Где поиграть
Fallout 4

Fallout 4

Александр Кузьменко (редакция) 10

400 часов приключений на просторах Великой Пустоши в самой ожидаемой игре года

Как это у нас теперь почти принято с рецензиями на замечательные игры новейшего времени, для начала — небольшое объяснение. Fallout вот уже восемнадцать лет — самая настоящая русская народная игра, хоть и не имеющая никакого отношения ни к России, ни к русским. По степени народной любви и общему ореолу культовости с ней могут поспорить разве что GTA или S.T.A.L.K.E.R. Fallout удивительным образом удалось объединить в себе все, что так мило сердцу нашего человека: задумчивую пошаговую тактику, километры сюжетных текстов и, конечно, почти родную эстетику «ржавого апокалипсиса», так хорошо знакомую по любой ближайшей промзоне.

После того как все права на вселенную отошли к небезызвестной компании Bethesda и семь лет назад появилась Fallout 3, русский игровой мир постиг Великий Раскол, который сохраняется и поныне. Староверы доказывают что-то там про изометрию, про отходы от канона, недовольно бурчат про «Skyrim с пушками» и по-своему в чем-то правы. По-человечески мы таких людей можем и простить и понять, хотим только в очередной раз заметить: с того момента, как вселенная Fallout оказалась в руках Bethesda, это уже совсем другая игра. Отличная, замечательная, по-своему гениальная, но — другая. Если вам по-прежнему нужна изометрия, тысячи экранов текста и пошаговые бои — играйте в Wasteland 2, ну а мы тут сегодня о ролевом мейнстриме, а еще точнее — о финальных впечатлениях от самой ожидаемой игры этого года.

Плохая новость: мир, который мы и так не знали, закончил свое существование 23 октября 2077 года. Хорошая новость: в этот же день начался наш любимый мир Fallout

Итак, на дворе 23 октября 2077 года — тихий субботний день, последний в истории Соединенных Штатов Америки. Вокруг — альтернативный мир, в котором портативные бытовые ядерные генераторы появились раньше, чем транзисторы, электроника и компьютерная техника развита на уровне 70-х годов нашей вселенной, нефть повсеместно заканчивается, ну а рок-н-ролл — эпатажное, вызывающее и безобразно модное молодежное музыкальное течение. (О том, как был устроен мир Fallout до апокалипсиса — см. наш специальный репортаж).

Телевизор привычно бубнит что-то про то, как коварный коммунистический Китай из-за океана грозит ядерным потенциалом родине современной демократии, а домашний робот-дворецкий уже тычет в нос горячей чашкой свежего утреннего кофе. Жена в ультра-модном прикиде «штаны выше пупка» говорит вам всякие ласковые вещи, в детской надрывается младенец по имени Шон, а на пороге дома переминается с ноги на ногу веселый коммивояжер в фетровой шляпе, который что-то там трещит про программу спасения, корпорацию Vault Tec и персональное семейное убежище на случай ядерной войны.

Спустя двести лет вы стоите посередине того, что когда-то было городом Бостон, штат Массачусетс, а теперь называется Содружество Великой Пустоши. Вы только что отбились от тройки одичавших радиоактивных мутантов, которых местные называют «гули», закусили свежевыпеченной отбивной из собачатины и пересчитали по карманам все крышечки от бутылок с «Нюка-колой», канающие в этом мире за единственную крепкую валюту. Ваша жена убита какими-то таинственными гадами, сын — похищен, а сами вы вместо комфортной старости в ядерном убежище последние две сотни лет пролежали в криокамере в искусственном анабиозе. В руках — лазерная винтовка, на теле — синий костюм с цифрами «111», а в голове — желание идти мстить. Куда и кому, пока не очень ясно — местные рассказывают какие-то байки про таинственный «Институт», который похищает людей и заменяет их искусственными копиями, «синтами».

Лобовое столкновение — далеко не лучшая тактика боя с Бегемотом. Лучшая это схватить ноги в руки и драпать до Род-Айлендской границы

На первый взгляд Fallout 4 строится ровно на тех же механиках, что и предыдущие части. Вы бродите по Великим Пустошам, собираете полезный хлам, болтаете с местными, решаете чужие проблемы и отстреливаете всех, кто пытается отстрелить вас. Где-то впереди смутно маячит Главная Цель, а вокруг по радиоактивной пустыне разбросаны сотни квестов, заданий, историй и приключений. Основа прежняя. Однако если вы несколько раз проходили оригинальный Fallout 3, New Vegas и все сопутствующие дополнения, и, обвешанный неофициальными продолжениями и любительскими модами, играете в какую-то из этих игр до сих пор, то четвертая часть — полная смена всего, что вам было любо, дорого и привычно.

Система развития больше не держится на прокачке главных параметров героя и тщательном подборе его «перков». Ключевые «силу», «ловкость», «харизму» и так далее теперь нужно развивать параллельно с весьма узкоспециализированными навыками. И всякий раз при получении нового уровня ты мучительно грызешь ногти и полчаса не можешь выбрать, что делать — прокачать подшефному персонажу на одну лишнюю звездочку интеллект или потратить ее на экзотическое, но крайне полезное в определенных ситуациях умение усмирять диких животных.

Во время перестрелок в режиме VATS время теперь не останавливается, а лишь сильно замедляется. Казалось бы, мелочь, но в тот момент, когда в районе глотки вот-вот сомкнется челюсть питбуля-мутанта или навстречу, жутко рыча и размахивая руками, несется десяток диких гулей — тактика боя драматически меняется. В таких ситуациях счет ведется буквально на секунды и умение быстро выбрать нужную цель и навести прицел ровно в голову не раз и не два спасет вам жизнь.

Собака — преданный и самый беспроблемный напарник. Умеет вытаскивать полезные штуки из труднодоступных мест, предупреждает лаем о приближении врагов и, главное, не болтает без умолку, как некоторые

Fallout 4 — самая масштабная игра за всю историю серии, причем масштабная настолько, что четыреста часов, заявленные авторами для полного прохождения всех основных и дополнительных заданий, похоже, ни разу не шутка. Порой доходит до смешного — из первых трех «вступительных» локаций я не выходил пятнадцать часов — время, достаточное для прохождения двух-трех Call of Duty. Каждый шаг по Великой Пустоши открывает мириады дополнительных квестов, загадок и новых подземелий для исследований.

Мир игры буквально переполнен деталями. При желании можно долго теоретизировать и спорить (желающих уже ждут в комментариях к этой статье) — больше ли Fallout 4 или меньше, чем Skyrim, Dragon Age или народный «Ведьмак 3», но все это переливание из пустого в порожнее. Факт же в том, что чуть ли не каждый квадратный метр Великой Пустоши в Fallout 4 напичкан находками, приключениями и случайными историями.

Довольно невнятная главная цель — найти сына и отомстить неизвестно кому — быстро отходит на второй план и начинается настоящая игра. И если предыдущие две части игры в шутку называли «The Elder Scrolls с пушками», то в четвертой серии от такого сравнения уже не смешно. Экосистема здешнего мира умеет из совокупности случайных событий генерировать тысячи отчаянных приключений. Обычный поход в заброшенную станцию метро в поисках боеприпасов и крышек от «Нюка-колы» может обернуться перестрелкой с бандой рейдеров, зачисткой гнезда радиоактивных крыс, неожиданным спасением заложников и долгим изучением записей в местном компьютерном терминале, которые еще немного раскроют историю того, что произошло в этом мире за последние двести лет.

Мобильное приложение, выпущенное в поддержку игры, серьезно спасает от ужасов кривого интерфейса образца 2277 года. Еще никогда в истории Fallout ритуальное копание в тоннах хабара не было так увлекательно

Чтобы было еще веселее тонуть в деталях, авторы местами и вовсе превратили Fallout в натуральную онлайн-игру. Теперь ваша броня это не просто один костюм, а несколько разных деталей: отдельно идут шлем, левые и правые наручи, поножи, защита тела, рубашка, очки, даже нижнее белье. Дальше — больше. Power Armor — фирменная ультимативная броня — теперь и не броня вовсе, а что-то вроде маленького футуристического танка на ядерном топливе. Она требует постоянной подзарядки батареи, ремонта, постоянных улучшений и хранится в специальном гараже.

После окончания первой серьезной перестрелки вы по традиции начинаете обшаривать еще теплые трупы и с удивлением понимаете, что вместо стандартного набора «пушка, крышки и какая-нибудь необязательная ерунда» у любого самого невзрачного рейдера может легко оказаться с десяток самых разнообразных предметов. Еще через полчаса вы уже ходите по Пустоши навьюченный килограммами алюминиевых ложек и с тремя десятками снятых с агрессора подштанников.

Для пущего веселья и сходства с онлайновыми играми разработчики придумали большую и навороченную систему, простите, «крафта». В бывшем штате Массачусетс можно то тут, то там найти верстаки и сделать практически что угодно. Разобрать табурет на фанерные рейки, переплавить ложки на цветмет, сколотить десяток кроватей для бомжующих местных (ей-богу не шутим — это один из первых же квестов и серьезное испытание для героя Пустоши) и так далее вплоть до строительства собственного дома и выбора узора на коврике у порога.

«Стены текста» навсегда исчезли из диалогов Fallout, уступив место эмоциям, активной жестикуляции и актерской игре в духе Mass Effect

Процесс начального погружения в Fallout 4 растягивается часов на десять, но и этот ветеранский срок говорит лишь о том, что вы только-только освоили азы. Чуть позже появляются напарники, потом открывается возможность присоединиться к какой-нибудь религиозной секте или ОПГ, завязать минутные романтические отношения, сколотить состояние на торговле раменами, купить дом, ограбить банк, помирить людей с гулями, стать свахой для застенчивого диджея местной радиостанции, дать интервью бостонской многотиражке и далее, далее… За двадцать часов игры вы переживете столько приключений, что хватит на десяток инди-квестов из Steam Greenlight.

Пожалуй, единственное недоумение в Fallout 4 вызывает только фирменный художественный стиль компании Bethesda. Тут все как мы привыкли еще по сериалу The Elder Scrolls. На фоне умопомрачительных пейзажей, фантастических закатов и зрелищных спецэффектов прыгают скверно анимированные модели людей, потешно семенят ножищами супермутанты и смешно разлетаются на кривые куски всякие радиоактивные твари. Создается ощущение, что разработчики в собственной студии уже не первый десяток лет ставят страшный социальный эксперимент. Будто независимо друг от друга в Bethesda работают два совершенно разных дизайнерских отдела, причем один состоит из настоящих гениев, а второй раз в полгода в полном составе заново набирают прямо из эмигрантских распределителей у мексиканской границы. И главное: под страхом жуткой расправы работникам обоих отделов запрещено не то что общаться — даже видеться друг с другом, иначе как такое можно объяснить? Десяток ключевых сюжетных персонажей выглядят еще более-менее сносно, но все герои второго плана выглядят, двигаются и шевелят губами в лучших традициях года этак 2005-го. И это в игре, где разговоры — чуть ли не половина всего геймплея.

Фирменная фишка компании Bethesda: изобрести навороченный редактор персонажа, проработать пятьсот параметров, прикрутить десяток рычажков, и даже продумать форму морщин над глазами, но в итоге как не продумывай, прикручивай и прорабатывай — все равно получится страшный урод

Впрочем, не подумайте плохого — мы не то чтобы в претензии, в конце концов это такой «фирменный стиль», да и вы проводите по четыреста часов в больших сюжетных ролевых играх явно не ради шейдеров, полигонов, сглаживания и прочих подобных штук, ради которых за пять средних российских зарплат покупаются топовые видеокарты. Но во времена победившего «некстгена» и современных красивых игр вроде «Ведьмака 3» или последней части Assassin’s Creed все эти криво открывающиеся рты и нелепые дерганья руками во время бега немного… как бы это помягче?.. обескураживают.

Fallout 4 — одно из главных событий пятилетки и практически живая икона для всех, кому в наше время еще небезразличны компьютерные игры. Гигантский дивный мир, под завязку напичканный историями, тайнами и приключениями и нескончаемый конструктор параллельной реальности в собственной пост-апокалиптической вселенной. Люди из Bethesda взяли собственный оригинальный концепт и наворотили его до такой степени, что Fallout наших дней вдруг стал огромной комплексной игрой с мириадами мелких деталей и нюансов, по масштабу легко сравнимой с любой современной MMO. Правильно это или нет — судить мы пока не беремся, но зато можем дать дельный совет. Если вы задумали серьезное путешествие в Пустоши — лучше возьмите отпуск. Сто часов для Fallout 4 — разминка. Настоящая игра начнется, когда счет пойдет на недели.

Смотрите также
Rise of the Tomb Raider
Рецензия
8.5 Rise of the Tomb Raider
Call of Duty: Black Ops 3
Рецензия
6.0 Call of Duty: Black Ops 3
Need for Speed
Рецензия
7.0 Need for Speed
Дата выхода

Fallout 4

PC (Windows), PlayStation 4, Xbox One
10
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Bethesda Softworks
Локализатор
1C-СофтКлаб
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows)), (PlayStation 4, Xbox One)
Системные требования
Минимальные
Intel Core i5-2300 2.8 GHz, 8 GB ОЗУ, NVIDIA GTX 550 Ti 2GB
Рекомендуемые
Intel Core i7 4790 3.6 GHz, 8 GB ОЗУ, NVIDIA GTX 780 3GB
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться