The Boston Major 2016 Перейти

Combat Mission: Black Sea

Олег Давыдов (пользователь) 8.0

Хардкорный симулятор современной войны от батальона и выше

Пролог

«Ну, понеслась! Даешь Сутоган!

Тридцать семь труб Салимуллина, двадцать пять Никольского и шестнадцать гранатометов Гирмана — громыхнув единой фугой, обрушивают на колонну стремительный огненный рой. Каждая граната, сверкнув малиновым выхлопом, разрывается в скоплении машин. С обеих сторон дороги, секунду погодя, еще раз ухает двадцать огнеметов.

За первые четыре-пять секунд боя бронегруппа ловит почти сто двадцать тяжелых гранатометных и огнеметных зарядов, не сделав в ответ ни одного прицельного выстрела. Могу только представить весь тот ужас, который успели прочувствовать выжившие. К концу второй пятиминутки боя выжившие экипажи, трезво оценив шансы, под прикрытием дымов — покидают машины.

Внизу раздался нестройный рёв: «Сла-ва-а-а!!!» — около ста добровольцев, пригибаясь, ринулись от брусчатки к спасительному разрезу первой промоины. С пяток пулеметов ударило с импровизированных окопов и рытвин, в которых они до этого отсиживались. Сичовики, почувствовав поддержку, вновь завопили про «Славу Украине» и прибавили хода. Внезапно для наступающих, под ногами стали вырастать красные паровые шары. Почти неслышно, на фоне общего грохота, прозвучали первые хлопки «бабочек». Народ стал валиться с ног. Когда сообразили — было поздно. Под сотню трупов растянулось на пол пути к первой промоине. Рук никто так и не поднял. Ни один. Мы — в плен, понятно, не брали бы, не в том дело... Сам — факт!»

Глеб Бобров, «Эпоха мертворожденных» (2006)

«Нет пророка в своем отечестве!»

Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 57

Война... Война никогда не меняется!

Предыстория

Когда в 2011 году студия Battlefront анонсировала новую игру в серии хардкорных варгеймов Combat Mission, посвященную гипотетическому конфликту на Украине, мало у кого не шевельнулась в голове мысль: «Вот ведь бред!». Хотя к тому времени вышедшая в 2007 г. Сombat Mission: Shock Force медленно обретала черты реальности на полях Сирии.

По игровому сюжету, достойного пера Тома Клэнси, в 2017 году противоречия между НАТО и Россией выплеснулись в короткую, но очень интенсивную войну за Украину. Так как продукт подоспел только к зиме 2015 года, пришлось внести в него небольшие изменения для аутентичности — борьба за Крым отошла на второй план, появились мятежные республики на Донбассе.

Всего в Combat Mission: Black Sea имеются три сюжетные кампании за все стороны конфликта:

  • The Shield of Kiev — украинская мехбригада обороняется на подступах к столице.
  • Task Force 3-69 — войска США под эгидой НАТО контратакуют российские авангарды под Киевом.
  • Crossing the Dnieper — форсирование Днепра ВС РФ.

Российские мотострелки под Харьковом

Графика и звук

Несмотря на то, что для современного игрока визуальный ряд Combat Mission: Black Sea станет своеобразной отсылкой к середине 2000-х, можете поверить на слово — для хардкорного варгейма графика просто великолепная! Собственно, сама серия Combat Mission в свое время стала новатором, переведя все эти пиксели и диаграммы в удобоваримое 3D. Нынешний движок v. 3.0 уже прошел обкатку на предыдущих играх серии и был существенно доработан для нововведений. Листва на деревьях шевелится, огонь горит, модельки техники детализированные — что еще надо?

Звуковое сопровождение всегда являлось фишкой игры, при недостатке изобразительных форм. Грохот гусениц, свистящие трассера, крики пехоты — это не просто аранжировка, но вполне действенный инструмент на поле боя. Опытные бойцы могут с закрытыми глазами определить тип техники по звуку двигателя, а по эху канонады — ассортимент используемых орудий. Погрузитесь в симфонию войны без купюр!

Масштабы сражений и количество задействованных войск порой поражают

Война — как много в этом звуке!

Про геймплей, с реалистичным распространением информации по полю боя и режимом WEGO, я уже подробно расписал тут, в предыдущей рецензии. Крупных изменений в боевой системе не произошло, поговорим про нюансы современной войны в исполнении Battlefront.

В отличие от Сombat Mission: Shock Force и Combat Mission: Afghanistan конфликт теперь не асимметричный. То есть силы НАТО и ВС РФ в целом уравновешивают друг друга на поле боя. Избиение слабой стороны, как это было с моджахедами и сирийцами, ушло в прошлое. Есть еще, конечно, технически отсталые ВСУ, но они идут прицепом к «джи-ай».

Средства связи и обнаружения вышли на принципиально новый уровень. Приборы ночного виденья, тепловизоры, лазерные прицелы — кардинально меняют обзор войск в разных погодных условиях. GPS и ГЛОНАСС позволяют получать сведения о передвижении союзных и вражеских юнитов практически в режиме «онлайн». Наведение сверхточных боеприпасов через спутниковые системы — еще одна примета времени.

Безусловным прорывом в разведке стало массовое использование БПЛА — беспилотных летательных аппаратов. Они могут в нужный момент подсветить нужный участок карты, корректировать огонь артиллерии, а некоторые модели (вроде Grey Eagle) способны сами наносить удар с воздуха.

Новые средства связи породили монстра, который кушает их на завтрак — средства РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Перед началом игры вы можете выставить в настройках уровни их воздействия на противника. Если легкий уровень облучения всего лишь нарушает работу ручных раций, то усиленный импульс напрочь глушит всякую связь на карте, откидывая вас в управлении войсками чуть ли не во времена Первой мировой войны.

Повышенная огневая мощь и защита. Спор меча и щита продолжается. Артиллерия по-прежнему бог войны, только теперь еще и сверхточный. Боеприпасы с дистанционным подрывом будут выкашивать вашу пехоту даже за укрытиями. Противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) потеснили танки с Олимпа, но последние тоже обзавелись разнообразными примочками, начиная от систем активной динамической защиты и заканчивая плотными дымопостановками.

Авиация продолжает играть важную роль для сухопутных войск, но штурмовые действия теперь ограничены массовостью переносных зенитных комплексов (ПЗРК) и подвижными установками ПВО, вроде «Тунгусски». Поэтому вызывать ее следует только после конкретной зачистки местности от «Робин Гудов». Примечание: вертолеты штурмуют с предельно низких высот и зачастую недоступны для ПЗРК, предназначенных для уничтожения целей в трех-четырех километрах над землей — пользуйтесь этим!

Вода теперь не преграда! Большинство легкой бронетехники советского производства (БМП, БТР, БРДМ и МТЛБ) могут форсировать открытые водоемы. Эта «фича» пригодится на редкой карте, хотя сама возможность высадить десант в неожиданном месте несказанно радует. Только будьте осторожны — даже небольшие повреждения отправят на дно не только амфибию, но и всю перевозимую пехоту.

По воде, аки по суше!

Welcome to modern war!

Играть в Combat Mission: Black Sea сложно. Франшиза имеет запредельный уровень вхождения для новичков, сразу отсеивая любителей «обвести рамочкой и в бой». Нужно быть упоротым на военной тематике, в хорошем смысле этого слова. Например, отличать пассивную динамическую систему защиты от активной, или без заминки рассказать об особенностях «Трофи» и «Штора-1».

Есть у игры и ряд жирных минусов: громоздкий и не интуитивный интерфейс; отсутствие локализации на русском языке (последний неудачный опыт со Snowball Studios датируется 2011 годом); довольно кусачая цена для лицензии; ряд недоработок по отдельным видам российской техники («Хризантема») и запуск еще только находящейся в разработке американской (M1A2 SEPv3 Abrams), при полном игнорировании семейства «Арматы», приводят к холиварам в среде фанатов по поводу предвзятости авторов…

Однако все споры утихают от осознания одного простого факта — на данный момент это единственный хардкорный варгейм в этой весовой категории на тематику современной войны. Мыши плакали, кололись — но продолжали жрать кактус. А ряд мышей уже и вошли во вкус этого садомазохизма. Когда вы заходите в редактор быстрой битвы и перед вами открывается 37 видов любовно проработанной российской техники, а также 21 подразделение ВС РФ с заботливо перенесенными штатными структурами… Ругаться матом уже не хочется. Появляется желание загрузить карту побольше и ощутит себя Наполеоном современности. А можно удариться в полевые испытания в стиле кто кого: «Оплот» или Т-72Б3? Каждому — свое.

Рано или поздно играть с компьютерным болванчиком надоедает и тогда Combat Mission: Black Sea открывает второе дно — сражения с другими игроками. Только в сетевых баталиях вы сможете полностью раскрыть свой потенциал решительного и умного командующего. Фанатская среда «комбата» немногочисленная, но очень подкованная и дружелюбная. Более менее живой ресурс находится на форуме Империала — заходим, регистрируемся, оставляем заявки в теме «Вызов».

Итог: серьезный симулятор современных боевых действий для серьезных людей — в этом его плюс и минус одновременно.

Встреча «партнеров» на Днепре
Штурм города мотострелками
Дата выхода

Combat Mission: Black Sea

PC (Windows), MAC
7.0
Оценка редакции
8.0
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Battlefront.com
Режимы игры
Одиночный режим
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows), MAC)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться