Grand Theft Auto 5

Owl (пользователь) 10

У каждого свое кино

Я выкатил из гаража несовершеннолетней поп-звезды розовый мерседес. На нем я пересек Маллхоланд-Драйв, и под гипнотический транс двинулся за город, ближе к горам: говорят, там видели бигфута. Где-то посередине пути, посреди сельского пейзажа, меня тормозят несколько страждущих: пара человек склонилась над лежащим на обочине парнем. Помоги, отвези, спаси. Я добрый – выскальзываю из розового сиденья, подхожу к незнакомой компании – но тут помощь требуется уже мне: незнакомцы выхватывают дробовики с автоматами. Стрельба. Крики. Я побеждаю – но в верхнем углу зажигается две звездочки, а посередине – несколько двухцветных огней. Секунда – и розовый зверь несет меня по разваленной дороге, где-то между красивейшим озером и деревушкой. Звезды быстро тухнут, а огни исчезают в дорожной пыли – самое время остановится рядом с покосившимся трактиром: вроде бы, там можно поиграть в дартс. В трактире враждебно: местные, сплевывая жеваный табак на пол, скользят по моей одежде (яркая футболка Supreme, джинсы DG, желтые Timberland) пристальными взглядами. Нервозность разливается в воздухе; за окном рычит розовый монстр, изрыгая, кажется, Бритни Спирс. Поиграть в дартс не суждено – закончив меня осматривать, бармен достает автомат, и равняет меня с землей.

Это обычный день в GTA V – не лучше и не хуже других.

За те пять лет, что мир не видел новой части GTA, мы стали как-то подзабывать, что это такое. В частности, начались даже революционные перешептывания: «наверное, Rockstar надо что-то менять»: у нас есть Saint’s Row, которая в пять раз безбашеннее (и, видимо, веселее), чем GTA; у нас есть Sleeping Dogs, с ее калейдоскопным Гонконгом – не сравнить с опостылевшей Америкой. Зачем, спрашивается, нам сам оригинал, если копии в состоянии его заменить? Релиз, впрочем, все расставил по своим местам – GTA V за сутки собрала неописуемое количество денег, профильные сайты пестрят новостями по ее поводу, профильные группы в социальных сетях забиты историями типа той, что выше. GTA V – это не просто игра; это эпохальное событие, веха в игровой индустрии. Никакие клоны не могут даже отбросить тень – всю натужную сатиру Saint’s Row она убирает одной миссией про игровой аналог Facebook; цветастый Гонконг бледнеет перед закатами Лос-Сантоса. GTA V однозначно лучшее, что случилось с играми со времен, наверное, выхода пятой части Elder Scrolls.

И вот почему.

Лос-Анджелес, послуживший прототипом игровому городу – трехгранный мир, многогранная сцена. Это одновременно и Голливуд, блестящая витрина – главные знаменитости мира тесно селятся в престижных районах, рассекая идеальные дороги миллионными машинами. Это и манифестация несбывшихся надежд, поломанная американская мечта – костяк проституции и известной всей Америке порноиндустрии, огромные гетто-кварталы, населенные сумасшедшими и нищими неграми; всеми теми, кто полетел на огни большого города – но не справился, опалил крылья, и осел черной районной копотью посреди сверкающего мегаполиса. Это, в конце концов, и завораживающая природа вокруг города – чудесные горы, небольшие деревушки, чьи жители верно хранят традиции консервативной части Америки – антиподы развратному и лживому Голливуду. Все это великолепие, вся эта взаимоисключающая энергия расположена на тесном клочке земли; три мира, хоть и не похожи друг на друга, постоянно соприкасаются – в этом противоречии и есть весь Лос-Анджелес. И Rockstar, чтобы осветить город со всех сторон, показать все его стороны, понадобились бы колоссальные ресурсы: три игры, три студии, три бюджета.

Или три главных героя.

Ну, вы же сами знаете – впервые в GTA, количество основных персонажей расширено до трех. И каждый из них – как раз олицетворение той части Лос-Сантоса, к которой он принадлежит. Майкл – бывший налетчик, ныне взят под охрану свидетелей – сидит в большом особняке, делит соседство с мировыми знаменитостями и ни черта не делает. В пересказе – жизнь-сказка, но Майклу так не кажется – безделье развращает (приходится ходить к психологу), а в семье разлад: за женой увиливает половина района, включая гомосексуального вида тренера по йоге, сын сутками играет в Call of Duty (то есть, конечно, в местный аналог) и часто рассказывает виртуальным оппонентам, чьи трусы чьих матерей он хранит у себя в комоде, а дочь – буквально – норовит выпрыгнуть из штанов, лишь увидеть себя по телевизору. Город, породивший масскульт, масскультом же и отравлен – это, казалось бы, богатая и успешная прослойка населения, на поверку оказывается группой несчастных людей, страдающих девиациями различной степени тяжести. И Майкл яркий ее представитель.

Дальше идет Франклин – чернокожий парень с Комптона, работает на полу-легальной должности выбивателя денег из кредиторов своего начальника – ловкого армянина, который вспаривает богатым дуракам автомобили по дикой цене. Франклина окружают друзья из гетто, но он одинок: вокруг одни бандиты с крэком в голове и поехавшая на идеях феминизма тетя. Исключение – приличная девушка Триша, бросившая Франклина как раз за принадлежность к трущобам городским. Поначалу можно подумать, будто эту историю Rockstar уже рассказывали – но если CJ был про пацана, шедшего к успеху, то здесь несколько иначе – как трудно порядочному человеку вырваться из среды, где все живут в парадигме «украл-выпил-в тюрьму». Франклин, впрочем, вырывается быстро – благодаря случаю.

Ну, и наконец, третий герой – Тревор, яркий представитель словосочетания white trash: пьющий, курящий (не только и не столько табак), немного сумасшедший патриот своей страны. Варит метамфетамин, держит в трейлере национальный флаг, по радио слушает исключительно кантри – он отличный слепок Америки, выпавшей из вязи небоскребов, финансов и рекламы; ее консервативной части, живущей посреди бескрайних лугов.

Майкл, Франклин, Тревор – эти три одиночества совершенно разного характера, склада ума и достатка, никогда бы не встретились – если бы не жили в радиусе десятка километров друг от друга.

И все как заверте.

Чуть только познакомившись и восстановив старые контакты (Майкла с Тревором связывает сложное прошлое, которое будет давать знать о себе всю игру), троица решается на самый неочевидный шаг – начать грабить банки. Или магазины. Или частную охранную армию. Неважно – лишь бы был большой куш, кропотливое планирование и мандраж, мандраж, когда открываешь входные двери, вскидываешь автомат и вольно цитируешь открывающую сцену «Криминального чтива». Эту – важную – составляющую игры профильные журналисты обычно сравнивают с «Схваткой», где де Ниро и Аль Пачино два с половиной часа играли в кошки-мышки. На самом деле, это не совсем так – ограбления здесь больше в стиле друзей Оушена. Подробная подготовка к делу – сначала вы нанимаете необходимых специалистов (кто вскрывает сейф, отключает камеры и тд), решаете несложные финансовые вопросы и сложные идеологические: любое ограбление можно провернуть несколькими путями. Как правило – условный «тихий» и условный «громкий»; впрочем, чтобы вы ни выбрали, дело неизменно кончится пятизвездочной погоней с участием десанта, регулярной армии и танков. Периодически всплывает «трехгеройная» система, показанная в трейлере – пока Тревор ведет самолет, Франклин отстреливается из иллюминатора, а Майкл, тем временем, прыгает с парашютом, унося награбленное. Дело это муторное – поэтому, после каждого крупного ограбления, персонажи надолго ложатся на дно.

Тут, наконец, можно повалять дурака.

Кто-то сказал: «хорошая игра – та, где можно ничего не делать». Тезис спорный (попробуйте ничего не делать в DOTA2, например), но если принять его за истину – GTA V будет идеальной игрой. Здесь ничего не делать – лучшее, что может прийти в голову. Можно просто прогуляться по городу – и понять, как разительно отличаются друг от друга кварталы. Можно участвовать в триатлоне, заниматься йогой на вершине горы (лучше – перед рассветом) и побеждать в мотогонках. Играть на бирже, играть в теннис, играть в гольф. Пить с друзьями и ходить в кинотеатры. Тысяча и одна мелочь, которые вовсе необязательны – сюжет не двигают – но нельзя ими пренебречь; в них и выплетается все очарование GTA V, ее фирменные признаки.

Но с фирменными признаками есть и проблема. Главная претензия к GTA V, помимо игнорирования ею персональных компьютеров, что она так и осталась GTA. Это правда – стоит разок промчатся по шоссе, чтобы понять, какой диск крутится в приводе. Революции здесь нет – и все минусы, присущие этой серии, остались на месте: повествование иногда провисает, огромным миром легко пресытится, не каждый пройдет до конца. От себя хотелось бы еще добавить – по сравнению с мрачной и жестокой четвертой частью, пятерка удивительно легкомысленна – здесь круглый год солнце, веселье и деньги; из всех троих персонажей, проблемы с финансами испытывает разве, что Франклин – да и то, на пятом часу переезжает в большой дом. Если говорить о культурных кодах, то GTA IV легко можно было сравнить с «Крестным отцом»; GTA V, максимум, тянет на того самого «Оушена». Вряд ли это прям плохо – но, согласитесь, эпичное криминальное полотно банально сильнее, чем пусть и мастерски сделанный, остросюжетный, но все-таки развлекательный аттракцион про то, как лихие парни берут банки.

Тогда почему десять баллов?

Все просто – GTA, несмотря на свои недостатки в сюжете и общей идеологии (а опытные летсплейщики вам еще про графику расскажут всякого), остается лучшим вариантом провести свободное время. Это многогранное произведение, конструктор – оно может быть и кривым сатирическим зеркалом, где отражается современная Америка, и уникальным киноальманахом, в котором вы играете главную роль, и лучшим симулятором дартса, тенниса и внедорожных гонок. И даже – обучающим курсом по игре на бирже. В GTA есть все, чтобы комфортно провести несколько месяцев или лет. А когда надоест – заходите в онлайн. Он, кстати, уже работает.

Смотрите также
Grand Theft Auto 5
Рецензия
10 Grand Theft Auto 5
Grand Theft Auto 5
Рецензия
10 Grand Theft Auto 5
Grand Theft Auto 5
Рецензия
9.5 Grand Theft Auto 5
Дата выхода

Grand Theft Auto 5

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360, PlayStation 4, Xbox One
Альтернативное название: GTA 5, GTA V, Grand Theft Auto V, Grand Theft Auto Online, GTAO, GTA Online
10
Оценка редакции
9.8
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Rockstar Games
Локализатор
Take-Two Interactive
Режимы игры
одиночный режим, игра в интернете, кооператив
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Сайт
Дата выхода
(PlayStation 3, Xbox 360)
(PlayStation 3, Xbox 360), (PlayStation 4, Xbox One), (PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Intel Core 2 Quad CPU Q6600 2,4 ГГц / AMD Phenom 9850 Quad-Core 2,5ГГц, 4 Гб ОЗУ, NVIDIA 9800 GT
Рекомендуемые
Intel Core i5 3470 3,2ГГц / AMD X8 FX-8350 4ГГц, 8 Гб ОЗУ, NVIDIA GTX 660 / AMD HD7870 2 Гб VRAM
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться