The Boston Major 2016 Перейти

Dreamfall Chapters Book Five: REDUX

Иван Семериков (пользователь) 10

Dreamfall: Chapters — это масштабная художественная неудача. Одновременно с этим, это масштабный художественный триумф

Там, где нас нет и никогда нас не будет

Не знаю, подозревал ли Рагнар Торкнвист, создатель серии The Longest Journey, в далеком 1999 году, что отправляется в свое самое долгое путешествие в жизни длинною в семнадцать лет. Как заметил Нейтан Дрейк, о приключении можно судить только по его окончанию. Dreamfall Chapters — это третий и последний акт истории, посвященной двум мирам — Старку и Аркадии — и героям, которые пытаются их спасти. Ни издатель Funcom, ни движок Unity 5, ни трудности с разработкой не помешали норвежцу и команде Red Thread Games довести Dreamfall Chapters до конца, ведь путешествие не может остаться неоконченным.

Оригинальная Dreamfall: The Longest Journey оканчивается клиффхэнгером. Опуская пробирающий до дрожи пролог, Chapters начинается спустя восемь месяцев после событий финала прошлой игры. Зоуи Кастильо пребывает в мире снов, Сторитайме, пока Киан Альване ожидает казни за измену своему народу.

Зоуи забилась в скорлупу, стала бояться ответственности. Тем более, что обитание в Сторитайме её не налагает — знай себе только помогай другим застрявшим душам проснуться. Только с каждым днем душ становится все больше и больше из-за того, что люди пристрастились к Dreamer’у, аппарату, способному проецировать ясные сны. Выхода нет — надо снова идти спасать мир. Киан пережил крушение веры, однако Апостола Альване ожидает душевное перерождение в стане мятежников, пытающихся освободить оккупированную Меркурию от режима Азади — захватчики проводят рейды на магических существ, живущих в городе, и строят неизвестные механизмы, придающие Аркадии черты стимпанка.

Европа неудачно разменялась, поэтому и в Аркадии, и в Старке она сполна расплачивается за ошибки XX-ого века. Основное действие разворачивается в двух городах — в Европоле и Меркурии. Первый, мегаполис, куда переехала Зоуи, представляет собой полицейское государство накануне выборов нового мэра, будто бы сошедшее со страниц романов Олдоса Хаксли или из фильма «Бегущий по лезвию». Второй же страдает от нацистского гнета оккупантов: есть и селекция, и концлагеря, и лагеря смерти, и опыты над магическими существами — над миром The Longest Journey нависла ночь, но и ей придется уйти с рассветом.

Персонажи иронизируют, попадают в нелепые ситуации, натыкаются на фриков, обитающих в Аркадии и Старке — это забавно и порой очень смешно, но это никак не коррелирует с критикой тоталитаризма, реакционной политики и действительно мрачным тоном игры.

Сторитайм

Воскресение

Серию The Longest Journey всегда не раз критиковали за то, что она была больше не про геймплей, а про историю, aka story-driven. Можно поздравить Рагнара Торнквиста и КО с тем, что в Chapters гораздо больше игры, нежели в других современных сюжетно-ориентированных играх с возможностью выбора. Да, «every choice you make» действительно будет иметь последствия. Однако в основе всех проектов серии заложена концепция детерминизма: есть один конец, одна ключевая точка, но прийти к ней можно разными путями. Подобное философское настроение позволяет сделать опыт с Chapters максимально личным, несмотря на то, что сюжетный каркас остается единым. К сожалению, геймплей не слишком сильно адаптируется к выбору Зоуи или Киана. В игре есть только одно решение, которое кардинально повлияет геймплей на дальнейшем прохождении. Компанию в прогулке по Европолю вам составит либо ржавый стенд-ап комик, либо вежливый робот, будто бы вылезший из мультфильмов студии Pixar.

Как игра предлагает в себя играть? Вот небольшой список задач, появляющийся в правом углу по нажатию кнопки Y на геймпаде, вот небольшой открытый мир — и вперед легкой трусцой, укрепляющей сердце (ваше-то точно не будет укрепляться за компом). Есть головоломки, построенные на типичной квестовой логике, от чего за последние пару лет можно было отвыкнуть, и всё. Если с чем Chapters и сравнивать, то со своей предшественницей. Новую игру серии обезжирили от экшен-механик, избавив игрока от возможности умереть. Без иронии, большое спасибо.

Техническая часть Chapters не подвергает критике. Там просто нечего оценивать — прекрасный саундтрек от композитора Саймона Пула, придающий игре особую индивидуальность, стабильные скачки от тридцати кадров до шестидесяти. Кто-то жаловался на потерю сейвов, однако на момент написания этого текста этот баг поправили. Если с текстурами и дизайном всё очень хорошо (особенно в футуристичном Старке), то с анимациями моделек, вытащенными из девкита движка Unity 5, всё очень плохо. Будто не живые люди бегают на экране, а пластилиновые человечки. И мимика у них неживая, взятая как будто из плохой рекламы кукол по ящику. А жизнь-то в этих человечках есть, черт побери!

Камео Торнквиста — психолог Роман Зеленка, с которым игрок может даже пофлиртовать. Любопытно

Герои истории задаются теми же вопросами, что и мы, пытаются принять себя такими, какие они есть, пытаются развиваться, пытаются найти близкого человека. Торнквист оказывается тем идеальным собеседником в баре, который тебя выслушает, блеснет житейской мудростью, поднимет настроение и уверит в том, что всё будет в порядке: «Да, мужик, и у меня была неразделенная любовь, и я разочаровывал своих близких, и я не знал, что делать со своей жизнью. Ничего, всё будет хорошо». В индустрии если и есть психологи его уровня, то только Нил Дракманн и Брюс Стрейли, подарившие нам The Last of Us.

Make Europolis Great Again!

Сага The Longest Journey — отражение всех тех личностных изменений, которым подвергся её автор. Юношеский максимализм, поиск смысла в пребывании на бренной земле. В Chapters Рагнар Торнквист пытается отрефлексировать саму жизнь и найти ответ на вопрос, что же после нас останется, что не будет убито временем. А останутся истории. Имена их авторов давно канут в лету, но сами авторы будут жить дальше: и в сказках об Иване-Царевиче, и в былинах про Илью Муромца, и в «Слове о полку Игореве». По сути, серия The Longest Journey — это большая литература, которой стало очень тесно на страницах книг, и в ней всегда неуместно смотрелись геймплейные вставки — приходится делать усилия, чтобы идти дальше.

Киан Альване. Фигура, вызвавшая у игроков много споров. Непосредственно, из-за ориентации. Хороший ход!

Окончание сказки

И тем более обидно, что финал Dreamfall Chapters недостоин имени великой саги. Это тот случай, когда произведение стало больше автора, когда масштаб оказался не по зубам творцу, когда автор стал заложником собственной истории и не смог эффектно разрубить чертов Гордиев узел. Чтобы вы смогли представить масштаб трагедии, в финальном эпизоде, длящемся ВСЕГО ТРИ ЧАСА, завершается ДЕСЯТОК СЮЖЕТНЫХ ВЕТОК, относящихся не то, чтобы к предыдущим эпизодам, но к предыдущим играм. Причем, половина хронометража относится к экспозиции. То есть Red Thread Games попытались объяснить ПЯТИДЕСЯТИЧАСОВУЮ САГУ, оставившую множество вопросов, ЗА ДВА. Проще петлю себе на шею закинуть, что у разработчиков в общем-то и получилось. За эти три часа (самые ужасные три часа со времен финалов The Wolf Among Us, ей Богу) создатели не то, чтобы белыми нитками увязывают все сюжетные линии, а прозрачными. Пятая книга расправляется со всем наследием без сомнения великой серии. Без боли и не посмотреть.

Первые кадры сильно срежиссированы. Жаль, что остальная игра не поставлена также

ПОЛОВИНА DREAMFALL CHAPTERS — ЭТО ФИЛЛЕР. Что такое филлер? Объясню на примере Pulp Fiction: диалог Джулса и Винсента о королевском бургере — это филлер; он не двигает историю, он не раскрывает с каких-то других сторон героев Тарантино. А мнимое цитирование Библии в квартире должника — это вот важно, тут закладывается основа для отказа Джулса от преступной жизни, последовавшего в дальнейшем. Филлер — это то, что можно спокойно выкинуть из сценария без вреда оному. Глобальная история начинает двигаться ТОЛЬКО В ТРЕТЬЕМ ЭПИЗОДЕ, но и она подсовывает пилюлю по горечи сравнимую с красной! Это же искусственное растягивание хронометража, чтобы студия-разработчик могла выполнить kickstarter-обещания!

Финальная книга Chapters направила сценарий прямо в айсберг. Это как в плохом мультфильме, когда герои пытаются заделать дыры в тонущем плоту, но пробоин от этого становится только больше, или, как ковшиком пытаться вычерпать всю воду с тонущего «Титаника». Лед от этого тронется.

Одна вещь в Chapters удалась блестяще. Это выражение гражданской позиции авторов

Пути расходятся

Почему я злой? Потому что я разочарован. Потому что закончил пятую книгу в четыре часа утра сразу же после её выхода. Потому что не влюбиться в The Longest Journey — невозможно. Потому что не влюбиться в Dreamfall — невозможно. Потому что не влюбиться в Chapters — невозможно. Будем честны. Будьте честны с собой. Пятый эпизод дарит разочарование. Разочарование первой влюбленности, когда оказывается, что ваш краш — меркантильная эгоистка (или пивная соска, если вы — девушка, или вам просто нравится ваш пол). Вроде её не разлюбишь, а вроде и злой на неё, как черт, а вроде и слабым себя чувствуешь, когда на балконе за пачкой сигарет обсуждаешь её с другом.

Когда выходили первые четыре книги Chapters, её можно было назвать лучшей эпизодической игрой в истории. Последняя же книга отшвыривает корону в сторону и снимает розовые очки с переносицы игрока. Ну что Red Thread Games хотели сказать? Что в путешествии главенствует процесс, а не его финал. Ну что ж, доказали. Или не доказали. Амбивалентно всё. С одной стороны, масштабная художественная неудача, а с другой — художественный триумф, которого у жанра не было и никогда не будет.

Антиоценка. Версус.

Дата выхода
Оценка редакции
10
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Red Thread Games
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Windows 7; Core 2 Duo 2GHz; 3 GB ОЗУ; Intel HD Graphics 4000; HDD 12 GB; DX 9.0c
Рекомендуемые
Windows 7 64; Quad Core i5 2.5GHz; 8 GB ОЗУ; ATI; HDD 20 GB; DX 11
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться