Metro: Exodus Дата выхода 22 февраля 2019

Александр Кузьменко (редакция)

На выставке Е3 мы убедились, что новая «Метро» точнее всего передает тоску по тому самому мифическому «русскому Fallout», который мы ждем уже столько лет

Metro: Exodus — третья по счету игра по мотивам одноименной серии романов Дмитрия Глуховского про Россию после ядерной войны. Проект уже несколько лет создает вначале украинская, а потом мальтийская, но все равно одна и та же студия — 4A Games, ключевой состав которой когда-то работал над S.T.A.L.K.E.R.

В игровой индустрии именно эти люди как никто другой умеют передать дух «постапокалиптического ржавого совка», и в смачных и жестоких сценках показать жизнь в мире недалекого будущего, где после ядерной войны в тоннелях московского метро прячутся немногочисленные выжившие.

Exodus логически продолжает сюжет первой и второй «Метро». В качестве основы принято допущение, что в прошлой части для главного героя Артема все сложилось хорошо: он женится на своей боевой подруге Анне, угоняет сверхсекретный паровоз «Аврора» и вместе с группой наемников «Спарта» отправляется на нем на восток в поисках лучшей жизни.

На выставке Е3 2018 мы поиграли в Exodus всего один час, а это преступно мало для игры такого масштаба. Подробностей почти нет, даже про сюжет известны лишь отрывочные детали. «Спартанцы» убеждены, что война не закончилась ядерной бомбардировкой и где-то все еще продолжается. Из их разговоров становится понятно, что бронепоезд послан текущим правительством метрополитена во внешний мир для разведки, а всех встреченных по пути людей экипаж достает вопросами вроде «а вы тут не видели солдат НАТО?» (причем в рамках общей жуткой атмосферы игры над этими фразочками совсем не хочется шутить). Куда движется бронепоезд, понимаешь тоже весьма примерно — на карте, которую показывают на экране загрузки, явно видно, что начинается маршрут в Москве, а заканчивается где-то в неопределенной волжской степи в районе Саратова.

Игры серии «Метро» всегда отличал шикарнейший дизайн. Даже самые мелкие детали постапокалиптического мира прописаны с неправдоподобной тщательностью и старанием. Если вы иностранец, то наверняка порадуетесь всей этой постсоветской экзотике и загадочным надписям на русском. Ну а если вы родились в СССР, то со слезами на глазах узнаете до боли знакомую форму плафона потолочного светильника на станции метро, или тот самый, прошитый в ДНК оттенок красной краски, которым в столовых на больших алюминиевых кастрюлях всегда одинаковым почерком пишут такое родное слово «КОМПОТ».

Железнодорожную ветку, по которой экипаж «Авроры» мчит куда-то на восток, никто не использовал уже более 20 лет, поэтому маршрут бронепоезда растянется на целый год, а в пути будут как запланированные, так и аварийные остановки. Каждая из них — отдельный уровень, достаточно обширное пространство с очень искусной имитацией открытого мира.

Вдоволь наигравшись с эстетикой «русского Fallout», в третьей части Metro 4A Games пошли еще дальше и замахнулись на воссоздание художественного образа умирающей уже двести лет русской деревни, которую даже ядерным оружием бомбили, а она все никак.

В миссии, которую разработчики привезли на Е3, бронепоезд «Аврора» находится в пути уже несколько месяцев, как вдруг сходит с рельсов в районе безымянной деревушки где-то на Волге. Артем отправляется на разведку, в камышах стелется туман, идет редкий снег и только откуда-то с того берега доносится звон колокола с полузатонувшей колокольни… Ну а дальше начинается: тронутый на всю голову отец Силантий и Церковь Царя Водяного, орден электроборцев и девушка-фельдшер с Урала, которую сектанты держат взаперти в башне за то, что она пользовалась фонариком на батарейках.

Уровень шизы в равном сочетании с жутью нарастает в Exodus с каждой минутой. Не успели вы перестрелять три десятка сектантов и угнать лодку — вот уже по берегам бывшей Волги начинают шнырять какие-то подозрительные жабы-мутанты, каждая размером с козу, а еще через пару минут ваше утлое суденышко уже сминает пополам и жует речной постапокалиптический язь размером с акулу из фильма «Челюсти». Плюс, конечно, открытый мир, который работает просто отлично: здесь есть и сайд-квесты, и сбор ресурсов, и крафт, и даже свои рейды по подземельям. Но основная прелесть третьей части, как и первых двух — в отлично поставленных сюжетных заданиях и необычных игровых ситуациях.

С геймплеем все по-прежнему здорово. Предельно суровый интерфейс (даже компас вызывается отдельной кнопкой), «медленные» в хорошем смысле слова перестрелки, модификация оружия и сбор ресурсов для крафта, которые очень важны для выживания. Стелс для тех, кто не любит много стрелять и трястись над каждой гранатой. Он здесь, кстати, тоже олдскульный: никаких подсветок врагов, взглядов сквозь стену и указания маршрута патрулей стрелочками на земле. Только личное наблюдение за каждым часовым и тихое устранение врагов в укромных уголках.

Продолжение сильно отличается от первых двух частей, действие которых почти целиком проходило внутри московской подземки. Exodus — это скорости и просторы. Это что-то вроде роуд-муви, фантастического «истерна» (по аналогии с «вестерном»), в котором постапокалиптические ковбои с красными звездами на шапках и их отчаянные подруги с красными звездами на ремнях мчатся куда-то на восток сквозь вечную русскую зиму на поиски несуществующего русского счастья. Перед нами что-то вроде фильма «Безумный Макс», если бы его снимал Алексей Балабанов осенью и под Балашовом — и знаете, это здорово.

Игра в разработке
Дата выхода 22 февраля 2019 г.

Metro: Exodus

PC (Windows), PlayStation 4, Xbox One
Альтернативное название: Метро: Исход
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Deep Silver
Режимы игры
Одиночная игра
Модель распространения
Цифровая доставка, розничная продажа
Дата выхода
22 февраля 2019 (PC (Windows), PlayStation 4, Xbox One)
1 из картинок Открыть оригинал