Combat Mission: Black Sea

Олег Давыдов (пользователь) 8.0

Хардкорный симулятор современной войны от батальона и выше

Пролог

«Ну, понеслась! Даешь Сутоган!

Тридцать семь труб Салимуллина, двадцать пять Никольского и шестнадцать гранатометов Гирмана — громыхнув единой фугой, обрушивают на колонну стремительный огненный рой. Каждая граната, сверкнув малиновым выхлопом, разрывается в скоплении машин. С обеих сторон дороги, секунду погодя, еще раз ухает двадцать огнеметов.

За первые четыре-пять секунд боя бронегруппа ловит почти сто двадцать тяжелых гранатометных и огнеметных зарядов, не сделав в ответ ни одного прицельного выстрела. Могу только представить весь тот ужас, который успели прочувствовать выжившие. К концу второй пятиминутки боя выжившие экипажи, трезво оценив шансы, под прикрытием дымов — покидают машины.

Внизу раздался нестройный рёв: «Сла-ва-а-а!!!» — около ста добровольцев, пригибаясь, ринулись от брусчатки к спасительному разрезу первой промоины. С пяток пулеметов ударило с импровизированных окопов и рытвин, в которых они до этого отсиживались. Сичовики, почувствовав поддержку, вновь завопили про «Славу Украине» и прибавили хода. Внезапно для наступающих, под ногами стали вырастать красные паровые шары. Почти неслышно, на фоне общего грохота, прозвучали первые хлопки «бабочек». Народ стал валиться с ног. Когда сообразили — было поздно. Под сотню трупов растянулось на пол пути к первой промоине. Рук никто так и не поднял. Ни один. Мы — в плен, понятно, не брали бы, не в том дело... Сам — факт!»

Глеб Бобров, «Эпоха мертворожденных» (2006)

«Нет пророка в своем отечестве!»

Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 57

Война... Война никогда не меняется!

Предыстория

Когда в 2011 году студия Battlefront анонсировала новую игру в серии хардкорных варгеймов Combat Mission, посвященную гипотетическому конфликту на Украине, мало у кого не шевельнулась в голове мысль: «Вот ведь бред!». Хотя к тому времени вышедшая в 2007 г. Сombat Mission: Shock Force медленно обретала черты реальности на полях Сирии.

По игровому сюжету, достойного пера Тома Клэнси, в 2017 году противоречия между НАТО и Россией выплеснулись в короткую, но очень интенсивную войну за Украину. Так как продукт подоспел только к зиме 2015 года, пришлось внести в него небольшие изменения для аутентичности — борьба за Крым отошла на второй план, появились мятежные республики на Донбассе.

Всего в Combat Mission: Black Sea имеются три сюжетные кампании за все стороны конфликта:

  • The Shield of Kiev — украинская мехбригада обороняется на подступах к столице.
  • Task Force 3-69 — войска США под эгидой НАТО контратакуют российские авангарды под Киевом.
  • Crossing the Dnieper — форсирование Днепра ВС РФ.

Российские мотострелки под Харьковом

Графика и звук

Несмотря на то, что для современного игрока визуальный ряд Combat Mission: Black Sea станет своеобразной отсылкой к середине 2000-х, можете поверить на слово — для хардкорного варгейма графика просто великолепная! Собственно, сама серия Combat Mission в свое время стала новатором, переведя все эти пиксели и диаграммы в удобоваримое 3D. Нынешний движок v. 3.0 уже прошел обкатку на предыдущих играх серии и был существенно доработан для нововведений. Листва на деревьях шевелится, огонь горит, модельки техники детализированные — что еще надо?

Звуковое сопровождение всегда являлось фишкой игры, при недостатке изобразительных форм. Грохот гусениц, свистящие трассера, крики пехоты — это не просто аранжировка, но вполне действенный инструмент на поле боя. Опытные бойцы могут с закрытыми глазами определить тип техники по звуку двигателя, а по эху канонады — ассортимент используемых орудий. Погрузитесь в симфонию войны без купюр!

Масштабы сражений и количество задействованных войск порой поражают

Война — как много в этом звуке!

Про геймплей, с реалистичным распространением информации по полю боя и режимом WEGO, я уже подробно расписал тут, в предыдущей рецензии. Крупных изменений в боевой системе не произошло, поговорим про нюансы современной войны в исполнении Battlefront.

В отличие от Сombat Mission: Shock Force и Combat Mission: Afghanistan конфликт теперь не асимметричный. То есть силы НАТО и ВС РФ в целом уравновешивают друг друга на поле боя. Избиение слабой стороны, как это было с моджахедами и сирийцами, ушло в прошлое. Есть еще, конечно, технически отсталые ВСУ, но они идут прицепом к «джи-ай».

Средства связи и обнаружения вышли на принципиально новый уровень. Приборы ночного виденья, тепловизоры, лазерные прицелы — кардинально меняют обзор войск в разных погодных условиях. GPS и ГЛОНАСС позволяют получать сведения о передвижении союзных и вражеских юнитов практически в режиме «онлайн». Наведение сверхточных боеприпасов через спутниковые системы — еще одна примета времени.

Безусловным прорывом в разведке стало массовое использование БПЛА — беспилотных летательных аппаратов. Они могут в нужный момент подсветить нужный участок карты, корректировать огонь артиллерии, а некоторые модели (вроде Grey Eagle) способны сами наносить удар с воздуха.

Новые средства связи породили монстра, который кушает их на завтрак — средства РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Перед началом игры вы можете выставить в настройках уровни их воздействия на противника. Если легкий уровень облучения всего лишь нарушает работу ручных раций, то усиленный импульс напрочь глушит всякую связь на карте, откидывая вас в управлении войсками чуть ли не во времена Первой мировой войны.

Повышенная огневая мощь и защита. Спор меча и щита продолжается. Артиллерия по-прежнему бог войны, только теперь еще и сверхточный. Боеприпасы с дистанционным подрывом будут выкашивать вашу пехоту даже за укрытиями. Противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) потеснили танки с Олимпа, но последние тоже обзавелись разнообразными примочками, начиная от систем активной динамической защиты и заканчивая плотными дымопостановками.

Авиация продолжает играть важную роль для сухопутных войск, но штурмовые действия теперь ограничены массовостью переносных зенитных комплексов (ПЗРК) и подвижными установками ПВО, вроде «Тунгусски». Поэтому вызывать ее следует только после конкретной зачистки местности от «Робин Гудов». Примечание: вертолеты штурмуют с предельно низких высот и зачастую недоступны для ПЗРК, предназначенных для уничтожения целей в трех-четырех километрах над землей — пользуйтесь этим!

Вода теперь не преграда! Большинство легкой бронетехники советского производства (БМП, БТР, БРДМ и МТЛБ) могут форсировать открытые водоемы. Эта «фича» пригодится на редкой карте, хотя сама возможность высадить десант в неожиданном месте несказанно радует. Только будьте осторожны — даже небольшие повреждения отправят на дно не только амфибию, но и всю перевозимую пехоту.

По воде, аки по суше!

Welcome to modern war!

Играть в Combat Mission: Black Sea сложно. Франшиза имеет запредельный уровень вхождения для новичков, сразу отсеивая любителей «обвести рамочкой и в бой». Нужно быть упоротым на военной тематике, в хорошем смысле этого слова. Например, отличать пассивную динамическую систему защиты от активной, или без заминки рассказать об особенностях «Трофи» и «Штора-1».

Есть у игры и ряд жирных минусов: громоздкий и не интуитивный интерфейс; отсутствие локализации на русском языке (последний неудачный опыт со Snowball Studios датируется 2011 годом); довольно кусачая цена для лицензии; ряд недоработок по отдельным видам российской техники («Хризантема») и запуск еще только находящейся в разработке американской (M1A2 SEPv3 Abrams), при полном игнорировании семейства «Арматы», приводят к холиварам в среде фанатов по поводу предвзятости авторов…

Однако все споры утихают от осознания одного простого факта — на данный момент это единственный хардкорный варгейм в этой весовой категории на тематику современной войны. Мыши плакали, кололись — но продолжали жрать кактус. А ряд мышей уже и вошли во вкус этого садомазохизма. Когда вы заходите в редактор быстрой битвы и перед вами открывается 37 видов любовно проработанной российской техники, а также 21 подразделение ВС РФ с заботливо перенесенными штатными структурами… Ругаться матом уже не хочется. Появляется желание загрузить карту побольше и ощутит себя Наполеоном современности. А можно удариться в полевые испытания в стиле кто кого: «Оплот» или Т-72Б3? Каждому — свое.

Рано или поздно играть с компьютерным болванчиком надоедает и тогда Combat Mission: Black Sea открывает второе дно — сражения с другими игроками. Только в сетевых баталиях вы сможете полностью раскрыть свой потенциал решительного и умного командующего. Фанатская среда «комбата» немногочисленная, но очень подкованная и дружелюбная. Более менее живой ресурс находится на форуме Империала — заходим, регистрируемся, оставляем заявки в теме «Вызов».

Итог: серьезный симулятор современных боевых действий для серьезных людей — в этом его плюс и минус одновременно.

Встреча «партнеров» на Днепре
Штурм города мотострелками
Дата выхода

Combat Mission: Black Sea

PC (Windows), MAC
7.0
Оценка редакции
8.0
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Battlefront.com
Режимы игры
Одиночная игра
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows), MAC)
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться