The Boston Major 2016 Перейти

Анабиоз: Сон разума

Кирилл Волошин (редакция) 8.5

Пожалуй, лучший "хоррор", сделанный на территории бывшего СССР, более того, у игры есть все задатки, чтобы "навести шорох" и на Западе.

Визуально окружающий холод реализован шикарно: здесь даже экран покрывается инеем

Если у обычных россиян Украина, прежде всего, ассоциируется с салом и горилкой, то у отечественных геймеров ассоциации совсем другие - украинские экшены. Тут Россия давно и прочно выступает в роли отстающей державы. Там, где у нас "Черная метка", "Метро 2" и, прости господи, "Территория Тьмы", у украинцев - S.T.A.L.K.E.R., Collapse, You are Empty и "Вивисектор". А после выхода нового украинского экшена "Анабиоз: Сон разума" эта пропасть, кажется, стала и вовсе непреодолимой.

Назад в прошлое

"Анабиоз: Сон разума" - это "хоррор/экшен" от авторов "Вивисектора", который в 2005 году удивил многих отлично проработанным сюжетом и атмосферой. Именно на эти две составляющие сотрудники Action Forms сделали ставку и в своем новом проекте.

Мы играем за полярника-метеоролога Александра Нестерова. Он последним покидает дрейфующую станцию "Полюс 21" и отправляется к кораблю, который должен отвезти его из холодной Арктики на теплую Большую Землю. Однако он сбивается с пути и случайно попадает на борт вмерзшего во льды атомного ледокола "Северный ветер". Именно история этого Корабля лежит в центре повествования, где "Северный ветер" выступает как отдельный самостоятельный персонаж. Пробираясь по холодным, заиндевевшим коридорам огромного мрачного ледокола, мы постепенно узнаем о том, что же здесь произошло. Часть информации хранят в себе записки и обрывки бортового журнала.

Схема эта давно известна и используется в большинстве подобных "хорроров". Однако в "Анабиозе" все сделано куда изящнее. Во-первых, большую часть записок составляют обрывки страниц из книги - это рассказ Максима Горького "Старуха Изергиль". Там, напомним, Данко спас некое племя от гибели, осветив людям путь через лес своим горящим сердцем. Здесь, на "Северном ветре", посреди холода и смерти, легенда о горящем сердце приобретает особое значение и метафоричность. Кроме того, она сразу задает происходящему определенную атмосферу мистики и тайны.

Во-вторых, записки - это лишь незначительный источник информации. На самом деле о том, что произошло на Корабле, мы узнаем в основном благодаря особому умению героя - оно называется "ментальное эхо" и позволяет перемещаться в прошлое и даже изменять его. Выглядит это так: игрок натыкается на труп, подсвеченный специальным маркером, нажимает вблизи него на правую кнопку "мыши" и переносится на несколько лет назад, где он выступает в роли этого человека, еще живого и относительно невредимого. Далее происходит какое-то чрезвычайное событие, например, начинается пожар или затопление, и мы должны за ограниченное время совершить определенную последовательность нужных действий, чтобы избежать смерти. Если все сделано правильно, то по возвращении в настоящее труп исчезнет, откроется какая-нибудь дверь, и мы сможем пройти дальше. Если нет - начинайте все заново.

Кроме того, герой периодически видит флэшбэки, демонстрирующие какие-то события прошлого. И здесь мы тоже выступаем не как статичные зрители: во время этих сценок можно ходить и чуть ли не заглядывать персонажам за плечо. А в некоторых флэшбэках от нас снова потребуется быстрая реакция - иногда на игрока надвигается загадочный призрак, и промедление в данном случае смерти подобно.

Все это - отличный инструментарий в руках сценаристов, позволяющий создавать особую атмосферу присутствия и небанально раскрывать сюжет. И авторы прекрасно им пользуются. Одни и те же события прошлого постепенно раскрываются перед нами глазами разных персонажей: например, столкновение и затопление мы видим сначала из рубки, а потом то же самое переживаем на нижних ярусах, где перепуганные люди испуганно вслушиваются в сообщения капитана. И таких моментов тут множество.

При этом, придумывая игровые ситуации в прошлом, авторы проявили недюжинную фантазию: в одном месте, например, нужно последовательно играть за двух моряков, один из которых прожектором выхватывает из темноты монстров, а второй прицельно палит по ним из винтовки. В другом месте мы должны настраивать ядерный реактор, в третьем - плыть на лодке и отбиваться голыми руками от запрыгивающих на нее врагов, в четвертом - спускаться под воду в водолазном костюме и пережигать какие-то балки. В итоге получается и атмосферно, и не банально, и не скучно. Особенно на фоне окружающей мистики: ведь Корабль, его Капитан и Команда тут выступают как части некоего единого целого, одного организма.

Некоторые члены экипажа под воздействием радиации совсем потеряли стыд и человеческое лицо

Некоторые члены экипажа под воздействием радиации совсем потеряли стыд и человеческое лицо

Растопить лед

Но даже без "ментального эха" и флэшбэков "Анабиоз" был бы крайне интересным нетривиальным "хоррором". Есть много других проектов, где надо бродить по бесконечным коридорам и сражаться с выпрыгивающими из тьмы монстрами, но тут это сопровождается совершенно новым игровым опытом: мы постоянно мерзнем, от чего сначала падает температура тела, а затем начинает неуклонно снижаться и уровень здоровья. Практически все помещения покрыты льдом и инеем. Где-то холод нестерпимый, поэтому, чтобы не погибнуть, здесь нужно передвигаться исключительно бегом. Где-то выжить можно, но уровень здоровья там будет почти на нуле, от чего первый же удар врага станет для вас смертельным. В итоге главной задачей становится не опостылевший поиск ключей, теперь главное для вас - найти и включить источник тепла, чтобы согреться. Подставив руки вплотную к лампочке или к нагретой горячим воздухом трубе, мы восстанавливаем уровень здоровья. При этом включение всех этих механизмов и систем, дающих свет и тепло, сопровождается совершенно шикарными спецэффектами, которые в полной мере оправдывают поддержку DirectX 10 и шейдеров 4 версии. В реальном времени заиндевевшие стены и двери начинают оттаивать и покрываться каплями воды. Улучшается видимость, исчезает холодный пар изо рта. Мы буквально кожей чувствуем растекающееся по комнате тепло. И все это, повторим, не красивый антураж, а реальный элемент геймплея.

Сам процесс исследования Корабля и его коридоров более всего напоминает Doom 3: мы постоянно что-то чиним, запускаем, управляем механизмами и т. д. и т.п. Заскучать во время этих процедур не позволяет "ментальное эхо", флэшбэки и, конечно, схватки с монстрами. В качестве последних тут выступают в основном обезумевшие и мутировавшие под воздействием радиации члены экипажа. Одни лезут с кулаками и топорами, другие предпочитают использовать различное огнестрельное оружие, третьи превратились в огромных пауков и летающих тварей. Встречаются также агрессивно настроенные собаки. Соответственно, от кого-то приходится отбиваться в ближнем бою, кого-то отстреливать издалека, а от кого-то убегать. С огнестрельным оружием все привычно: есть несколько видов винтовок, в том числе и снайперская, дробовик, ППШ, при этом враги ничем особенным удивить не могут. Отметим лишь классную проработку каждого "ствола".

А вот в ближнем бою все куда интереснее: тут можно ставить блоки, бить с разных сторон и даже проводить целые серии ударов. Жаль лишь, что авторы все-таки отдали некоторое предпочтение огнестрельным боям.

Конечно, "Анабиоз: Сон разума" - игра не идеальная. Кому-то не понравится излишняя "коридорность" геймплея, неизобретательность ИИ и полное отсутствие честной физики, кто-то будет не в восторге от финала, который в чем-то может показаться нелогичным и оставляет вопросов больше, чем дает ответов. Но если рассматривать эту игру, прежде всего, как триллер с мощной атмосферой, необычной историей и парой свежих идей в геймплее, то "Анабиоз: Сон разума", безусловно, заслуживает самых высших оценок. Это, пожалуй, лучший "хоррор", сделанный на территории бывшего СССР, более того, у игры есть все задатки, чтобы "навести шорох" и на Западе.

Дата выхода

Анабиоз: Сон разума

PC (Windows)
Альтернативное название: Cryostasis: Sleep of Reason
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
505 Games
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows))
(PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
2.4 Ghz, 1 Gb RAM, GeForce 7800/Radeon X1800
Рекомендуемые
Core 2 Duo 3.0 ГГц, 1 Gb RAM, GeForce 8800/Radeon X2800
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться