Final Fantasy XV

Наталья Одинцова (редакция) 8.0

Увлекательное приключение, к которому хочется возвращаться вопреки всем странностям сюжета

Final Fantasy XV — две ролевые игры в одной. Первая половина истории — веселое приключение в открытом мире, где есть место и магии, и автомобилям. Тут можно запросто отвлечься от основного сюжета и пойти рыбачить, гонять на ездовых птицах или охотиться на редких зверей. Но есть и вторая половина истории — она начинается, когда игра становится линейной. Эти главы хочется побыстрее пройти и забыть, чтобы не портить впечатление от первой части, — настолько бестолковы происходящие в них события.

Впрочем, вопросы к сюжету появляются с самого начала. Final Fantasy XV никак не пытается обосновать интерес главных героев к побочным заданиям, в отличие, например, от Dragon Age: Inquisition. Молодому принцу и трем его спутникам вроде бы незачем работать службой доставки для фермеров — народное уважение их не интересует, да и быстро появляются дела поважнее. Столица захвачена вражеской армией, король-отец умер, главная святыня похищена, и ее надо вернуть. Но как только герои оправятся от первого шока, они как будто забывают, что есть куча важных дел, и опять ведут себя как хипстеры-туристы: колесят по континенту ради острых ощущений, селфи и шашлычков и получают от этого массу удовольствия. А путешествовать тут действительно весело — куда веселей, чем делать сюжетные задания из второй, линейно выстроенной половины игры. Чем ближе герои к основной цели, тем скучнее и страннее становятся испытания.

Машина — единственная женщина, с которой принц и его сугубо мужская свита проводят очень много времени, а разбросанные по континенту заправочные станции — аналог деревень из фэнтезийных игр

Многие привычные для жанра особенности осовременены. Например, героям не нужно часами нарезать круги по пустыне, убивая случайных монстров ради прокачки. За рядовые стычки начисляют меньше опыта, чем за сюжетные и побочные задания. Более того, если команду просят убить нескольких монстров, чаще всего те будут гулять кучкой — мол, вот мы, держимся вместе, чтобы вы не бегали взад-вперед ради нужного количества трофеев. Отряд углубился в подземелье, но захотел вернуться обратно? Прямо в меню есть телепорт к выходу — никаких блужданий по уже пройденным коридорам. Традиционно дорогой в Final Fantasy предмет — палатка, где весь отряд может восстановить силы, — теперь ничего не стоит. А отдых в игре — не только лекарство для ран, но и единственный способ конвертировать полученный опыт в уровни.

Бои также осовременены. Людям, выросшим на современных онлайн-играх, сложно представить, что когда-то схватки бывали другими: врагов могли не показывать на карте мира, а бои с ними разворачивались на отдельной арене. Для таких игроков в Final Fantasy XV нет ничего удивительного: вот враги на полянке, подходишь к ним и начинается драка. На месте и фирменные для MMO курьезы: когда выходишь из радиуса боевых действий, а неприятель остается патрулировать местность. Он бродит взад-вперед, но напасть не может. Прямо как нечисть, толпящаяся вокруг круга, который мелом очертил вокруг себя Хома Брут в гоголевском «Вие».

В Final Fantasy XV на русский переведены и меню, и субтитры к диалогам. А среди опций озвучки есть оригинальный японский вариант, что порадует давних поклонников жанра

Врагов показывали прямо на карте мира и в Final Fantasy XII, но в Final Fantasy XV с ними позволяют сражаться в реальном времени. Схватки — зрелищные и не слишком требовательные к мастерству игрока. Это означает, что если вы хотя бы по минимуму уворачиваетесь от врагов, изредка вспоминаете, как переключаться между разными видами оружия, и швыряете в огненных демонов ледяную магию, то пройдете по сюжету даже на нормальном уровне сложности, иногда делая побочные задания. Драки устроены так, что сообща герои могут одолеть даже тех врагов, которые превосходят их уровней на пять.

Отношения в команде показаны реалистично, чего нельзя сказать об устройстве мира. Хотя фотография уже изобретена, а персонажи почитывают газеты и даже пользуются смартфонами, они понятия не имеют, как выглядят ключевые политики вражеской империи. А ведь, казалось бы, — наследный принц и его команда, не деревня какая-нибудь. Героиня не верит, что ее публичное выступление услышат за морем — и это когда радиоприемники есть на каждой заправке, а о «глушилках» и речи не идет.

В бою управлять можно только главным героем. Соратники действуют сами по себе, и единственный вид приказов, который им можно отдать, — заставить использовать «фирменный» для каждого героя особый прием, когда накопится достаточно энергии

Основную историю как будто в спешке утрамбовывают в игру, забывая согласовывать детали и выкидывая целые сцены. Одного из ключевых персонажей калечат, однако сам эпизод происходит за кадром, как и очень многие вроде бы важные для сюжета события. О них упоминают вскользь, а то и вовсе пересказывают в какой-нибудь случайной бумажке, которую легко пропустить, обыскивая подземелье. Чем ближе к финалу — тем больше сюжетных дыр в повествовании. Тут нет намеренного запутывания игроков, чтобы те гадали, сопоставляли и анализировали, разыскивая глубинные смыслы. Наоборот, просто идет череда ярких сцен, которые кое-как связали воедино, не особо задумываясь о логичности. Сразу вспоминаешь, что Final Fantasy XV разрабатывали десять лет. Сначала игра называлась Final Fantasy XIII Versus и должна была стать эксклюзивом для PlayStation 3, но разработка не задалась, и сюжет много раз переписывали.

В FF XV легко поправить здоровье. Когда лезешь в инвентарь за аптечкой, бой приостанавливается, а пока герой пьет лекарство, вражеские атаки по нему временно не проходят

Странных дизайнерских решений тоже хватает. Например, кидать магические гранаты в середине боя — верный способ ударить не только по неприятелю, но и по соратникам. Они наверняка к этому моменту столпятся вокруг мишени и окажутся в радиусе поражения. А ведь приказать им отбежать просто так нельзя — по умолчанию такой возможности не дают. Одного из ключевых противников позволяют победить, просто безостановочно нажимая кнопку атаки. Еще один пример — камера в FF XV очень плохо адаптируется к боям в тесных помещениях. Даже когда драка идет на поверхности, каждое дерево увеличивает шансы, что вместо героя или его противника вам покажут листья крупным планом. Но во второй половине игры количество узких коридоров только возрастает. Вкрапления эпизодов из других жанров (стелса и хоррора) тут тоже выглядят максимально инородно.

При этом FF XV очень многое делает правильно: хотя бы потому, что сразу выпускает игроков в открытый мир и сразу предлагает им множество заданий, начиная от обычной охоты на монстров и заканчивая целыми дополнительными подземельями. И эти приключения — куда интереснее, чем все попытки сценаристов накалить страсти во второй половине игры.

Final Fantasy XV — хороший способ познакомить современных игроков с эстетикой японских ролевых игр, не заставляя их осваивать пошаговую боевую систему или терпеть устаревшую графику на платформах Nintendo. Давним поклонникам серии тоже стоит дать новинке шанс: дух приключений тут передан отлично. Другое дело, что знакомство лучше ограничить открытым миром: не спеша катайтесь на ездовых чокобо, выполняйте квесты и как можно дольше затягивайте отплытие на корабле к невесте. Помните: смотреть на свадебное платье — верная примета, что все веселье скоро превратится в смертную тоску.

Дата выхода 29 ноября 2016 г.

Final Fantasy XV

PlayStation 4, Xbox One, PC (Windows)
Альтернативное название: Final Fantasy Versus XIII, Final Fantasy 15, Final Fantasy XV Windows Edition
8.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Square Enix
Режимы игры
Одиночная игра
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Дата выхода
29 ноября 2016 (PlayStation 4, Xbox One)
29 ноября 2016 (PlayStation 4, Xbox One), 6 марта 2018 (PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Intel Core i5 2400 / AMD FX-6100, Memory 8 GB, GeForce GTX760
Рекомендуемые
Intel Core i7 3770 / AMD FX-8350, Memory 16 GB, NVIDIA GeForce GTX 1060
1 из картинок Открыть оригинал