Disciples 3: Renaissance

Владимир Кириллов (редакция) 7.5

Итоговые ощущения сложно передать словами – с одной стороны, налицо масса недостатков, но за всем этим непотребством скрывается настоящее золото.

У каждого юнита масса разнообразных показателей

Эту игру мы ждали 7 лет. Именно столько времени прошло с момента выхода второй части Disciples. Сменой графики дело не ограничилось, поэтому полный переход в 3D оправдывает такой долгий срок.

В лучших традициях?

Успех Disciples базировался на нескольких ключевых моментах, ставших для серии своеобразными канонами. Это упор на ролевую составляющую, мощный сюжет, уникальная боевая система и выдающееся художественное оформление.

Бои были предельно простыми, лишенными всех необязательных функций. Юниты не могли передвигаться по полю боя. Несмотря на то, что вся тактика сводилась к грамотному построению нескольких разноплановых боевых единиц в двух рядах и раздаче ударов, играть было интересно. Затягивало на удивление быстро, да и числом победить никак не получалось (отряды вмещали от силы бойцов шесть) — приходилось побеждать умением. Теперь все свободно перемещаются по арене — появилось больше свободы, да и число тактических маневров прибавилось. Прежде всего, за счет присутствия на поле боя специальных точек, усиливающих различные виды атаки. Жаль лишь, что ИИ достаточно слаб и позволяет выигрывать многие бои на одной и той же тактике. Впрочем, таких ситуаций было полно и в Disciples 2. Конечно, многим новая боевая система не понравилась: она кажется предательством канонов. Да и сами бои временами кажутся довольно затянутыми и невзрачными: смотреть, как на похожих друг на друга аренах дерутся маленькие серые тараканы, быстро надоедает, а «кинематографическая» камера постоянно рвется показать нам сверхкрупным планом какой-нибудь угол здания или огромный булыжник. Впрочем, не все с этим согласны: у многих камера показывает самые интересные ракурсы, и бои выглядят очень зрелищно. Возможно, тут дело в индивидуальной настройке камеры и степени ее приближения.

С новым оформлением примерно то же самое. Кого-то от него воротит, и раздаются крики: «Верните нам все как было!», а кто-то, наоборот, восхищается работой лучшего игрового художника России Анри. А вот в том, что касается RPG-составляющей, то тут все однозначно получилось и даже стало лучше. Игра теперь еще больше напоминает полноценную ролевую игру. Три кампании (за людей, демонов и эльфов) связаны в единое целое и подаются как одна история. При этом мы управляем не безликими лидерами, а четко прописанными героями, со своей биографией, своими мотивами и поступками. Герои по мере приобретения опыта получают дополнительные очки навыков, разучивают новые перки, повышают Diablo-подобные характеристики (сила, ловкость, интеллект и т.д.) находят в сундуках улучшающие разные характеристики предметы, бутылочки с зельями и руны — что-то типа свитков с заклинаниями, которые теперь можно использовать в бою без затрат маны. Лидеры, которые, как и герои, могут водить за собой войска, тоже получили в свое распоряжение набор уникальных умений и стандартные для всех параметры. При этом теперь мы можем покупать и находить уникальную экипировку для всех подопечных.

Неизменными остались основные принципы развития городов и связанная с ними прокачка юнитов. Раз в ход в каждом городе можно построить какое-нибудь здание, позволяющее улучшать войска или, например, лечить и воскрешать солдат, исследовать заклинания. При этом у каждого бойца есть, как правило, несколько веток развития. Это вносит некоторое оживление в игровой процесс – необходимость принятия решения, которое потом нельзя будет исправить, всегда тонизирует и заставляет включить голову.

Зато изменилась система захвата ресурсов. Теперь это делает сам герой: захватив точку, он оставляет охранять ее специального стража, а тот тоже может расти в уровнях.

Заклинания довольно стандартные: атака, защита, призыв и так далее

Заклинания довольно стандартные: атака, защита, призыв и так далее

Три в одном

Наконец, однозначно получился сюжет. Его сквозная тема — единство и борьба противоположностей, соединение высокого и низкого. Вселенная Disciples не просто разрывается такими противоречиями, она родилась из них. Мир Невердаара был создан ангелом Бетрезеном. Но завидовавшие ему другие ангелы посеяли в Невердааре смуту и хаос, а Верховный Отец, не разобравшись, что к чему, сослал Бетрезена под землю. И ангел, не выдержав мучений, превратился в демона, повелителя Расы Проклятых. Другая богиня, Солониэль, пытаясь спасти мужа, от горя и отчаяния перевоплотилась в повелительницу мертвых Мортис. То есть самое великое Зло в этом мире (а первые две части Disciples посвящены в основном борьбе с Бетрезеном и Мортис) — это на самом деле Добро, которое предали и ударили ножом в спину. И так тут во всем.

Учитывая, что рассказывать внятные истории у российских разработчиков получается редко, мы, конечно, опасались за судьбу Disciples 3, но совершенно напрасно. Сюжет Renaissance идеально, как влитой, вписывается в традиции серии. Небесный ангел Иноэль спускается на земли Невердаара и ведет за собой, но и она сама, и те, кто идет за ней, не знают, что их ждет и с какой целью Иноэль пришла в этот мир. На месте все фирменные противоречия. Может ли ангел помочь демону, а сила Неба служить тому, кто был им, Небом, предан? Плюс фирменная для серии дилемма фатализма. Будет ли Иноэль слепо подчиняться судьбе и пророчеству или у нее найдутся силы пробудить собственную волю? Вопросов много, ответы не всегда очевидны — одним словом, все в лучших традициях, и эта история снова намертво приковывает к экрану. На протяжении 18 миссий сценаристы умело ведут нас по сюжету, постепенно раскрывая глаза на происходящее, знакомя с новыми героями и постоянно сохраняя натянутую струну интриги.

Важно и то, как эта история подается. Такое качество постановки в исполнении отечественных разработчиков мы видим очень и очень редко. Стильные черно-белые ролики, стихи, предваряющие каждую миссию и прочитанные на высочайшем актерском уровне, шикарная музыка – все это в сочетании с великолепной работой художников и феерическим арт-дизайном создает мрачную готическую атмосферу в лучших традициях серии.

Некоторые юниты тут крупные, ну очень крупные

Некоторые юниты тут крупные, ну очень крупные

Летят патчи…

И все бы хорошо, но впечатления серьезно портит застарелая российская болезнь: баги. Описывать их качество и количество бессмысленно – просто зайдите на любой тематический форум и сразу увидите тонны сообщений на эту тему. Авторы, конечно, стараются, и в течение нескольких дней после релиза они уже выпустили несколько оперативных заплаток. Получается как всегда у нас в России: сначала создаем себе трудности (что мешало спокойно провести полноценное тестирование?), а потом героически их преодолеваем.

Другая очевидная проблема – баланс, который нужно еще править и править. Одна из главных претензий – на первых порах как-то слишком резко возросла роль специальных юнитов каждой расы, например, титанов. А некоторые умения героев (например, полиморф) слишком уж облегчают нам жизнь. И хотя по мере продвижения по сюжету возникают ситуации, в которых ты понимаешь, что вместо титанов лучше было бы прокачивать других юнитов, а навык полиморфа работает далеко не против всех врагов, все равно эту ситуацию надо явно править. В тоже время ИИ врага зачастую ведет себя слишком глупо, а иногда, наоборот, начинает откровенно «читерить». Наконец, в игре просто мало контента: нет ни дипломатии, ни мультиплеера, ни полноценных одиночных сценариев. А из пяти рас представлены только три. Есть ворох претензий поменьше: слишком частое повторение одних и тех же реплик юнитов (хотя во второй части ситуация была точно такая же), размытые текстуры на боевых аренах, отсутствие некоторых полезных функции в интерфейсе, понижение роли воров.

Итоговые ощущения сложно передать словами – с одной стороны, налицо масса недостатков. Баги, дисбаланс, отсутствие полноценного контента. Но за всем этим непотребством скрывается настоящее золото. Интересный сюжет, отличная, почти голливудская режиссура, хмурая готическая атмосфера, захватывающий игровой процесс, увлекательные тактические сражения и существенно расширенная ролевая система. Здесь и проходит линия, отделяющая положительные отзывы от отрицательных. Кто-то сразу убежит от «забагованной» игры и покроет проклятиями авторов: дескать, не хочу быть бета-тестером. А кто-то будет терпеть, разбираться и играть, играть, играть. Запоем, сутками… Хотя, конечно, быть бета-тестером, это, действительно как-то нехорошо. Будь в игре другой уровень технического исполнения, Disciples 3: Renaissance, безусловно, получила бы от нас 9 баллов. А так, пока, извините, только 7,5. Будем надеяться, что оставшиеся 1,5 балла авторы доберут скорыми и непременно качественными дополнениями, в которых вроде бы должны появиться и мультиплеер, и дипломатия, и две оставшиеся расы.

Смотрите также
Disciples 3: Renaissance
Рецензия
8.5 Disciples 3: Renaissance
Disciples III: Орды нежити
Рецензия
6.5 Disciples III: Орды нежити
Heroes of Might & Magic 5: Tribes of the East
Рецензия
7.5 Heroes of Might & Magic 5: Tribes of the East
Дата выхода

Disciples 3: Renaissance

PC (Windows)
Альтернативное название: Disciples III, Disciples 3: Ренессанс
7.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатели
Акелла, Kalypso Media
Режимы игры
одиночный режим,
Модель распространения
дисковый ритейл, платная цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows))
(PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
CPU 3x2GHz, RAM 1GB, VRAM 256MB
Рекомендуемые
CPU 2x2,1GHz, RAM 2GB, VRAM 521GB
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться