Где поиграть
Grand Theft Auto 5

Grand Theft Auto 5

Георгий Курган (редакция) 10

Погони на бульдозерах, угон подводной лодки, ограбления банков, армяне-мошенники, казни, увеселения и занятия йогой — в самой масштабной игре последних лет

Ситуацию с Grand Theft Auto 5 лучше всего описывает одна gif-картинка: на ней плечом к плечу стоят диски с BioShock Infinite и The Last of Us, а надпись сверху вопрошает «Игра года?». В следующую секунду с потолка падает огромная куча коробок с коллекционным изданием GTA 5, сметает фаворитов первого полугодия и вопрос с игрой года, по мнению авторов, на этом считается решенным.

За пять лет, прошедших с выхода Grand Theft Auto 4, игры шагнули далеко вперед в технологиях, драматургии, бюджетах — словом, очень выросли. Но при этом выход новой GTA все еще способен затмить все эти достижения, вместе взятые. Про GTA говорят на федеральных телеканалах, в магазинах выстраиваются очереди. Ее ждут даже те, кто обычно играет только в «Доту» и китайскую онлайнщину, а за первые сутки продаж она собирает $800 млн. — в несколько раз больше, чем потратили на разработку. GTA — это глыба, колосс, икона, фасад всей индустрии: это игра, про которую знают даже те, кто ничего не знает обо всех остальных играх.

Чтобы понять, как это получилось, нужно представлять себе процессы, которые происходили с этой серией в последние полтора десятилетия. GTA начиналась как симулятор отморозка в большом городе, который всегда готов выпустить кишки роте полицейских, задавить полгорода, отрываясь от погони, а вторую половину — взорвать. Возможность в любую минуту устроить кровавую оргию была и остается сердцем GTA, именно она превратила ее в безопасную отдушину для миллионов латентных злодеев. Потом все какое-то время шло по экстенсивному пути. Города становились больше, автопарк — разнообразнее, разборки — изобретательнее и реалистичнее: третья часть стала полностью трехмерной, а действие ее разворачивалось в городе, до степени смешения похожем на настоящий Нью-Йорк.

В это время в массовом сознании закрепился образ GTA как абсолютно отмороженной игры про беззаконие и безнаказанность (многие до сих пор не видят в ней ничего иного), но примерно тогда же появилось ощущение, что Rockstar мечтают о чем-то большем. Они стали использовать в играх образы и сцены из своих любимых фильмов. Источники вдохновения цитировались почти дословно: разборки итальянских мафиози (привет «Крестному отцу»), кокаиновые войны восьмидесятых (некоторые миссии Vice City целиком подсмотрены в «Лице со шрамом») и лютые замесы негритянских гетто (см. «Южный централ»).

Параллельно Rockstar умудрились сделать игру-посвящение любимым вестернам в Red Dead Redemption. Один бог знает, что творится в голове у этих людей, но судя по почерку, игра их мечты — когда на экране разворачиваются сцены, достойные Копполы и Брайана Де Пальмы, но только чтобы во всем этом можно было участвовать. И чтобы мир вокруг — как настоящий. И чтобы можно было сбивать вертолеты из «Калашникова». Ради такой мечты стоило пройти путь длиной в шестнадцать лет — ровно столько прошло с момента выхода первой, двухмерной, части GTA.

В настоящем Лос-Анджелесе этот район называется Венис Бич. В GTA 5 он неотличим от оригинала: не хватает разве что чернокожего парня на роликах с электрогитарой и косматого толстяка, который играет на фортепьяно прямо на улице

Мечта, наконец, осуществилась в Grand Theft Auto 5. Это невероятно огромная игра, мир которой спроектирован с маниакальной тщательностью. Лос-Анджелес и окрестности видны в городе Лос-Сантос с первых же кадров: игровые журналисты-ветераны выставки Е3 визжат как девочки, когда случайно проезжают мимо здания, как две капли похожего на отель, в котором они жили три месяца назад. В переулках раскуриваются «хоуми» и «бро», по залитым закатным солнцем дорожкам бегают анорексичные барби, и главное — весь этот муравейник живо реагирует на действия игрока. Прохожие фотографируют на смартфоны уличную драку (если прислушаться, можно даже услышать, как они доносят на вас в полицию), водители гудят и орут, стоит только выехать на встречную полосу, а в новостных сводках по радио регулярно рассказывают о ваших проделках.

В отрыве от заданий можно сыграть в теннис или в гольф, купить на выручку от последнего ограбления собственный аэродром или стрип-клуб, заняться йогой или бегом (физические нагрузки делают персонажа сильнее и выносливее), поучаствовать в одиночном пикете против эмигрантов или заглянуть в коммуну хиппи, где скалы раскрашены во все цвета радуги, а мирные нарколыги играют на гитаре у костра. Прохождение GTA — это больше, чем игра, это возможность прожить целую жизнь. И даже не одну, а целых три.

Троица главных героев — пожалуй, ключевая черта пятой части. Скупая строчка описания на задней стороне коробки — и огромный скачок в интерактивной драматургии. Пока центральный персонаж был один, игрок еще мог воспринимать свое окружение отстраненно: вот я, дерзкий и опасный, а вот игровой мир вокруг меня, и сейчас я буду его нагибать. Теперь героев трое, и пока вы управляете одним из них, другие живут своей жизнью. Чернокожий братюня Франклин гоняет на тюнингованном седане, бывший гениальный грабитель Майкл мучается похмельем на диване у психоаналитика, а что делает буйный маньяк Тревор — не знает даже сам черт. Переключение застает его то у входа в казино (без штанов), то на пляже (тоже, что характерно, без штанов), усеянном трупами байкеров.

В GTA 5 история как никогда тесно связана с геймплеем: например, пока герои едут на задание, один из них может поведать другому важную деталь из своего прошлого. Или затеять пятиминутку троллинга, доказывая лохматому Тревору, что он хипстер

У каждого героя — свои тараканы в голове и скелеты в шкафу, и это порождает закономерный результат: ассоциировать себя с кем-то одним уже нельзя, за каждого персонажа переживаешь и с интересом следишь за развитием их отношений. В пиковые моменты герои срываются на крик, вспоминают старые обиды, рыдают и бьют друг другу морды. Но дело не только в этом. Три разных персонажа — это еще и три очень разных типа игры. Разные цели, разные миссии, разная физиология и особые умения. В переключениях между всем этим начинает работать особая интерактивная магия GTA 5: каждого героя невольно хочется отыграть, подстроиться под его поведение. Управляя психопатом Тревором, испытываешь необоримую тягу вылезти из машины и наказать бейсбольной битой каждого васю, который неудачно встал на светофоре, загородив дорогу. А когда втискиваешься в дорогой костюм Майкла, в душе просыпается тяга к спортивным машинам, стрип-клубам и прочим отдушинам, сопровождающим кризис среднего возраста.

Конституция и возраст героев тоже сказываются на геймплее: там, где Франклин резво скачет козлом, Майкл кряхтит и с трудом карабкается

Rockstar умеют говорить с аудиторией на разных уровнях, как никто другой, и в пятой части GTA многослойность становится осязаемой, обретает плоть. В каждом герое, как в годовых кольцах на спиле дерева, видны этапы последовательного взросления серии: Франклин — это типичный «СиДжей» из GTA: San Andreas 2004 года, славный, но в сущности плоский парень из гетто, с соответствующими вкусами и занятиями. Майкл — остепенившийся Нико Белич из GTA 4: герой с печатью мрачного и постыдного прошлого на лице, которого поиски лучшей жизни завели обратно на большую дорогу. Только теперь у него — семья, алкоголизм и личный психолог. Ну а Тревор — ходячий фактор неопределенности, бесноватый, который в одну минуту лезет обниматься, а в следующую уже бьет морды и предается стихийной мастурбации.

При каждом переключении между персонажами игра преображается. У каждого героя — свой почерк и своя магистральная линия. Это три разных истории, которые в нужных моментах самым элегантным образом сливаются вместе, расходятся и сливаются снова. GTA 5 — это игра, в которой квантового дуализма не меньше, чем в BioShock Infinite: это одновременно и старая, топорно-брутальная GTA, и более тонкая, взрослая история от повзрослевших Rockstar. Ну и техническая деталь: три разных героя отменяют синдром, характерный для всех предыдущих частей — когда в середине повествование провисает, ориентиры теряются и приходится тащиться от одной миссии к другой, лишь бы приблизить финал. Здесь ничего такого нет и в помине.

В одиночных миссиях акценты тоже сменились: если раньше это были отдельные, часто беспорядочные вылазки, то теперь основная сюжетная линия построена вокруг серии многоходовых командных ограблений. Сначала — организация: выбрать план (почти в каждом случае есть два варианта действий), собрать команду, прикинуть пути отхода, возможно — позаботиться о реквизите (то есть, например, угнать пожарную машину, чтобы в нужный момент прикинуться спасателями). А потом спуститься с вертолета на лебедке по стене небоскреба, вытащить из лап спецслужб важного свидетеля, прикрыть отступление стратегическим нападением на угнанном бульдозере, сжечь бульдозер, разделиться и залечь на дно (чтобы не портить вам удовольствие, мы взяли эпизоды из разных миссий, так что не бойтесь спойлеров).

Подготовка к ограблениям в GTA 5 проходит абсолютно по-голливудски: чувствуешь себя как минимум участником фильма о друзьях Оушена

В миссиях раскрывается еще одно преимущество трех героев перед одним: игра регулярно переключает нас между персонажами, тем самым вырезая из миссии скучные поездки, переходы и прочие рутинные действия, которые раньше мешали GTA стать похожей на настоящее кино. Пока Майкл смотрит через прицел на чью-то вечеринку, Тревор выкручивает соски «языку» и передает по телефону характерные приметы человека, которому надлежит пустить пулю в череп. Потом (осторожно, впереди небольшой спойлер), конечно, выяснится, что убитый азербайджанец был отличным парнем и филантропом, которого вы прикончили из-за паранойи нечистого на руку агента ФБР — потому что GTA, как всегда, напичкана мрачным юмором и социальной сатирой.

В этом месте мы вынуждены прервать наш рассказ. Описывать феномен GTA — совершенно неблагодарное дело: это огромная, пугающе правдоподобная и, наконец, по-настоящему взрослая игра. Год за годом наращивая мощь и старательно копируя милые сердцу киноленты, Rockstar наконец добились своего. Половину времени GTA 5 выглядит как отлично поставленный фильм, а все (впрочем, несерьезные) недостатки в характерах героев компенсируются абсолютно живым, дышащим миром вокруг, где вашу свободу почти никто не ограничивает. Сюжет — один на весь мир, а приключения — у каждого свои.

Именно поэтому GTA 5 — это самый насыщенный опыт, который только может предложить игровая индустрия здесь и сейчас. Возможно, она проигрывает BioShock Infinite в оригинальности и стиле, The Last of Us уделывает ее по силе драматургии (финалы до сих пор не очень-то удаются Rockstar), но в масштабах и глубине проработки GTA уделывает всех. Она вмещает в себя сразу все: погони, перестрелки, убийства, смех, слезы, сцены собачьего секса, торговлю оружием, наркотические трипы, йогу, социальную сатиру и лучшую музыку на любой вкус. Вспомните ваш любимый американский фильм про бандитов и представьте себе, что можете поучаствовать во всех его событиях, а в перерывах — еще и устроить лодочную прогулку или прыгнуть с парашютом — так, ради дозы адреналина. Возможность прожить чужую жизнь, где все — как в кино. Вот это и есть GTA 5.

Скачать Grand Theft Auto 5 можно в PSN или Xbox Live

Смотрите также
Grand Theft Auto 5
Рецензия
9.5 Grand Theft Auto 5
Grand Theft Auto 5
Рецензия
10 Grand Theft Auto 5
Grand Theft Auto 5
Рецензия
10 Grand Theft Auto 5
Дата выхода

Grand Theft Auto 5

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360, PlayStation 4, Xbox One
Альтернативное название: GTA 5, GTA V, Grand Theft Auto V, Grand Theft Auto Online, GTAO, GTA Online
10
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Rockstar Games
Локализатор
Take-Two Interactive
Режимы игры
Одиночная игра
Кооператив
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Сайт
Дата выхода
(PlayStation 3, Xbox 360)
(PlayStation 3, Xbox 360), (PlayStation 4, Xbox One), (PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Intel Core 2 Quad CPU Q6600 2,4 ГГц / AMD Phenom 9850 Quad-Core 2,5ГГц, 4 Гб ОЗУ, NVIDIA 9800 GT
Рекомендуемые
Intel Core i5 3470 3,2ГГц / AMD X8 FX-8350 4ГГц, 8 Гб ОЗУ, NVIDIA GTX 660 / AMD HD7870 2 Гб VRAM
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться