Где поиграть
Dead Space

Dead Space

(редакция) 8.0

Cочетание напряженной пугающей атмосферы страха с необходимостью постоянно думать, рассчитывать и принимать несколько решений в секунду превращает Dead Space из рядового ужастика в современную классику жанра.

Картина маслом: «Хирург после неудачной операции»

Картина маслом: «Хирург после неудачной операции»

Одинокий мужчина на борту заброшенной космической станции отбивается от ее бывших сотрудников, которые, благодаря вмешательству непрошеных инопланетных гостей, превратились в монстров – эта тема, казалось бы, настолько избита, что на ее основе впору делать комедию, а не очередной «ужастик». Однако EA со своим Dead Space рискнула выступить в этом классическом жанре и не прогадала – получилась игра, в которой не только страшно, но и жутко интересно.

По законам классики

EA уделила Dead Space особое внимание. Для крупнейшего мирового издательства этот проект - возможность доказать, что компания еще способна создавать собственные уникальные бренды, а не только бесконечно плодить дополнения к The Sims и ежегодные спортивные симуляторы, да перекупать конкурентов. Поэтому на раскрутку игровой вселенной и создание предыстории были брошены внушительные суммы и лучшие маркетинговые умы компании. В итоге еще до выхода проект обзавелся собственными анимированными комиксами, кроме того, было объявлено о готовящемся выходе полнометражного мультфильма.

Но самое удивительное, что авторы при этом даже не попытались изобрести велосипед и придумать для собственного «ужастика» уникальную фабулу и антураж. Напротив, здесь все выполнено в подчеркнуто классических тонах: на заброшенную космическую станцию «Ишимура» прибывает команда бравых инженеров и солдат, которые должны разобраться, что там случилось, исправить возможные поломки и передать экипажу последние новости с родной планеты. Естественно, по прибытии обнаруживается, что передавать новости некому, а одной починкой вентиля или проводки дело не ограничится. Следы крови и обезображенные трупы только подтверждают эти опасения. Вскоре герой остается один на один с темнотой: товарищей отсекают от него и по очереди убивают, выживают лишь единицы, которые до поры до времени поддерживают с ним связь и дают хоть какие-то подсказки, куда идти и что делать. Другой ориентир – разбросанные по кораблю записки, а также аудио- и видеосвидетельства трагедии, разыгравшейся на борту станции. Вскоре выясняется, что кто-то нашел на чужой планете мистический артефакт, провел сомнительные эксперименты и т.д. и т.п. У всех, кто не единожды видел нечто похожее в играх и фильмах про «Чужих», в легендарной дилогии System Shock, в Bioshock, в картине (и игре по мотивам) «Нечто», в Doom 3 и некоторых других проектах, в душе должен родиться крик: «Ну, сколько же можно?!»

Периодически в игре требуется быстро нажимать на указанные клавиши – от этого, например, зависит, сумеет ли герой вырваться из крепких объятий монстра

Периодически в игре требуется быстро нажимать на указанные клавиши – от этого, например, зависит, сумеет ли герой вырваться из крепких объятий монстра

Однако, судя по всему, EA Redwood Shores это нисколько не смущало. Более того, в этой вторичности чувствуется некая осознания позиция, вызов. Авторы намеренно выступают в таком заезженном жанре, как будто поставив перед собой цель - показать, как бы они делали игру в подобном антураже. Заметьте, не как НУЖНО делать - в EA Redwood Shores прекрасно понимают, что здесь многое уже было сказано до них, знают, кем и как сказано, и отдают должное признанным авторитетам. Именно поэтому в игре множество скрытых и явных отсылок к другим играм, фильмам и даже литературе. Главного героя, например, зовут Айзек Кларк – это производное от имен великих писателей-фантастов Айзека Азимова и Артура Кларка. Нет, «электроники» никого не поучают, они просто показывают свою версию старого доброго «ужастика в космосе», где-то аккуратно повторяя обязательные элементы этой классической программы, а где-то добавляя собственные новации.

Как пугать пуганых?

Но прежде всего перед EA Redwood Shores стояла задача напугать игрока. Создание «правильной» атмосферы ужаса и тотальной опасности, при которой не знаешь, кто, откуда и за что тебя схватит – главный тест на профпригодность для любого «хоррора». Тут Dead Space действует предсказуемо, но эффективно. Мы блуждаем в потемках, вздрагиваем от неожиданных шорохов и резкой смены освещения, видим, как монстры кого-то куда-то тащат, натыкаемся в полутемных комнатах на разорванные трупы и алеющие кровью надписи. При этом авторы не стесняются показаться банальными и лишенными собственной фантазии. Они, например, из раза в раз повторяют один и тот же излюбленный прием - запирают игрока в замкнутом пространстве и спускают на него сразу нескольких не в меру агрессивных монстров.

Айзек периодически встречает сотрудников станции - как правило, они либо сошли с ума, либо доживают последние секунды

Айзек периодически встречает сотрудников станции - как правило, они либо сошли с ума, либо доживают последние секунды

Кроме того, «электроники» отдают должное Bioshock, частенько разыгрывая перед нами схожие сценки с участием полумертвых, обезумевших сотрудников станции. Например, тут есть момент, где окровавленная медсестра за стеклом кромсает раненого, лежащего на операционном столе.

Все это кажется банальным, но в динамике дает нужный результат: бродить по коридорам станции «Ишимура» – занятие действительно не для слабонервных. Дело в том, что дизайнеры не просто хаотично разбрасывали трупы по уровням, поливали их кровью и беспорядочно выключали свет - нет, они делают это именно в нужных местах и в нужный момент, грамотно поддерживая напряженный ритм и умело играя с ожиданиями вконец испуганного зрителя. К тому же здесь нашлось место и для собственных дизайнерских достижений: Айзека, например, несколько раз хватает и тащит куда-то длинная неприятная клешня, а он, извиваясь и грохаясь о стены коридоров, должен при этом отстреливаться.

Медленно проплывающие по воздуху останки монстров в режиме гравитации – феерическое зрелище

Медленно проплывающие по воздуху останки монстров в режиме гравитации – феерическое зрелище

Но, пожалуй, главное, за счет чего Dead Space стремительно сокращает число нервных клеток игрока – это враги. И дело не только в том, что здесь нам противостоят действительно омерзительные, пугающие твари. Куда важнее то, как они себя ведут - очень быстрые монстры не надвигаются на вас медленной гниющей толпой, а стремительно несутся, рвут, хватают и пронзают. В итоге каждая тварь здесь смертельно опасна для игрока, а когда их несколько, все двери закрыты и у вас есть лишь несколько секунд на то, чтобы решить, как действовать и что противопоставить врагу, игра превращается в хардкорный, на грани истерики симулятор выживания. После пары таких стычек вы будете вздрагивать от каждого шороха, пугливо озираться по сторонам и бояться каждой новой комнаты, каждого коридора. Так авторы добиваются главного - они превращают игрока в загнанное, затравленное существо, которое слишком хорошо знает о своей физической слабости и уязвимости, а потому в буквальном смысле дрожит за свою жизнь.

Хирургический «хоррор»

Однако одной только пугающей напряженной атмосферы и бодрых врагов сегодня недостаточно для качественного «ужастика». Как минимум, нужна еще интересная боевая система, которая выходила бы за рамки банального «отмахнись от врага ломом». И вот тут Dead Space как раз демонстрирует оригинальность. Первое и самое главное - врагов здесь нужно расчленять, отсекая клешни и ноги. Это делает их менее опасными и наносит критические повреждения, после чего огрызающийся обрубок можно добить ударом сапога. Если просто палить по корпусу, это только раздражает тварь.

Этот полутруп долго и медленно бьется головой об стену, пока окончательно не превратит ее (то есть голову) в кровавое месиво

Этот полутруп долго и медленно бьется головой об стену, пока окончательно не превратит ее (то есть голову) в кровавое месиво

Вместо стандартных пистолетов и бластеров для таких изощренных хирургических операций Dead Space предлагает использовать уникальное оружие. Это импульсные, энергетические и лазерные резаки, которые рассекают тело врага вдоль или поперек – вы сами определяете направление разреза, оперативно подстраивая форму ствола под конкретного монстра. Все оружие можно модифицировать и улучшать по множеству параметров (в том числе урон, объем магазина, скорость перезарядки и т.д.), используя для этого специальные верстаки и собранные по ходу прохождения силовые узлы. Кроме того, здесь есть торговые автоматы, где можно не только затовариваться аптечками и патронами (кредиты тоже нужно искать и собирать с тел монстров), но и покупать новое оружие или броню. В Dead Space острый дефицит всего: патронов, аптечек, денег, и потому «поход по магазинам» превращается в важнейшую часть игрового процесса. Каждый раз это мучительный выбор, который на долгое время определяет тактику вашего прохождения.

Наконец, в Dead Space у главного героя есть спецспособности. Айзек, например, обладает телекинезом, что помогает ему решать некоторые физические головоломки. Он также способен перемещаться в режиме гравитации, в буквальном смысле расхаживая по потолку. На этом тоже построены некоторые задачки.

Дизайн монстров в Dead Space иногда даст фору даже Silent Hill

Дизайн монстров в Dead Space иногда даст фору даже Silent Hill

Все это на самом деле не ново: умения героя были в System Shock и в Bioshock, причем в значительно более разнообразном ассортименте. «Физические упражнения» после Half-Life 2 с ее грави-пушкой сегодня есть чуть ли не в каждой второй игре, а хождение по потолку мы видели в Prey. Все искупает другое умение героя - он может замораживать предметы и врагов, используя для этого специальный стазис-модуль, который нужно постоянно заряжать. Замороженные монстры не встают как вкопанные – они замедляются, то есть получается этакий аналог slo-mo из Max Payne. Это мы тоже видели в самых разных играх, но в Dead Space режим «замедления времени» реализован по-своему, кардинально меняя и облагораживая всю боевую систему. Здесь мы не останавливаем все пространство и время вокруг себя, а лишь замедляем ограниченное число врагов. Остальные атакуют с прежней скоростью, и это рождает уникальные тактические комбинации. Тут нужно все четко и грамотно рассчитать буквально по секундам: заморозив ближайшего врага, вы должны быстро расчленить его прицельными выстрелами, потом успеть переключиться на другую тварь, которая к этому времени только-только подбежала и взмахнула клешней, а дальше принять важнейшее решение – израсходовать до конца стремительно исчезающий запас стазис-модуля или в реальном времени палить по следующему монстру, тратя дефицитные патроны. Или, может, попросту забить его руками и ногами, полагаясь на запас аптечек?! И такие или схожие тактические дилеммы тут приходится решать в каждой драке.

Единственное, что можно предъявить игре в качестве некоторой претензии, – не слишком привычный вид на героя: камера располагается не за его спиной, а сбоку

Единственное, что можно предъявить игре в качестве некоторой претензии, – не слишком привычный вид на героя: камера располагается не за его спиной, а сбоку

В итоге именно это сочетание напряженной пугающей атмосферы страха с необходимостью постоянно думать, рассчитывать и принимать несколько решений в секунду превращает Dead Space из рядового ужастика в современную классику жанра. Закрепляют успех игры симпатичная картинка, идеальный звук и атмосферная музыка.

Смотрите также
Dead Space
Рецензия
8.0 Dead Space
Dead Space 2
Рецензия
9.0 Dead Space 2
Dead Space 2
Рецензия
9.0 Dead Space 2
Дата выхода

Dead Space

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360
8.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Electronic Arts
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Сайт
Дата выхода
(PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360)
(PlayStation 3, Xbox 360), (PC (Windows))
(PlayStation 3, Xbox 360)
Системные требования
Минимальные
2.8 Ghz, 1 Gb RAM, GeForce 6800/Radeon X1600 Pro
Рекомендуемые
Core 2 Duo 2.0 ГГц, 2 Gb RAM, GeForce 8600/Radeon HD 2600
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться