Bayonetta

Антон Костюкевич (редакция) 9.0

Если God of War – король жанра слэшеров, то Bayonetta – неоспоримая королева.

Эта картинка как нельзя лучше отражает суть и сакральный смысл Bayonetta

Эта игра несет в себе достаточный заряд, чтобы свести с ума, вызвать приступ эпилепсии или хотя бы на минуту лишить чувств любого половозрелого мужчину. Учитывая, что женщины к целевой аудитории не относятся (если столкнетесь с прецедентом, немедленно бегите), а детям вроде как не положено (возрастное ограничение «от 18» действует по всему миру), этот факт можно считать самым важным и лестным комплиментом. Способы и средства воздействия, правда, подобраны исключительно дьявольские и в высшей степени негуманные: ведьма в латексе расчерчивает экран огнем, на секунду показывает полуобнаженную грудь, вырывает крылья архангелам и выбивает мозги склизкой двадцатиметровой твари. Что-то противопоставить или сказать в ответ просто невозможно, да и особой необходимости в этом нет. Это вторая в новейшей истории игра, чьи предупреждения об эпилептических припадках не выглядят излишней перестраховкой и лукавством. Первая называется Contra: Shattered Soldier (PS2), здесь в определенный момент огромная черепаха, в которую вы стреляли двадцать минут, поворачивается задом, и там оказывается кровоточащее человеческое лицо.

Bayonetta на равных участвует в этом забеге абсурда, гипертрофированности, человеческого сумасшествия и местами вырывается вперед на добрые полкорпуса. В финальной битве героиня появляется верхом в открытом космосе верхом на дикого вида мотоцикле и мчится по обшивке гигантской ракеты. Маленькая деталь: сражение продолжается непосредственно во время титров, а ключевые боссы прикидываются мертвыми по нескольку раз. Плюс удивительное настроение в целом: Bayonetta начинается с крупного плана двух дам, падающих вместе с гигантскими часами в пропасть. Что примечательно, дамы – ведьмы из древнего тайного общества, попутно они сражаются с ордами даже не демонов, а ангелов и других менее узнаваемых посланников небес. Спустя минуту титр услужливо подсказывает, что все это случилось примерно пятьсот лет назад, а прямо сейчас главная героиня все забыла и прячется от клана соперников, коими, как ни странно, выступают архангелы. В этот момент есть реальный шанс помутиться рассудком, но если вы все-таки выстояли, приготовьтесь – самое безумное еще впереди.

Вот как можно использовать пистолеты, если приклеить их скотчем к каблукам

Вот как можно использовать пистолеты, если приклеить их скотчем к каблукам

Танец с кинжалами

По воздействию на психику Bayonetta находится примерно на одном уровне с галлюциногенными грибами, их же, кажется, успешно употребляли и сами авторы. Эта игра проецирует в минуту по десять кадров, в клочья разрывающих ощущение реальности и обыденной действительности. Главная героиня с тем же именем, ведьма в латексном костюме со стразами и декольте, в буквальном смысле порхает – за ее спиной вырастают крылья бабочки, - ощипывает ангелов и стреляет из положения вверх тормашками – два револьвера размером в полруки прикреплены прямо к длинным каблукам. При этом рядом с пятиметровым врагом может неожиданно возникнуть гроб с шипами, из параллельного мира ведьма вызывает гильотину, гигантскую дыбу, а также несколько других громадных орудий из арсенала палача. И, наконец, в перерывах между сбором выпадающих из ангелов золотых колец – точь-в-точь как в играх про гиперактивного ежа Сонника – и стрельбой ногами героиня произносит заклинание и поочередно превращает свои волосы в огромных змею, дракона, тигра, кулаки и клещи. Если останетесь в сознании, заметите, что в этот момент с ведьмы почему-то исчезает и ее черный латексный костюм.

Принимая во внимание такие редкие возможности, игре, по хорошему счету, ничего больше для коммерческого успеха не требовалось, тем не менее, Bayonetta, как любая японская игра, безупречно поставлена и срежесирована. С учетом, конечно, своих локальных особенностей и национальных представлений. До этого момента квинтэссенцией всех идиотских и гипертрофированных представлений о стиле и брутальности негласно считалась серия Devil May Cry от Capcom – полутораметровые мечи с двигателем внутреннего сгорания, склизкие жабы размером с десятиэтажку и огромные именные пистолеты (правда, только два). Bayonetta берет сразу и количеством, и качеством. Пистолетов здесь сразу четыре, мечи обычно длиннее, склизкие земноводные еще противнее и больше. И вообще, чтобы признать безоговорочную победу, достаточно уже второго видеоролика: харизматичный негр прикуривает от большого пальца, ведьма путешествует в кабриолете, высунув ноги в ветровое стекло, на четырехполосное шоссе садится гигантский самолет из стим-панк фантастики.

С другой стороны, и это особенно удивительно, авторы всегда отдают себе отчет, что делают в целом игру про двухметровую (у героини проблемы с человеческими пропорциями) бессмертную ведьму, которая умеет стрелять из каблуков и душит волосами ангелов. В прикуривании от большого пальца или использовании гробов из потусторонних метров видна скорее легкая издевка над жанром и штампами, а не клиническое безумие. Bayonetta воспринимается легко и непринужденно, чем разработчики пользуются и вставляют в игру довольно уместные шутки. В одной из напряженных сцен, поочередно показав перекошенные от страха лица персонажей, виртуальный оператор дает крупный план груди героини, в другой раз торговец оружием удачно передразнивает своего коллегу из Resident Evil 4.

Но что действительно невероятно – при всех претензиях на скандальную славу и успех Bayonetta остается предельно отточенным, выверенным и во многом революционным слэшером. Чтобы вы лучше представляли: примерный эффект сравним с тем, если бы «Крестного отца» раскрасили в аляповатые цвета, надели на всех героев клоунские маски и заставили стрелять друг в друга из пластмассовых пистолетов, оставив культовые диалоги и сцены. По-хорошему игре необходимо выучить наизусть несколько десятков комбо-приемов, уметь нажимать пять кнопок за секунду и филигранно выполнять каждое действие. Ко всему прочему, Bayonetta еще и чертовски сложная игра – у некоторых боссов предусмотрено сразу несколько полосок жизни, а рядовые враги уже примерно через несколько часов убивают с двух ударов. Важно к тому же детально исследовать уровень – всюду разбросаны цветы, травы и какие-то кристаллы, из которых можно сварить особое зелье.

Ходят слухи, что своим исполнением и в хорошем смысле сумасшествием Bayonetta в значительной степени обязана своему продюсеру Хидеки Камия. В списке предыдущих достижений Хидеки главное место занимает как раз Devil May Cry, и японец уже довольно давно обещал переплюнуть свою же серию и насолить бывшему работодателю (Bayonetta выпускается конкурирующей Sega). Переплюнуть, надо сказать, действительно удалось, причем так, что сегодня обскакать ее может разве что God of War 3, до этого говорить что-либо о слэшерах или предрекать очередную революцию просто бессмысленно. В любом случае, если God of War – король жанра, то Bayonetta – неоспоримая королева.

Смотрите также
Bayonetta
Рецензия
9.5 Bayonetta
Ninja Gaiden II
Рецензия
9.0 Ninja Gaiden II
Devil May Cry 3 Dante's Awakening Special Edition
Рецензия
10 Devil May Cry 3 Dante's Awakening Special Edition
Дата выхода

Bayonetta

PlayStation 3, Xbox 360
9.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
SEGA Enterprises
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
дисковый ритейл
Сайт
Дата выхода
(PlayStation 3)
(PlayStation 3, Xbox 360)
(PlayStation 3, Xbox 360)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться