Сфера 3: Зачарованный мир Дата выхода

Светлана Карачарова (редакция)

Попытка сыграть на ностальгии тех, кто 12 лет назад проводил в онлайн-игре «Сфера» половину жизни

«Сфера 3» — российская ролевая онлайн-игра, с июня этого года она запущена в закрытое тестирование. Согласно официальному сайту, это «прямой преемник культовой «Сферы», который «развивает традиции, заложенные легендарным предшественником».

Чтобы понимать, что за традиции имеются в виду, придется вернуться на 12 лет назад. Представьте — 2003 год. Кто пошустрее, поумнее и знает английский, играет в Ultima и Lineage. Кто победнее и попроще — приходит в «Сферу». «Подсесть» на нее в тот момент было несложно: даже в глухой провинции на каждом углу продавался диск с цветастой обложкой, на которой была изображена полуголая длинноногая девица в бронелифчике. Ну а после того, как клиент «Сферы» был выложен на диске «Игромании», она стала по-настоящему всенародной российской игрой.

«Сфера» была платной игрой, каждый месяц стоил что-то около 150 рублей. Никаких современных способов оплаты тогда не существовало: приходилось покупать диски, на которых печатались коды оплаты (один диск давал один месяц игры)

«Сфера» по большому счету передрала все базовые идеи Lineage (мучительно долгая прокачка, захват замков, штрафы на смерть, бесконечное pvp), только выглядела хуже и предоставляла пользователям куда меньше удобств и возможностей и куда больше головной боли. Но надо помнить, что все те, кто играл в нее в 2003-м, были неофитами. Мы не знали, что есть и другие онлайн-игры. Мы не знали, что в онлайн-играх не обязательно страдать. В это странно сейчас поверить, но тогда «Сфера» многим искренне нравилась.

В игре не было квестов — не считая одного повторяющегося, который всегда засылал вас в одну из окрестных пещер и просил убить самого главного злодея в этой пещере. Менялось только его имя. Этот квест мало кто выполнял, в основном все качались на так называемых «респах» — местах, где быстро возрождались высокоуровневые, но не очень опасные монстры. Таких мест было совсем немного, поэтому в них стояли очереди. Тех, кто лез без очереди, убивали, благо почти вся игра была зоной свободного PvP.

В «Сфере» был уникальный для онлайн-игр вид от первого лица. В «Сфере 3» — ничего необычного: от третьего

В «Сфере» при всей ее внешней убогости еще 12 лет назад было реализовано немало отличных идей. Вот, например, нон-таргет, по которому все сейчас сходят с ума: в «Сфере» он уже был, и чтобы играть в нее по-настоящему хорошо, надо было иметь отличную реакцию и неплохую мышь. Интересно выглядела магия: она вся была представлена порошками, которые нужно было предварительно варить в горшочке. Хочешь не только махать мечом, но и швыряться во врагов огненными шарами? Пожалуйста, только сначала свари их. Опасность заключалась в том, чтобы неправильно рассчитывать количество порошка, которое нужно было взять с собой, идя на респ. Если у тебя оставалось еще пара часов, а какие-нибудь из порошков (защитные, атакующие, лечащие) подходили к концу — приходилось канючить в чат клана, чтобы кто-то сорвался и принес еще.

Самое интересное, что кто-то обязательно срывался и приносил — даже если было три часа ночи. Все понимали, что кач на хорошем респе — редкая удача, бросать место нельзя, товарищу обязательно надо помочь. В этом тоже была прелесть «Сферы». Именно тут были заложены основы многих сильнейших русскоязычных игровых сообществ, которые потом успешно перетекали в другие проекты. Именно благодаря кланам и социальному взаимодействию «Сфера» прожила так долго. Вместе с кланом мы ходили брать замок, а потом отстаивали его, каждые сутки заливая специальный охранный эликсир. Это было очень сложно — каждый день находить время на игру, хотя бы 3-4 часа. Но мы находили.

В «Сфере» не было деления на расы и фракции. В «Сфере 3» — две фракции (конечно же противоборствующие) и в перспективе четыре расы (пока доступно две)

А теперь вернемся в нынешнее время и попробуем понять, что из всего перечисленного собирается развивать «Сфера 3». Чтобы не тратить много вашего времени, могу сразу ответить: в целом — ничего. Из классической песочницы, в которой не было ни единого навязанного разработчиком способа проводить время, «Сфера 3» превратилась в очень плохой парк аттракционов. В игре появились квесты — настолько типовые, будто их писал робот. Появились подземелья — такие скучные, что хочется взвыть и выйти уже через пять минут. Появилась арена с волнами монстров — видимо, для того, чтобы игрокам было где гриндить, не мешая друг другу.

Появились также все корейские завлекалочки: награды за каждые 5-15 минут онлайн, за каждый день входа, за каждый взятый уровень. И не спроста, скажу я вам: на первые десять уровней, которые в любой игре ААА-класса берутся обычно за первый час, мне пришлось потратить часов пять. И это были пять часов концентрированной тоски: скучнейшей беготни от одного хаба к другому, муторных однообразных квестов и полного отсутствия хоть какого-то ощущения, что находишься в онлайн-мире и впереди ждет что-то большее.

Даже на максимальных настройках графика «Сферы 3» по меркам 2015 года выглядит убого

В игре сохранился нон-таргет, который, если верить разработчикам, устроен на этот раз как-то очень хитро и рассчитывает урон по врагу, опираясь не только на расстояние, но даже на угол, под которым был нанесен урон. Рядовому игроку от этого факта ни жарко, ни холодно. Магия стала самой обычной — есть магическая книга, в которой записаны доступные вам заклинания, их можно улучшать — очки для улучшений даются каждые 1-2 уровня. На панель влезает пара десятков заклинаний, еще два можно закрепить на левую и правую кнопки мыши.

Модель распространения игры в явном виде нигде не объявлена, но разработчики должно быть понимают, что в 2015 году за такой проект никто не будет платить ежемесячно. В игре уже есть вкладка магазина, но она пока не работает.

Битва за замок в «Сфере» всегда была самым ярким моментом дня. Будет ли в «Сфере 3» что-то подобное – пока неясно

Единственное, что может как-то спасти «Сферу 3» — битвы за замки. Во время закрытого тестирования принять в них участие почти невозможно (слишком мало игроков на сервере), но в описании они выглядят неплохо. Клан, который хочет захватить замок, сможет вырубать леса вокруг него и строить осадные машины. С их помощью нужно разрушить сторожевые башни, затем выломать ворота крепости, перебить защитников и захватить контрольные точки. Обещается, что на осадах не будет предельного количества игроков, да и сами осады будут проходить «в открытую» — то есть зайти на территорию замка в момент осады сможет любой желающий (например, какой-нибудь любопытный новичок). Клан, владеющий крепостью, сможет улучшить свое снаряжение — для этого в крепости надо будет отстроить несколько дополнительных зданий.

И лишь одно будет в «Сфере 3» ровно таким же, как в оригинальной «Сфере»: защитный эликсир, который предохраняет крепость от нападения, заливается на те же 24 часа. Не могу судить сейчас, хорошо ли это или плохо — каждый вечер (утро, день, ночь) отстаивать свой замок от врага. 12 лет назад я выдержала в таком режиме семь месяцев — но я была младше на 12 лет и у меня не было опыта игры в World of Warcraft, EVE Online, The Elder Scrolls Online и еще десяток ААА-проектов. Сегодня я вряд ли потяну такой тяжелый игровой график. Но, может быть, кому-то это будет в самый раз?

«Сфера 3» — разумеется, никакое не «продолжение идей» оригинальной «Сферы»: это полностью самостоятельный проект, в котором нет ни Торвиля, ни бангвильских сколопендр, ни варки порошков непременно под ногами самого высокоуровнего персонажа клана, ни других фишек, которые вспомнят те, кто посвятил «Сфере» часть своей жизни. Если вы зайдете в «Сферу 3» из ностальгии – вас ждет огромное разочарование. Для таких игр в индустрии есть определение generic: что-то очень среднее, не безбожно отвратительное, но и не вызывающее никаких чувств, кроме скуки. Может быть, к релизу «Сфера 3» внезапно заиграет новыми красками. Но потенциала для этого в ней, честно говоря, совсем нет.

Как поиграть: сейчас игра находится в закрытом тестировании. Вы можете попробовать получить ключ, зарегистрировавшись на официальном сайте.

Смотрите также
«План Б»: как Microsoft пытается спасти Xbox One
Фичер
«План Б»: как Microsoft пытается спасти Xbox One
Rust
Превью
Rust
Her Story
Рецензия
9.0 Her Story
Дата выхода

Сфера 3: Зачарованный мир

PC (Windows)
Альтернативное название: Sphere III: Enchanted World
6.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Nikita
Режимы игры
Игра в интернете
Модель распространения
Условно-бесплатная
Дата выхода
(PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Процессор: Двухъядерный с частотой от 2 ГГц, 2 GB ОЗУ, Видеокарта:Geforce 6600, Radeon X1600
Рекомендуемые
Процессор: Четырехъядерный с частотой 2 ГГц, 4 GB ОЗУ, Видеокарта: Geforce 8800, Radeon HD4000
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться