The Boston Major 2016 Перейти

Combat Mission: Shock Force - NATO

Олег Давыдов (пользователь) 7.5

Хардкорный симулятор боевых действий в ближневосточном антураже

За этот клочок суши на Ближнем Востоке всегда велась война по самым разным причинам: начиная от религиозных, и заканчивая экономическими. На этот раз по сирийским пустыням в бой двинулись ударные бригады самой могущественной сверхдержавы современности — США.

А теперь отойдем от пафосного вступления и окунемся в историю становления серии Combat Mission. В начале 2000-х уделом любителей хардкорных варгеймов были суровые гексагональные будни, с множеством табличек и иконок. Эту плоскую «идиллию» нарушил небольшой коллектив разработчиков Battlefront Studios. Их первая игра Combat Mission: Beyond Overlord была первым полноценным трехмерным варгеймом на тему Второй мировой войны. Получилось неплохо и продолжения не заставили себя долго ждать. В России большим успехом пользовался Combat Mission: Barbarossa to Berlin, живописующий сражения РККА и вермахта с 1941 по 1945 гг. Но годы неумолимо шли вперед... И без того несовременная графика начала пугать даже эстетов. Пришло время «движка 2.0». И первым делом обновленными полигонами засверкали сирийские барханы и горы в Combat Mission: Shock Force!

Выгрузка пехоты из БТР — опасное и сложное дело!

Сюжет. Аллах акбар!

Выбор ближневосточной тематики в 2007 году был еще актуален и свеж. Только-только отгремели иракские и афганские кампании, «ястребы» в Пентагоне были полны сил и надежд. Сюжет Shock Force полон штампов про очередных террористов, с которыми должны разобраться бравые «джи-ай». Но, что самое странное, в 2011 году (когда вышел последний аддон к игре) Сирия действительно стояла на пороге войны с США, которые хотели вмешаться в идущую гражданскую войну на стороне противников Башара Асада, но вовремя передумали. С тех пор мрачный гений военных прогнозов не оставил разработчиков и в этом году они выпустили Combat Mission: Black Sea, в котором США и Россия схлестнулись за обладание Украиной(!) в 2018 году. Дошло до того, что многие игроки начали писать в Battlefront полушутливые письма, с просьбой указать, про какую страну они делают следующую игру, чтобы в случае чего успеть собрать манатки. Но хватит о сюжете, ведь в этой игре — это не самое главное.

Геймплей. Симулятор батальона

Про геймплей игры можно рассказывать долго и обстоятельно, что неудивительно для серьезного варгейма. Поэтому я коснусь только основ. Скрещивание пошаговых стратегий с реалтаймом родило на свет новый режим — WEGO. Если объяснить коротко — это полупошаговое действие, когда вы в режиме паузы раздаете приказы юнитам, а затем на протяжении 60 секунд смотрите, как они их выполняют, без возможности вмешаться. Естественно, у вас может возникнуть вопрос: «Зачем этот геморрой, если можно просто в режиме реалтайм поставить паузу и раздать приказы?». Тем более, что режим «реалтайм с паузой» есть в CMSF для новичков. Объясняю — это все актуально, когда под вашим началом находится взвод бойцов, ну или максимум рота. Когда количество юнитов зашкаливает за сотню, а вы руководите полком, раскинувшимся на несколько километров, то есть риск утерять контроль над ходом боя. В полупошаговом режиме вы всегда сможете отмотать время хода назад, посмотреть на карту с разных ракурсов, отследить перемещение и действие каждого пехотинца. Еще один неочевидный плюс (но ценный для варгеймеров старой закалки) — возможность играть по почте.

Выражение «Как в танке» в этой игре приобретает совершенно другой, зловещий смысл

Информация — ключ ко всему

Еще одной важной особенностью игры является реалистичное распространение информации по полю боя. В обычной стратегии, если юнит выплыл из «тумана войны», то его моментально обнаруживают все ваши войска. Здесь все не так и более приближено к реальности. Если ваш гранатометчик увидел танк противника, то это не значит, что стоящий поблизости расчет пулемета тоже его заметит, пока первый не передаст второму эту важную информацию (посредством криков, жестов или по рации). Да-да, в игре имеются полноценные цепочки коммуникаций, вплоть до командиров и обратно! Поэтому они являются основной целью противника, для дезорганизации ваших войск и быстрой победы. Мораль вашего пехотинца действительно упадет, когда он не будет знать обстановку, особенно если в тылу что-то громко бумкает.

Зрелище или атмосфера?

Настало время рассказать про графику и звук. Графика тут есть, и это единственное, что можно про нее сказать. Любители шейдеров сразу могут перестать интересоваться игрой — она не для них. Хотя со своими обязанностями картинка в целом справляется: модельки техники аккуратные, всполохи и столбы дыма аутентичные. В остальном — суровый аскетичный варгейм. А вот звук сильно выправляет положение. Если рядом упадет снаряд, то вы всем телом это почувствуете. Набравшись опыта, игрок по лязгу гусениц сможет определить тип техники, даже не видя ее. Симфонию войны из разрывов, автоматных очередей и панических воплей можно слушать бесконечно.

Асад глядит на подбитую сирийскую технику с грустным фатализмом

О боже, как в это играть?

Для начала вам надо четко уяснить — это ассиметричная война. Поэтому, если вы выбрали играть за сирийцев, то вас ждет нескончаемая череда боли и унижения. Во-первых — арабы, сэр. Будьте морально готовы к тому, что половина вашего войска разбежится после первых выстрелов. Во-вторых — арсеналы «воинов Аллаха» заполнены лишь устаревшими советскими образцами 60-80 гг. Можно, конечно, геройски выкатить Т-62 в чистое поле, чтобы потом грустно смотреть на его горящие останки после ракеты «Джавелин». Более менее отпор американцам может дать республиканская гвардия, у которой есть Т-90СА и ПТРК «Корнет». Чтобы победить за «красных», вам нужно выучить несколько простых правил. Для начала представьте, что «синие» — это страшный и непробиваемый «терминатор», который крушит все на своем пути. Старайтесь не попадаться ему на глаза. Задействуйте весь спектр хитрых уловок — бейте из засад и в спину, наносите внезапные удары с не менее быстрым отходом, не гнушайтесь использовать «джихадмобили». Никогда не задерживайтесь на одном месте, чтобы не стать легкой мишенью. Изучайте опыт террористических отрядов «Хезболлы» в Ливане. И да поможет вам Аллах. Для новичков же я рекомендую поиграть за корпус морской пехоты США. У них есть все, чтобы почувствовать себя крутым мачо: GPS, «Абрамсы», воздушная поддержка и многое другое.

Быть или не быть

Настало время подвести итог. Что мы имеем?

Плюсы: увлекательный и динамичный варгейм, в котором есть уникальная возможность натравить Т-90 на «Абрамс». Имеется русская локализация под названием «Линия фронта: НАТО».

Минусы: высокий порог вхождения, неинтуитивный интерфейс, устаревшая графика. Не все любят хардкорные варгеймы.

В общем — каждый решает сам. От себя могу порекомендовать играть в эту игру с людьми, так как ИИ здесь скорее для галочки. Немногочисленные фанаты данной серии тусуются на сайте «Наш Комбат»:

http://www.combat-mission.ru

Ну и иногда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать:

Сирийская мотопехота vs морпехи на «Брэдли»
Т-90 vs «Абрамс»
Дата выхода
Оценка редакции
7.5
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Battlefront.com
Режимы игры
Одиночный режим
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться