Где поиграть
Bird Story, A

Bird Story, A

Михаил Константинов (пользователь) 8.5

С трепетом рассказанная история дружбы маленького мальчика и раненой птицы, история, из которой убрано все лишнее и которая не стесняется казаться именно тем, чем она является

Вышедшая три года назад To the Moon была игрой редкого очарования, даже, я бы сказал, обаяния – представленная в виде пиксельного схематизма, реализованного с помощью RPG Maker XP, она тем не менее почти осязаемо дотрагивалась до сердца, рассказывая не самую замысловатую, но до мельчайших нюансов выверенную историю, подавая ее при этом таким образом, чтобы игрок, а в данном случае уместнее даже употребить слово – зритель, так вот, чтобы зритель не просто наблюдал за всем происходящим, но мог незримо присутствовать в самом игровом пространстве, выполняя пускай и примитивные, но неизменно преображающие это пространство действия. Глава студии Freebird Games Кан Гао сумел показать себя не только талантливым рассказчиком и композитором, но – удивительно тонко воспринимающим действительность человеком. На хрупкое, но совершенно волшебное впечатление от To The Moon работало сразу множество факторов, бережно «подогнанных» именно друг под друга, конечное же восприятие оставалось абсолютно целостным – посреди грохочущего и лязгающего завода индустрии видеоигр To the Moon нашла свое скромное, но навсегда завоеванное место маленького шедевра. И вот, спустя три долгих года, Кан Гао явил публике свое новое детище: A Bird Story, призванную стать приквелом для второго, ныне находящегося в разработке, эпизода во вселенной To the Moon.

Конечно, рассказ о подобного рода произведениях неизбежно сводится к попытке как можно более доступно описать собственную эмоциональную вовлеченность, тем самым – дав самую полную характеристику игре. Оно и понятно, ведь когда мы имеем дело с визуальными новеллами, а A Bird Story, с жанровой точки зрения не отступая от предшественницы ни на шаг, именно таковой и является, говорить о собственно геймплее, пожалуй, не имеет ровным счетом никакого смысла. Потому что весь геймплей здесь — время от времени нажимать пять кнопок, четыре из которых – стрелки направления, иными словами, все, что мы должны делать, чтобы пройти эту игру до конца – перемещать главного героя по крайне тесным, а также строго коридорным локациям, иногда совершая какое-нибудь действие вроде вызывания лифта или собирания тех или иных предметов при помощи пробела. И это – действительно все, что касается непосредственно геймплея, потому что, и это вполне логично, учитывая, на что эта игра опирается, его наличие здесь есть мера скорее вынужденная. В той же To the Moon сугубо прикладной аспект взаимодействия с игрой был интегрирован в историю и то на более ощутимом уровне, однако надо заметить, что результат от принесения подобной жертвы оказывается, на мой скромный вкус, куда значительнее, чем разочарование из-за отсутствия увлекательного «типового действия».

Понимаете ли, A Bird Story это в первую очередь сказание, событие, повествование. И в этом контексте гораздо важнее понять не — что оно (по форме или по интерпретации), но – о чем оно. Являясь, на первый и очень беглый взгляд, милой, но неоригинальной историей о маленьком мальчике, нашедшем в лесу птицу со сломанным крылом и обретшим в ней не просто друга, но нечто ментально большее, в процессе, опять же, рассказывания себя A Bird Story преобразуется в откровенную и безмерно личную исповедь, созерцательную и деятельную одновременно. Созерцательную – потому что вступать в этот мир игроку дано лишь с крайне условным уровнем доступа к его недрам, деятельную – потому что ни одной нотой не отдавая в фальш драматургия заставляет весь эмоциональный спектр буквально ныть от воздействия на себя. И здесь мы возвращаемся к тому, что Кан Гао – по-доброму чутко улавливает те нити реальности, которые порою сплетаются в черту соразмерно-характерного для тонкого искусства эстетического сенсуализма.

Ведь сюжет в A Bird Story также весьма, если можно так выразиться по отношению к повествовательной лини, схематичен, и даже вот так – он являет собой в большей степени зарисовку, чем готовую картину. Это – сюрреалистическое, рассчитанное на воображение и метафоричное восприятие игрока путешествие, порывистое, короткое (все прохождение едва ли займет у вас более полутора часов), лишенное даже диалогов и вообще какого-либо текстового наполнения, трогательное до слез и кристально откровенное с самим собой. И вот что для этой истории уникально – при всех условностях этого пространства, при крайне скудном техническом инструментарии, при, я бы даже сказал, «артхаусности» этого произведения оно все же умудряется закладывать в твоей голове вполне себе полифоничный, объемный образ собственного посыла, настроения, интонации. Это тот редкий случай, когда минимализм вдруг в труху размалывает рамки своего исполнения и вырастает до размеров художественной истины – в этот момент внешняя жизнь произведения оказывается неизбывно равна своей внутренней жизни. А возможно подобное только при крайне бережном, терпеливом отношении автора к тому, что он воспроизводит в конкретном проекте. За счет уважительного и внимательного обращение с деталями истории на выходе мы получаем пронзительно трогательную композицию.

И «трогательная» — основополагающее определение для этой игры. Вообще, эстетическая сила сюрреализма, на мой взгляд, как раз в том, что за его маской гротеска, изломанных линий и нечетких контуров всегда скрываются самые что ни на есть понятные и иногда даже выстраданные вещи, через усиление внешнего облика становящиеся даже более понятными. A Bird Story – наглядный тому пример. Это – невысказанное, но осмысленное переживание одиночества, этюд о столкновении детской, рвущейся на части души со временем, заканчивающимся как измеритель земного существования, но продолжающимся как своего рода четвертое измерение. Ища аналогии из современного внеигрового искусства, я набрел на мысль, что A Bird Story – это тот парадоксальный, эклектичный гибрид, который получился бы из слияния, скажем, «Кеса» Кена Лоуча и «Маленького принца» Сент-Экзюпери, приправленный исключительно самобытным, завораживающим саундтреком. Ведь музыка здесь – сама по себе становится еще одним закономерным двигателем истории, и ее прелесть, кстати, способна существовать даже в отрыве от визуального ряда, что порождает в A Bird Story еще один, сложно сказать, какой по счету, семантический пласт.

Что касается недостатков, о которых совершенно не хочется, но необходимо говорить, то их два, один – весьма конкретный, но терпимый, другой – расплывчатый, но для многих – критичный. Итак, первый – продолжительность. Полтора часа это все же преступно мало, однако осознание того факта, что работа над полноценным вторым эпизодом To the Moon идет полным ходом, обнадеживает и, в какой-то степени, примиряет с действительностью. Второй – ну, господа, это, как вы уже успели понять, не совсем игра. Это – податливое и требовательное к чувственному аппарату произведение искусства, реализованное с использованием игровой формы. Еще одно дитя прекрасного мира, в котором игры – это много и много большее, чем разнузданное развлечение.

Маленькие истории о маленькой жизни и маленьком счастье посреди преогромного мира никогда не исчерпают себя, какую бы форму они не принимали, пока существует сам человек. Воистину, как писал Рильке, «как мелки с жизнью наши споры, как крупно то, что против нас».

Дата выхода
7.0
Оценка редакции
8.5
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Freebird Games
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
Цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows), MAC)
Системные требования
Минимальные
Intel Pentium III 800 MHz, 2 GB RAM, 200 MB HDD
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться