The Boston Major 2016 Перейти
Где поиграть
Alan Wake

Alan Wake

Роман Епишин (редакция) 8.5

Может, скоро какой-нибудь фантаст напишет рассказ о том, как кто-то сел поиграть в интерактивный триллер, и с тех пор его больше не видели…

Идиллия. Но как представишь, что окажешься в этих краях в темноте, становится не по себе

После вечера в компании Алана Уэйка привычные движения, которыми нашариваешь выключатель в темной комнате, становятся нервозными и поспешными. Психологический триллер жонглирует сном и реальностью, светом и тьмой, как шариками от пинг-понга. Его герои уверяют: чтобы понять безумие, нужно самому обезуметь. То же верно и для игры. Дабы почувствовать себя на месте Уэйка, нужно начать бояться темноты и шарахаться от каждого шороха.

Тихий городок Брайт Фолс, ставший временным приютом для писателя, вызывает ассоциации с Твин Пикс. Та же холодная красота, величественные громады гор, густой хвойный лес и странноватые местные жители. В этот райский с виду уголок Алан Уэйк сбежал от суеты мегаполиса, чтобы отвлечься и, может быть, найти себя. Затянувшийся творческий кризис измотал писателя, и вместе с женой Элис он снял домик на берегу озера в Брайт Фолс.

Брайт Пикс

В первый же день незадавшегося отдыха мир рушится. Элис бесследно исчезает, реальность путается, а сюжет недописанного романа Алана Уэйка претворяется в жизнь. Правда, сам автор не помнит, чтобы сочинял нечто подобное, и узнает фабулу из разбросанных по Брайт Фолс страниц рукописи вместе с игроком.

Сначала та или иная сцена частично выстраивается по разрозненным фрагментам романа. Ты понимаешь, что впереди ждет нечто зловещее. А затем все происходит наяву, мозаика складывается, и не до конца понятные кусочки рукописи обретают смысл. Получается, что живешь как бы в двух измерениях: в настоящем времени и в недалеком будущем, постоянно предвкушая и предчувствуя грядущее. Очень необычное и непривычное ощущение.

Авторы умело нагнетают обстановку, используя для этого самые разные средства. Герой то и дело натыкается на радиоприемники и слышит, как местный ночной ведущий в прямом эфире общается со слушателями. Так можно узнать, что в данный момент творится в других частях города, выстроить полную картину происходящего. Также Алану попадаются телевизоры с эпизодами сериала «Найт Спрингс» (что-то вроде «Сумеречной зоны»). Темной ночью в постукивающем и поскрипывающем деревянном доме эти мистические истории воспринимаются по-особенному.

Автомобиль — не только средство передвижения, но и оружие — дальний свет быстро срывает с врагов покровы тьмы

Автомобиль — не только средство передвижения, но и оружие — дальний свет быстро срывает с врагов покровы тьмы

Светопреставление

Чтобы отыскать Элис и разобраться в происходящем, Уэйк вынужден обшарить Брайт Фолс вдоль и поперек. Заброшенная шахта, полуразрушенный особняк, покинутое поселение, густой еловый лес — эти места и при солнечном свете нагоняют жути, а под луной и вовсе пугают до звона в ушах. Но так уж складываются обстоятельства, что путешествовать приходится именно ночью.

В непроглядном мраке главным оружием становится свет. Фонарик необходим, как воздух, и чем он мощнее, тем лучше. Страхи, навеянные тьмой, скрипом и шорохами отнюдь не беспочвенны. Здешняя мгла осязаема и смертельно опасна. Окружающий мир преображается в одно мгновение. Вот ночной лес тихо постукивает ветками и лишь держит в напряжении, а уже через мгновение меж стволов начинает клубиться туман, поднимается неестественный ветер, деревья затевают безумную пляску, размахивая ветвями, и появляются лесорубы…

В отличие от традиционных хорроров, героя в Alan Wake не травят ни мертвецами, ни головоногими монстрами, ни даже медсестрами с выколотыми глазами. Алана атакуют люди и вещи, отравленные тьмой. Лесорубы, охотники и прочий рабочий люд с серпами, топорами и лопатами. Но, как и в Resident Evil 4, страха они нагоняют похлеще «чужих» или «хищников».

Нападающие буквально материализуются из тьмы. Кажется, между деревьев мечутся только тени, но в следующий миг они принимают очертания человеческих фигур и, выкрикивая что-то неестественно ломающимся голосом, бросаются на Алана. К счастью, обычные пули способны остановить нападающих, но только при условии, что у героя есть источник света. Верзилы как бы закованы в броню из мрака, и, не разбив ее, стрелять бесполезно.

Уже после первой прогулки по ночному лесу начинаешь по-новому воспринимать обычные предметы. Тусклый уличный фонарь — не просто желтое пятно в ночной темноте, но островок безопасности. Пока Алан освещен, никто не может причинить ему вред, и даже здоровье восстанавливается гораздо быстрее. Завидев вдалеке спасительную искру, бросаешься к ней, не разбирая дороги, и затылком чувствуешь, как наступают на пятки одержимые тьмой.

Не в каждой схватке врагов можно одолеть силой. Бывает, не хватает патронов, батареек для фонарика или времени, чтобы сбить покрывало мрака со всех атакующих. Тогда-то и пускаешься наутек к ближайшему фонарю, петляя, как заяц, ведь преследователи бегают быстрее, да вдобавок кидаются топорами. Задержать погоню может световая шашка, но пылает она недолго. А вот светошумовая граната сразу превращает одержимых в пыль.

У Алана есть призрачный помощник, в прямом смысле путеводная звезда

У Алана есть призрачный помощник, в прямом смысле путеводная звезда

Все в меру

Alan Wake — ювелирно сбалансированная игра. Неудивительно, что на ее создание у финской студии Remedy ушло более пяти лет. Здесь хватает действия: герой постоянно ввязывается в красивые, щедро сдобренные спецэффектами перестрелки, но триллер ни на миг не превращается в боевик (за исключением, может быть, одной сцены, остроумно пародирующей Left 4 Dead 2). Пальба и красивые кувырки в замедленном времени по своему значению остаются лишь второстепенным эпизодом. Главную же роль играют поиски истины в сумрачном Брайт Фолс. Под покровом ночи Алан бродит по самым жутким и неприветливым местам, заставляя игрока вздрагивать и потеть.

И, опять же, напряжение строго дозировано, оно не перехлестывает через край. Разные, но одинаково интересные ситуации сменяют друг друга: вот Алан с фонариком бредет по лесу, отстреливаясь от одержимых тьмой; а вот в его распоряжении остается только фонарь — приходится выживать без оружия.

Разработчики не боятся экспериментировать — Алана могут лишить и света, и оружия, пустить его по уставленной капканами тропе, заставить искать выход из лабиринта живой изгороди, натравить на беднягу оживший комбайн. Перечислять можно долго — каждый новый эпизод таит в себе сюрпризы.

Сигнальная ракета производит эффект разорвавшейся бомбы, буквально растворяя одержимых в своем ярком свете

Сигнальная ракета производит эффект разорвавшейся бомбы, буквально растворяя одержимых в своем ярком свете

Мистический триллер

Эпизоды строятся по строгим канонам: захватывающее начало, кульминация и обязательно интригующий финал. Каждый эпизод завершается песней, врезающейся в память не хуже, чем знаменитая “Late Goodbye” из Max Payne. Только если там был один такой трек, здесь их — целая коллекция.

Как в любом хорошем сериале, в Alan Wake представлена блестящая подборка персонажей, и есть место для юмора. Явно спятивший «фэбээровец» носится по округе, размахивая пистолетом и издевательски называя Алана то Стивеном Кингом, то Дэном Брауном, то Джеймсом Джойсом. Друг и агент Уэйка — неунывающий толстячок Барри — без умолку тараторит и везде таскается с картонной фигурой Алана в натуральную величину. То, что авторы нашли время и поводы для улыбки, еще раз подчеркивает, насколько качественно сделана игра.

Только в техническом плане они немного оступились. Все, что касается пейзажей и детализации, просто безупречно. Брайт Фолс встречает путников такими видами, что хочется бросить все и осесть в этом уютном городке. Но разработчиков подвела лицевая анимация. Чтобы не портить себе впечатление, в мимику героев лучше не всматриваться — настолько она порой неестественна и даже нелепа.

Благо крупными планами оператор не злоупотребляет, поэтому закрыть глаза на этот недочет совсем не сложно. К тому же Alan Wake настолько поглощает все мысли и внимание, что искать в нем недостатки — последнее, чем хочется заняться. Игра буквально затягивает в свой мистический мир. И, может, совсем скоро какой-нибудь фантаст напишет рассказ о том, как кто-то сел поиграть в интерактивный триллер, и с тех пор его больше не видели…

Смотрите также
Alan Wake
Рецензия
8.5 Alan Wake
Alan Wake
Рецензия
7.5 Alan Wake
Alan Wake
Рецензия
8.5 Alan Wake
Дата выхода
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Microsoft Game Studios
Режимы игры
одиночная кампания, дополнительные сценарии
Модель распространения
Розничная продажа
Сайт
Дата выхода
(Xbox 360), (PC (Windows))
(Xbox 360)
(Xbox 360)
(PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Intel Core 2 Duo 2.8 ГГц, 2 Гб ОЗУ, видеокарта с 512 Мб
Рекомендуемые
Intel Core 2 Quad 2.4 ГГц, 4 Гб ОЗУ, видеокарта с 1 Гб
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться