The Boston Major 2016 Перейти

Gran Turismo 5

Роман Епишин (редакция) 9.0

Пятая часть легендарного автосимулятора впечатляет более чем тысячью автомобилей и широким выбором гонок — от картинга до всевозможных ралли.

За пять лет можно получить высшее образование, освоить совершенно незнакомую профессию, написать пару книг, дважды слетать до Марса и обратно. И уж, конечно, пяти лет достаточно для создания двух, а то и трех хороших видеоигр. Судите сами: Need for Speed: Shift — два года разработки, Colin McRae: Dirt 2 — чуть более года. Но на Gran Turismo 5 у Polyphony Digital ушло именно пять лет. Чем, спрашивается, они там вообще занимались?

Ответ открывается далеко не сразу. Нужно провести в виртуальной кабине несколько часов и перепробовать не менее пяти принципиально разных болидов, чтобы осознать — японские разработчики справились со своими задачами вполне оперативно, хоть и не без огрехов. Если в Shift доминируют кольцевые заезды по специальным трекам, а Dirt целиком посвящена ралли во всем их многообразии, то Gran Turismo 5 охватывает практически все мыслимые автомобильные соревнования.

Дайте игре проявить себя

Начинается все с невинных «воскресных кубков» и тому подобных любительских заездов, в которых каждый соревнуется на том, что бог послал. Новенькая малолитражка, бок о бок пыхтящая со старым седаном представительского класса, — обычное дело в таких состязаниях. Но это — лишь верхушка автомобильного айсберга, на исполинские размеры которого недвусмысленно намекает вступительный видеоролик. К слову, один из самых продолжительных и вдохновляющих за всю историю жанра.

Если погрузиться глубже, то за «воскресными кубками» эксцентричных гонщиков-коллекционеров поджидают битвы маслкаров, состязания пикапов, чемпионат по картингу, полноценные ралли с умилительно серьезным штурманом на пассажирском сиденье, гонки Формулы-1, заезды NASCAR и совершенно безумные соревнования с участием суперкаров стоимостью свыше 10 000 000 кредитов. Для сравнения, BMW 3 и Mazda RX8 по цене не дотягивают и до 100 000 кредитов.

Предустановленные настройки вождения могут изрядно удивить. Как будто опасаясь распугать аудиторию в самом начале пути, разработчики по умолчанию включили массу вспомогательных систем, из-за чего пухлая Toyota Vitz 2007, невесомый карт и полноприводная Alfa Romeo Brera влетают в крутые повороты с одинаково неправдоподобной легкостью. Только шины скрипят так, что волосы на загривке шевелятся.

Чтобы устранить эту нелепицу, достаточно пару минут покопаться в опциях. Заодно можно поколдовать над кнопками управления, так как по умолчанию разработчики предлагают регулировать газ правим стиком. После непродолжительной адаптации Gran Turismo 5 превращается в обещанный симулятор с уникальными ощущениями от управления каждым болидом. Да и поведение машин на разном грунте реализовано великолепно, нужно лишь позволить игре проявить себя.

Грозно взрыкивающий концепт-кар Toyota отчаянно штормит на треке с гравием, где непросто удержать траекторию даже на прямой, не говоря уж о том, чтобы без запинки войти в поворот. Легонький карт дарит ощущение скольжения по асфальту на собственной заднице со скоростью далеко за 100 км/ч. Ну а счастливых обладателей суперкаров прямо-таки размазывает по сиденью при космическом ускорении. Каждый новый заезд — это не красивые виражи, не повороты юзом с дымом из-под колес и уж, конечно, не эффектные аварии. Главное в игре — разнообразные и неизменно яркие, как желтая Audi A4 в солнечный день, впечатления от управления автомобилем.

В дождливую погоду нужно тщательно выбирать резину

В дождливую погоду нужно тщательно выбирать резину

Краш-тестов не будет

Впечатления будут яркими до тех пор, пока вы не протараните бортом забор или не воткнетесь на полном ходу в задний бампер соперника-тихохода. После первого же удара язык не поворачивается называть Gran Turismo 5 симулятором. Вместо грохота и скрежета металла, звона разбитого стекла и треска лопающегося пластика раздается глухой шлепок упавшего с шифоньера кота. При этом у автомобиля в лучшем случае появляются зазоры в стыках бампера с крыльями. И это после удара на скорости далеко за сотню! Опять же, с дороги авто никуда не улетает — лишь уходит в занос, и то не всегда. Проскакивать повороты без торможения, ловко гася инерцию о бока соперников, — легче легкого. Единственный способ избежать культурного шока от столь оригинальной физики — допускать как можно меньше столкновений. Тем более что удары гасят вашу скорость, а значит, появляется риск опоздать к разбору призовых мест на финише.

К тому же повреждения автомобиль все-таки получает, хотя придется постараться, чтобы их почувствовать. В игре даже предусмотрена автомастерская, где опытные «сервисмены» с радостью окажут истрепавшемуся в многочисленных заездах стальному коню первую помощь. Например, можно вернуть жесткость не единожды мятому (чисто номинально, поскольку визуально заметить что-либо трудно) кузову, перебрать охрипший движок и даже сменить масло. Установка спойлеров, автомойка, замена и покраска дисков также есть в списке услуг — успевай только раскошеливаться.

Правда, на «Мастерскую» в главном меню внимание обращаешь в последнюю очередь, так как первое время чувствуешь себя шопоголиком в новом гипермаркете. На экране призывно светятся разноцветные окошки не всегда очевидного назначения. Щелкая по ним курсором, можно углубиться в такие дебри, что забудете, что вообще искали. Со временем, конечно, приходит понимание, что для проекта с таким необъятным содержанием интерфейс получился вполне адекватным и даже стильным.

Вид изнутри одновременно и наиболее функциональный, и эффектный

Вид изнутри одновременно и наиболее функциональный, и эффектный

Маленькая хитрость

Авторы игры предлагают попробовать силы в режимах A-Spec и B-Spec. Но в процессе выясняется, что поучаствовать в автомобильных соревнованиях лично можно только в спецификации «A». Вторая же подразумевает этакий пенсионный вариант автоспорта. Самому крутить баранку и давить педали не нужно: все это делает подопечный гонщик. Игрок же выступает сторонним наблюдателем и наставником, рекомендующим тормозить, разгоняться, держать скорость или обгонять. Ничего не скажешь, оригинальная возможность посмотреть заезды с эффектных ракурсов, вдобавок получая за это опыт.

Кстати, опыт в Gran Turismo 5 выдают как за личное участие в гонке, так и за опосредованное. Чем больше у игрока опыта, тем выше его уровень и тем обширнее выбор доступных заездов и автомобилей. Железных коней представлено более тысячи, но без подвоха не обошлось. Высокодетализированных болидов с тщательно проработанными интерьерами и почти безупречным внешним видом меньше трехсот. Остальные — слегка подретушированные модели из предыдущих частей, которые ощутимо выделяются в игре 2010 года, созданной для одной из ведущих в технологическом плане консолей. Это — едва ли не главная причин недовольства всех, кто ждал от Gran Turismo 5 совершенства.

Общественность отчасти справедливо негодует, что за столько лет кропотливой работы авторы не смогли реализовать свои обещания безоговорочно. С другой стороны, более разнопланового и насыщенного автосимулятора, чем Gran Turismo 5, на сегодняшний день попросту не существует. Открывать для себя новые автомобили и соревнования можно неделями! Именно поэтому бурление и пузырение страстей вокруг игры не отвадит от нее поклонников. В своей категории она объективно лучшая.

Дата выхода

Gran Turismo 5

PlayStation 3
9.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Sony Computer Entertainment
Режимы игры
одиночный режим, платформенная сеть (XBOX live, Playstation Network)
Модель распространения
дисковый ритейл
Дата выхода
(PlayStation 3)
(PlayStation 3)
(PlayStation 3)
(PlayStation 3)
(PlayStation 3)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться