Grand Theft Auto 5

Георгий Курган (редакция) 10

Погони на бульдозерах, угон подводной лодки, ограбления банков, армяне-мошенники, казни, увеселения и занятия йогой — в самой масштабной игре последних лет

Ситуацию с Grand Theft Auto 5 лучше всего описывает одна gif-картинка: на ней плечом к плечу стоят диски с BioShock Infinite и The Last of Us, а надпись сверху вопрошает «Игра года?». В следующую секунду с потолка падает огромная куча коробок с коллекционным изданием GTA 5, сметает фаворитов первого полугодия и вопрос с игрой года, по мнению авторов, на этом считается решенным.

За пять лет, прошедших с выхода Grand Theft Auto 4, игры шагнули далеко вперед в технологиях, драматургии, бюджетах — словом, очень выросли. Но при этом выход новой GTA все еще способен затмить все эти достижения, вместе взятые. Про GTA говорят на федеральных телеканалах, в магазинах выстраиваются очереди. Ее ждут даже те, кто обычно играет только в «Доту» и китайскую онлайнщину, а за первые сутки продаж она собирает $800 млн. — в несколько раз больше, чем потратили на разработку. GTA — это глыба, колосс, икона, фасад всей индустрии: это игра, про которую знают даже те, кто ничего не знает обо всех остальных играх.

Чтобы понять, как это получилось, нужно представлять себе процессы, которые происходили с этой серией в последние полтора десятилетия. GTA начиналась как симулятор отморозка в большом городе, который всегда готов выпустить кишки роте полицейских, задавить полгорода, отрываясь от погони, а вторую половину — взорвать. Возможность в любую минуту устроить кровавую оргию была и остается сердцем GTA, именно она превратила ее в безопасную отдушину для миллионов латентных злодеев. Потом все какое-то время шло по экстенсивному пути. Города становились больше, автопарк — разнообразнее, разборки — изобретательнее и реалистичнее: третья часть стала полностью трехмерной, а действие ее разворачивалось в городе, до степени смешения похожем на настоящий Нью-Йорк.

В это время в массовом сознании закрепился образ GTA как абсолютно отмороженной игры про беззаконие и безнаказанность (многие до сих пор не видят в ней ничего иного), но примерно тогда же появилось ощущение, что Rockstar мечтают о чем-то большем. Они стали использовать в играх образы и сцены из своих любимых фильмов. Источники вдохновения цитировались почти дословно: разборки итальянских мафиози (привет «Крестному отцу»), кокаиновые войны восьмидесятых (некоторые миссии Vice City целиком подсмотрены в «Лице со шрамом») и лютые замесы негритянских гетто (см. «Южный централ»).

Параллельно Rockstar умудрились сделать игру-посвящение любимым вестернам в Red Dead Redemption. Один бог знает, что творится в голове у этих людей, но судя по почерку, игра их мечты — когда на экране разворачиваются сцены, достойные Копполы и Брайана Де Пальмы, но только чтобы во всем этом можно было участвовать. И чтобы мир вокруг — как настоящий. И чтобы можно было сбивать вертолеты из «Калашникова». Ради такой мечты стоило пройти путь длиной в шестнадцать лет — ровно столько прошло с момента выхода первой, двухмерной, части GTA.

В настоящем Лос-Анджелесе этот район называется Венис Бич. В GTA 5 он неотличим от оригинала: не хватает разве что чернокожего парня на роликах с электрогитарой и косматого толстяка, который играет на фортепьяно прямо на улице

Мечта, наконец, осуществилась в Grand Theft Auto 5. Это невероятно огромная игра, мир которой спроектирован с маниакальной тщательностью. Лос-Анджелес и окрестности видны в городе Лос-Сантос с первых же кадров: игровые журналисты-ветераны выставки Е3 визжат как девочки, когда случайно проезжают мимо здания, как две капли похожего на отель, в котором они жили три месяца назад. В переулках раскуриваются «хоуми» и «бро», по залитым закатным солнцем дорожкам бегают анорексичные барби, и главное — весь этот муравейник живо реагирует на действия игрока. Прохожие фотографируют на смартфоны уличную драку (если прислушаться, можно даже услышать, как они доносят на вас в полицию), водители гудят и орут, стоит только выехать на встречную полосу, а в новостных сводках по радио регулярно рассказывают о ваших проделках.

В отрыве от заданий можно сыграть в теннис или в гольф, купить на выручку от последнего ограбления собственный аэродром или стрип-клуб, заняться йогой или бегом (физические нагрузки делают персонажа сильнее и выносливее), поучаствовать в одиночном пикете против эмигрантов или заглянуть в коммуну хиппи, где скалы раскрашены во все цвета радуги, а мирные нарколыги играют на гитаре у костра. Прохождение GTA — это больше, чем игра, это возможность прожить целую жизнь. И даже не одну, а целых три.

Троица главных героев — пожалуй, ключевая черта пятой части. Скупая строчка описания на задней стороне коробки — и огромный скачок в интерактивной драматургии. Пока центральный персонаж был один, игрок еще мог воспринимать свое окружение отстраненно: вот я, дерзкий и опасный, а вот игровой мир вокруг меня, и сейчас я буду его нагибать. Теперь героев трое, и пока вы управляете одним из них, другие живут своей жизнью. Чернокожий братюня Франклин гоняет на тюнингованном седане, бывший гениальный грабитель Майкл мучается похмельем на диване у психоаналитика, а что делает буйный маньяк Тревор — не знает даже сам черт. Переключение застает его то у входа в казино (без штанов), то на пляже (тоже, что характерно, без штанов), усеянном трупами байкеров.

В GTA 5 история как никогда тесно связана с геймплеем: например, пока герои едут на задание, один из них может поведать другому важную деталь из своего прошлого. Или затеять пятиминутку троллинга, доказывая лохматому Тревору, что он хипстер

У каждого героя — свои тараканы в голове и скелеты в шкафу, и это порождает закономерный результат: ассоциировать себя с кем-то одним уже нельзя, за каждого персонажа переживаешь и с интересом следишь за развитием их отношений. В пиковые моменты герои срываются на крик, вспоминают старые обиды, рыдают и бьют друг другу морды. Но дело не только в этом. Три разных персонажа — это еще и три очень разных типа игры. Разные цели, разные миссии, разная физиология и особые умения. В переключениях между всем этим начинает работать особая интерактивная магия GTA 5: каждого героя невольно хочется отыграть, подстроиться под его поведение. Управляя психопатом Тревором, испытываешь необоримую тягу вылезти из машины и наказать бейсбольной битой каждого васю, который неудачно встал на светофоре, загородив дорогу. А когда втискиваешься в дорогой костюм Майкла, в душе просыпается тяга к спортивным машинам, стрип-клубам и прочим отдушинам, сопровождающим кризис среднего возраста.

Конституция и возраст героев тоже сказываются на геймплее: там, где Франклин резво скачет козлом, Майкл кряхтит и с трудом карабкается

Rockstar умеют говорить с аудиторией на разных уровнях, как никто другой, и в пятой части GTA многослойность становится осязаемой, обретает плоть. В каждом герое, как в годовых кольцах на спиле дерева, видны этапы последовательного взросления серии: Франклин — это типичный «СиДжей» из GTA: San Andreas 2004 года, славный, но в сущности плоский парень из гетто, с соответствующими вкусами и занятиями. Майкл — остепенившийся Нико Белич из GTA 4: герой с печатью мрачного и постыдного прошлого на лице, которого поиски лучшей жизни завели обратно на большую дорогу. Только теперь у него — семья, алкоголизм и личный психолог. Ну а Тревор — ходячий фактор неопределенности, бесноватый, который в одну минуту лезет обниматься, а в следующую уже бьет морды и предается стихийной мастурбации.

При каждом переключении между персонажами игра преображается. У каждого героя — свой почерк и своя магистральная линия. Это три разных истории, которые в нужных моментах самым элегантным образом сливаются вместе, расходятся и сливаются снова. GTA 5 — это игра, в которой квантового дуализма не меньше, чем в BioShock Infinite: это одновременно и старая, топорно-брутальная GTA, и более тонкая, взрослая история от повзрослевших Rockstar. Ну и техническая деталь: три разных героя отменяют синдром, характерный для всех предыдущих частей — когда в середине повествование провисает, ориентиры теряются и приходится тащиться от одной миссии к другой, лишь бы приблизить финал. Здесь ничего такого нет и в помине.

В одиночных миссиях акценты тоже сменились: если раньше это были отдельные, часто беспорядочные вылазки, то теперь основная сюжетная линия построена вокруг серии многоходовых командных ограблений. Сначала — организация: выбрать план (почти в каждом случае есть два варианта действий), собрать команду, прикинуть пути отхода, возможно — позаботиться о реквизите (то есть, например, угнать пожарную машину, чтобы в нужный момент прикинуться спасателями). А потом спуститься с вертолета на лебедке по стене небоскреба, вытащить из лап спецслужб важного свидетеля, прикрыть отступление стратегическим нападением на угнанном бульдозере, сжечь бульдозер, разделиться и залечь на дно (чтобы не портить вам удовольствие, мы взяли эпизоды из разных миссий, так что не бойтесь спойлеров).

Подготовка к ограблениям в GTA 5 проходит абсолютно по-голливудски: чувствуешь себя как минимум участником фильма о друзьях Оушена

В миссиях раскрывается еще одно преимущество трех героев перед одним: игра регулярно переключает нас между персонажами, тем самым вырезая из миссии скучные поездки, переходы и прочие рутинные действия, которые раньше мешали GTA стать похожей на настоящее кино. Пока Майкл смотрит через прицел на чью-то вечеринку, Тревор выкручивает соски «языку» и передает по телефону характерные приметы человека, которому надлежит пустить пулю в череп. Потом (осторожно, впереди небольшой спойлер), конечно, выяснится, что убитый азербайджанец был отличным парнем и филантропом, которого вы прикончили из-за паранойи нечистого на руку агента ФБР — потому что GTA, как всегда, напичкана мрачным юмором и социальной сатирой.

В этом месте мы вынуждены прервать наш рассказ. Описывать феномен GTA — совершенно неблагодарное дело: это огромная, пугающе правдоподобная и, наконец, по-настоящему взрослая игра. Год за годом наращивая мощь и старательно копируя милые сердцу киноленты, Rockstar наконец добились своего. Половину времени GTA 5 выглядит как отлично поставленный фильм, а все (впрочем, несерьезные) недостатки в характерах героев компенсируются абсолютно живым, дышащим миром вокруг, где вашу свободу почти никто не ограничивает. Сюжет — один на весь мир, а приключения — у каждого свои.

Именно поэтому GTA 5 — это самый насыщенный опыт, который только может предложить игровая индустрия здесь и сейчас. Возможно, она проигрывает BioShock Infinite в оригинальности и стиле, The Last of Us уделывает ее по силе драматургии (финалы до сих пор не очень-то удаются Rockstar), но в масштабах и глубине проработки GTA уделывает всех. Она вмещает в себя сразу все: погони, перестрелки, убийства, смех, слезы, сцены собачьего секса, торговлю оружием, наркотические трипы, йогу, социальную сатиру и лучшую музыку на любой вкус. Вспомните ваш любимый американский фильм про бандитов и представьте себе, что можете поучаствовать во всех его событиях, а в перерывах — еще и устроить лодочную прогулку или прыгнуть с парашютом — так, ради дозы адреналина. Возможность прожить чужую жизнь, где все — как в кино. Вот это и есть GTA 5.

Скачать Grand Theft Auto 5 можно в PSN или Xbox Live

Смотрите также
Grand Theft Auto 5
Рецензия
10 Grand Theft Auto 5
Grand Theft Auto 5
Рецензия
10 Grand Theft Auto 5
Grand Theft Auto 5
Рецензия
9.5 Grand Theft Auto 5
Дата выхода

Grand Theft Auto 5

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360, PlayStation 4, Xbox One
Альтернативное название: GTA 5, GTA V, Grand Theft Auto V, Grand Theft Auto Online, GTAO, GTA Online
10
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Rockstar Games
Локализатор
Take-Two Interactive
Режимы игры
одиночный режим, игра в интернете, кооператив
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Сайт
Дата выхода
(PlayStation 3, Xbox 360)
(PlayStation 3, Xbox 360), (PlayStation 4, Xbox One), (PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Intel Core 2 Quad CPU Q6600 2,4 ГГц / AMD Phenom 9850 Quad-Core 2,5ГГц, 4 Гб ОЗУ, NVIDIA 9800 GT
Рекомендуемые
Intel Core i5 3470 3,2ГГц / AMD X8 FX-8350 4ГГц, 8 Гб ОЗУ, NVIDIA GTX 660 / AMD HD7870 2 Гб VRAM
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться