много. А я и не против.

Персонажи ЖИВЫЕ, их слова вызывают гамму эмоций в любом случае, будь то комментарий удачного удара или отчаянный вопль о помощи после тяжелого ранения. Интерфейс понятен и удобен.

Итог

Конечно, 2015 год еще очень далеко от завершения, но для меня эта игра уже получила статус лучшей инди-игры года. Это, конечно, не новая часть ФНАФ, где будет еще больше скримеров, это не очередная РПГ с открытым миром — она другая. Это в первую очередь пугающий атмосферой хоррор и хорошая пошаговая РПГ. Их мало. Не пропустите, она стоит своих денег.

Смотрите также
Darkest Dungeon
Превью
Darkest Dungeon
Дата выхода

Darkest Dungeon

PC (Windows), MAC, PS Vita, iOS, PlayStation 4
9.0
Оценка редакции
Читать рецензию
8.5
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Red Hook Studios
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows)), (MAC), (PS Vita, PlayStation 4), 2017 (iOS)
Системные требования
Минимальные
OS X 10.9 или выше
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться