Где поиграть
Grand Theft Auto 5

Grand Theft Auto 5

Owl (пользователь) 10

У каждого свое кино

Я выкатил из гаража несовершеннолетней поп-звезды розовый мерседес. На нем я пересек Маллхоланд-Драйв, и под гипнотический транс двинулся за город, ближе к горам: говорят, там видели бигфута. Где-то посередине пути, посреди сельского пейзажа, меня тормозят несколько страждущих: пара человек склонилась над лежащим на обочине парнем. Помоги, отвези, спаси. Я добрый – выскальзываю из розового сиденья, подхожу к незнакомой компании – но тут помощь требуется уже мне: незнакомцы выхватывают дробовики с автоматами. Стрельба. Крики. Я побеждаю – но в верхнем углу зажигается две звездочки, а посередине – несколько двухцветных огней. Секунда – и розовый зверь несет меня по разваленной дороге, где-то между красивейшим озером и деревушкой. Звезды быстро тухнут, а огни исчезают в дорожной пыли – самое время остановится рядом с покосившимся трактиром: вроде бы, там можно поиграть в дартс. В трактире враждебно: местные, сплевывая жеваный табак на пол, скользят по моей одежде (яркая футболка Supreme, джинсы DG, желтые Timberland) пристальными взглядами. Нервозность разливается в воздухе; за окном рычит розовый монстр, изрыгая, кажется, Бритни Спирс. Поиграть в дартс не суждено – закончив меня осматривать, бармен достает автомат, и равняет меня с землей.

Это обычный день в GTA V – не лучше и не хуже других.

За те пять лет, что мир не видел новой части GTA, мы стали как-то подзабывать, что это такое. В частности, начались даже революционные перешептывания: «наверное, Rockstar надо что-то менять»: у нас есть Saint’s Row, которая в пять раз безбашеннее (и, видимо, веселее), чем GTA; у нас есть Sleeping Dogs, с ее калейдоскопным Гонконгом – не сравнить с опостылевшей Америкой. Зачем, спрашивается, нам сам оригинал, если копии в состоянии его заменить? Релиз, впрочем, все расставил по своим местам – GTA V за сутки собрала неописуемое количество денег, профильные сайты пестрят новостями по ее поводу, профильные группы в социальных сетях забиты историями типа той, что выше. GTA V – это не просто игра; это эпохальное событие, веха в игровой индустрии. Никакие клоны не могут даже отбросить тень – всю натужную сатиру Saint’s Row она убирает одной миссией про игровой аналог Facebook; цветастый Гонконг бледнеет перед закатами Лос-Сантоса. GTA V однозначно лучшее, что случилось с играми со времен, наверное, выхода пятой части Elder Scrolls.

И вот почему.

Лос-Анджелес, послуживший прототипом игровому городу – трехгранный мир, многогранная сцена. Это одновременно и Голливуд, блестящая витрина – главные знаменитости мира тесно селятся в престижных районах, рассекая идеальные дороги миллионными машинами. Это и манифестация несбывшихся надежд, поломанная американская мечта – костяк проституции и известной всей Америке порноиндустрии, огромные гетто-кварталы, населенные сумасшедшими и нищими неграми; всеми теми, кто полетел на огни большого города – но не справился, опалил крылья, и осел черной районной копотью посреди сверкающего мегаполиса. Это, в конце концов, и завораживающая природа вокруг города – чудесные горы, небольшие деревушки, чьи жители верно хранят традиции консервативной части Америки – антиподы развратному и лживому Голливуду. Все это великолепие, вся эта взаимоисключающая энергия расположена на тесном клочке земли; три мира, хоть и не похожи друг на друга, постоянно соприкасаются – в этом противоречии и есть весь Лос-Анджелес. И Rockstar, чтобы осветить город со всех сторон, показать все его стороны, понадобились бы колоссальные ресурсы: три игры, три студии, три бюджета.

Или три главных героя.

Ну, вы же сами знаете – впервые в GTA, количество основных персонажей расширено до трех. И каждый из них – как раз олицетворение той части Лос-Сантоса, к которой он принадлежит. Майкл – бывший налетчик, ныне взят под охрану свидетелей – сидит в большом особняке, делит соседство с мировыми знаменитостями и ни черта не делает. В пересказе – жизнь-сказка, но Майклу так не кажется – безделье развращает (приходится ходить к психологу), а в семье разлад: за женой увиливает половина района, включая гомосексуального вида тренера по йоге, сын сутками играет в Call of Duty (то есть, конечно, в местный аналог) и часто рассказывает виртуальным оппонентам, чьи трусы чьих матерей он хранит у себя в комоде, а дочь – буквально – норовит выпрыгнуть из штанов, лишь увидеть себя по телевизору. Город, породивший масскульт, масскультом же и отравлен – это, казалось бы, богатая и успешная прослойка населения, на поверку оказывается группой несчастных людей, страдающих девиациями различной степени тяжести. И Майкл яркий ее представитель.

Дальше идет Франклин – чернокожий парень с Комптона, работает на полу-легальной должности выбивателя денег из кредиторов своего начальника – ловкого армянина, который вспаривает богатым дуракам автомобили по дикой цене. Франклина окружают друзья из гетто, но он одинок: вокруг одни бандиты с крэком в голове и поехавшая на идеях феминизма тетя. Исключение – приличная девушка Триша, бросившая Франклина как раз за принадлежность к трущобам городским. Поначалу можно подумать, будто эту историю Rockstar уже рассказывали – но если CJ был про пацана, шедшего к успеху, то здесь несколько иначе – как трудно порядочному человеку вырваться из среды, где все живут в парадигме «украл-выпил-в тюрьму». Франклин, впрочем, вырывается быстро – благодаря случаю.

Ну, и наконец, третий герой – Тревор, яркий представитель словосочетания white trash: пьющий, курящий (не только и не столько табак), немного сумасшедший патриот своей страны. Варит метамфетамин, держит в трейлере национальный флаг, по радио слушает исключительно кантри – он отличный слепок Америки, выпавшей из вязи небоскребов, финансов и рекламы; ее консервативной части, живущей посреди бескрайних лугов.

Майкл, Франклин, Тревор – эти три одиночества совершенно разного характера, склада ума и достатка, никогда бы не встретились – если бы не жили в радиусе десятка километров друг от друга.

И все как заверте.

Чуть только познакомившись и восстановив старые контакты (Майкла с Тревором связывает сложное прошлое, которое будет давать знать о себе всю игру), троица решается на самый неочевидный шаг – начать грабить банки. Или магазины. Или частную охранную армию. Неважно – лишь бы был большой куш, кропотливое планирование и мандраж, мандраж, когда открываешь входные двери, вскидываешь автомат и вольно цитируешь открывающую сцену «Криминального чтива». Эту – важную – составляющую игры профильные журналисты обычно сравнивают с «Схваткой», где де Ниро и Аль Пачино два с половиной часа играли в кошки-мышки. На самом деле, это не совсем так – ограбления здесь больше в стиле друзей Оушена. Подробная подготовка к делу – сначала вы нанимаете необходимых специалистов (кто вскрывает сейф, отключает камеры и тд), решаете несложные финансовые вопросы и сложные идеологические: любое ограбление можно провернуть несколькими путями. Как правило – условный «тихий» и условный «громкий»; впрочем, чтобы вы ни выбрали, дело неизменно кончится пятизвездочной погоней с участием десанта, регулярной армии и танков. Периодически всплывает «трехгеройная» система, показанная в трейлере – пока Тревор ведет самолет, Франклин отстреливается из иллюминатора, а Майкл, тем временем, прыгает с парашютом, унося награбленное. Дело это муторное – поэтому, после каждого крупного ограбления, персонажи надолго ложатся на дно.

Тут, наконец, можно повалять дурака.

Кто-то сказал: «хорошая игра – та, где можно ничего не делать». Тезис спорный (попробуйте ничего не делать в DOTA2, например), но если принять его за истину – GTA V будет идеальной игрой. Здесь ничего не делать – лучшее, что может прийти в голову. Можно просто прогуляться по городу – и понять, как разительно отличаются друг от друга кварталы. Можно участвовать в триатлоне, заниматься йогой на вершине горы (лучше – перед рассветом) и побеждать в мотогонках. Играть на бирже, играть в теннис, играть в гольф. Пить с друзьями и ходить в кинотеатры. Тысяча и одна мелочь, которые вовсе необязательны – сюжет не двигают – но нельзя ими пренебречь; в них и выплетается все очарование GTA V, ее фирменные признаки.

Но с фирменными признаками есть и проблема. Главная претензия к GTA V, помимо игнорирования ею персональных компьютеров, что она так и осталась GTA. Это правда – стоит разок промчатся по шоссе, чтобы понять, какой диск крутится в приводе. Революции здесь нет – и все минусы, присущие этой серии, остались на месте: повествование иногда провисает, огромным миром легко пресытится, не каждый пройдет до конца. От себя хотелось бы еще добавить – по сравнению с мрачной и жестокой четвертой частью, пятерка удивительно легкомысленна – здесь круглый год солнце, веселье и деньги; из всех троих персонажей, проблемы с финансами испытывает разве, что Франклин – да и то, на пятом часу переезжает в большой дом. Если говорить о культурных кодах, то GTA IV легко можно было сравнить с «Крестным отцом»; GTA V, максимум, тянет на того самого «Оушена». Вряд ли это прям плохо – но, согласитесь, эпичное криминальное полотно банально сильнее, чем пусть и мастерски сделанный, остросюжетный, но все-таки развлекательный аттракцион про то, как лихие парни берут банки.

Тогда почему десять баллов?

Все просто – GTA, несмотря на свои недостатки в сюжете и общей идеологии (а опытные летсплейщики вам еще про графику расскажут всякого), остается лучшим вариантом провести свободное время. Это многогранное произведение, конструктор – оно может быть и кривым сатирическим зеркалом, где отражается современная Америка, и уникальным киноальманахом, в котором вы играете главную роль, и лучшим симулятором дартса, тенниса и внедорожных гонок. И даже – обучающим курсом по игре на бирже. В GTA есть все, чтобы комфортно провести несколько месяцев или лет. А когда надоест – заходите в онлайн. Он, кстати, уже работает.

Смотрите также
Grand Theft Auto 5
Рецензия
10 Grand Theft Auto 5
Grand Theft Auto 5
Рецензия
9.5 Grand Theft Auto 5
Grand Theft Auto 5
Рецензия
10 Grand Theft Auto 5
Дата выхода

Grand Theft Auto 5

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360, PlayStation 4, Xbox One
Альтернативное название: GTA 5, GTA V, Grand Theft Auto V, Grand Theft Auto Online, GTAO, GTA Online
10
Оценка редакции
9.8
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Rockstar Games
Локализатор
Take-Two Interactive
Режимы игры
Одиночная игра
Кооператив
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Сайт
Дата выхода
(PlayStation 3, Xbox 360)
(PlayStation 3, Xbox 360), (PlayStation 4, Xbox One), (PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Intel Core 2 Quad CPU Q6600 2,4 ГГц / AMD Phenom 9850 Quad-Core 2,5ГГц, 4 Гб ОЗУ, NVIDIA 9800 GT
Рекомендуемые
Intel Core i5 3470 3,2ГГц / AMD X8 FX-8350 4ГГц, 8 Гб ОЗУ, NVIDIA GTX 660 / AMD HD7870 2 Гб VRAM
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться