Combat Mission: Afghanistan

Олег Давыдов (пользователь) 6.0

Хардкорный симулятор боевых действий и первая игра про советское вторжение в Афганистан

Эта горная страна в центре мира всегда манила завоевателей. Они прокатывались по ней, как снежная лавина по крутым склонам, и растворялись в вечности. Недаром Афганистан называют «кладбищем империй». Персы, македонцы, монголы, британцы... Где они теперь? А пуштунские племена по-прежнему увлеченно режут друг друга в бесчисленных гражданских войнах, ведь это — смысл их жизни. Наши соотечественники, в лице Ограниченного контингента войск СССР, также поучаствовали в этом аттракционе «вечных сражений». Последний советский солдат покинул Афганистан в 1989 году, и с тех пор эта война надолго исчезла из памяти народа.

Спецназ штурмует дерзко и напористо

Наш «комбат»

После развала СССР, Афган и его ветераны надолго оказались на периферии внимания. Выходили редкие фильмы, очевидцы писали книги, врачи боролись с «афганским синдромом». Про игры даже говорить нечего. Но, ситуация изменилась после выхода в 2007 году хардкорного варгейма Combat Mission: Shock Force. Питерская студия «Апейрон» внимательно изучила исходник игры и в ее недрах моментально родился перспективный план, как переделать сирийские реалии на афганские. Для этого даже не надо было особо менять движок, ведь текстуры советской техники имелись в оригинале. Поэтому, основные усилия были сосредоточены на разработке сценария кампании. В ходе работы над игрой особое внимание уделялось аутентичности. Были перелопачены горы мемуаров и исторических документов. Большинство миссий готовились на опыте реальных боестолкновений, описанных в тактических руководствах МО СССР, с привязкой игровых карт к топографическим. Студия Battlefront дала добро на разработку и все заверте...

Моджахеды, маки, горный воздух — романтика!

Выше гор могут быть только горы

Сюжет игры охватывает весь период советского присутствия в Афганистане, начиная от Апрельской революции 1978 года, и заканчивая падением режима Наджибуллы в 1992 году. Кампаний всего две: «1980 — Ввод войск» и «1985 — Грозные дни». Помимо этого имеются наборы одиночных миссий самой разной тематики — от блокирования горного кишлака, до провода колонн техники через Панджшерское ущелье. Играть вы можете как за «красных» (советский контингент и войска ДРА), так и за «синих» (моджахеды и племенное ополчение). Еще одним плюсом «локализации» стала принадлежность обеих игр к ассиметричным конфликтам. Хотя советские войска также имеют абсолютное преимущество над афганскими ополченцами в вооружениях, в 80-е годах разница была не так критична, как сейчас. Хардкору добавляет и гористая пересеченная местность, словно созданная для партизан. Поэтому прямой стрелковый бой здесь не редкость. Про графику и звук говорить отдельно смысла нет, так как они полностью взяты из Combat Mission: Shock Force. Добавлены только отдельные модели военной техники, а также озвучка для советских и афганских бойцов. Основы игровой механики здесь также повторяли оригинал.

Штурмы «высоток» — основная головная боль

Гладко было на бумаге...

Теперь поговорим про геймплей. Точнее — про его огрехи. Понятно, что сама терминология «локального конфликта» диктует свои правила, где один убитый воин-интернационалист равняется по очкам трем-пяти моджахедам. Но иногда ситуация доходит до маразма. ИИ афганских партизан настроен избегать столкновений. Вы вполне можете обнаружить странную ситуацию, когда за весь бой не встретили противника, но при этом проиграли! Просто боевики отступили за край карты, а вам, оказывается, нужно было это предотвратить. При этом брифинги составлены крайне туманно и понять, в чем принцип победы, в той или иной миссии, можно только опытным путем. Это укор прежде всего картоделам и балансерам. Реальность конечно реальностью, но на первом месте должна быть игра! Нехорошую «бяку» подкинул и движок игры, который был заточен под сирийские барханы и не смог в полной мере отразить афганский ландшафт. В итоге горы выглядят как холмы-переростки без камней и валунов, а резвая БМП может быстро подняться на крутую вершину, что было невозможно в реальной жизни. Про невозмутимые глинобитные стены кишлаков, которые не могут пробить(!) крупнокалиберные снаряды, даже говорить не хочется — это давно стало локальным мемом. Многие несуразности потом подправили патчи, но общее впечатление было подпорчено.

БТР-70 является основной рабочей лошадкой для мотострелков. К сожалению — очень уязвимой в горах

Первый блин

Игра получилась очень неоднозначной, чьи неровности были сравни горам Афганистана. Все исправлял тот факт, что больше серьезных проектов на эту тему просто не было. Первый блин комом? Возможно. Однако любители отечественных варгеймов жадно проглотили этот недожаренный комок и даже попросили добавки. Еще бы — наши, про наших, для наших. Где еще можно спланировать и лично провести легендарный штурм дворца Амина? Будем надеяться, что это было не последнее сотрудничество зарубежных и отечественных игроделов, на ниве производства хардкорных варгеймов, которые уже впору занести в Красную книгу за малочисленностью.

Шторм-333 — штурм дворца Амина
Блокирование горного кишлака
Дата выхода

Combat Mission: Afghanistan

PC (Windows)
Альтернативное название: Линия фронта. Афганистан '82
Оценка редакции
6.0
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатели
1C, Snowball Interactive, Battlefront.com
Локализатор
Snowball Studios
Режимы игры
одиночный режим, локалка, обычная игра в интернете
Модель распространения
дисковый ритейл
Сайт
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться