Grand Theft Auto: Episodes from Liberty City

Антон Костюкевич (редакция) 9.0

Истории изящно пересекаются между собой, герои, кажется, едва не перемигиваются, хотя по законам жанра старательно не замечают друг друга.

Так выглядят будни члена банды байкеров

Прямо сейчас мировая общественность увлеченно решает, что же делать по поводу выхода исполинского «Аватара» - делить или все-таки нет киноиндустрию на «до» и, соответственно, «после». Оставив за рамками довольно бессмысленный предмет спора (какая, в конце концов, разница, тем более, что Джордж Лукас и Питер Джексон уже взялись за перевод своих ключевых трилогий в честное 3D), можно сделать интересное наблюдение – игровая индустрия, обычно симметрично следующая за Голливудом с задержкой в несколько лет, в этот раз встретила революцию раньше. Свой перелом эпох по имени GTA 4 здесь случился на полтора года раньше. GTA 4 не просто обогнала по суточным, месячным и бог знает еще каким сборам большую часть прокатных кинолент или музыкальных пластинок, это был вообще самый успешный медиарелиз 2009. В то, что такие деньги вообще возможно заработать с помощью двоичного кода и трехмерных моделей, до этого мало кто верил и надеялся.

В прошлом году рекорд убедительно побила Modern Warfare 2, с которой сейчас непосредственно сравнивают кассовые сборы «Аватара» и выясняют, чем же заниматься прибыльнее (по последним сводкам, Кэмерон выигрывает, но если брать во внимание изначальные вложения, игры все-таки выгоднее). Прецедент, тем не менее, создала именно GTA 4. Отчасти поэтому выпуск нескольких продолжений казался исключительно дьявольским ухищрением корпорации Microsoft – оба эпизода доступны только на консоли Xbox 360, и еще два года назад это должно было стать веской причиной отказать конкурирующей Sony. GTA 4, как любое событие такого масштаба, по большей части не нуждается в дополнениях, художественных отступлениях и режиссерских послесловиях; несмотря на все ошибки, претензии и замечания, это законченное и самодостаточное произведение. Тем удивительнее, что указанные два эпизода вовсе не выглядят двадцатимиллионными бессмысленными аргументами в войне платформодержателей (именно столько в долларах отдала Microsoft за эксклюзивные права), а довольно ловко вписываются в общее настроение и мир самого известного виртуального города, Liberty City. И если вы вдруг по-прежнему заинтересованы в его грязных задворках или гламуре клубов, Episodes from Liberty City станет ценным приобретением.

Баллады и парады

GTA 4, как выясняется, удачно существует и без центральной фигуры сербского беженца Нико Белича в кадре – криминального нелегала поочередно подменяют лютый байкер в косухе и клубный импресарио с фигурной стрижкой. Бородатый Джонни Клебиц и одетый по последней моде Луис Лопес довольно очевидно противопоставлены друг другу, на этом же сценарном приеме держатся и сами эпизоды. Обе истории не в последнюю очередь интересны еще потому, что находятся друг от друга на расстоянии пушечного выстрела. Грязь, насилие, брань и мрачные районы The Lost and Damned (первый эпизод, Клебиц в главной роли) находят диаметральное отражение в The Ballad of Gay Tony (эпизод второй, на этот раз с Лопесом) – гламурная жизнь, элитные клубы, машины бизнес-класса, дорогое шампанское и золоченые пистолеты. Первая часть уже через пять минут переключается на сцену перепалки между членами банды с использованием мата вместо предлогов и союзов, через десять – подробно демонстрирует сцену пытки и кровавой перестрелки. За это же время во втором эпизоде получится, скорее всего, облить шампанским танц-пол, заняться сексом в туалете, выпить несколько стаканов дорогого виски и поговорить о делах с партнером по бизнесу.

Жесткий ритм байкерских будней сменяется довольно расслабленной поначалу жизнью клубных тусовщиков, похождения самого Нико идеально укладываются где-то посередине между двумя крайностями. Даже балканский военный преступник Белич в большинстве случаев был снисходительнее и человечнее банды Джонни, но для Нико по понятным причинам ночные клубы Liberty City и вообще высший свет всегда оставались закрытыми. Все три истории изящно пересекаются между собой, герои, кажется, едва не перемигиваются, хотя по законам жанра старательно не замечают друг друга. Встреча с байкерами у Белича оказывается довольно жесткой и нелицеприятной, грязь и насилие довольно быстро становятся лейтмотивом The Lost and Damned в целом. Перестрелки здесь случаются чаще, чем в оригинальной игре, и проходят веселее и задорнее – вокруг звучат взрывы, полыхают машины, обрез в руках кажется решающим аргументом в любом споре, а к празднику жизни вскоре подключается спецназ на бронированных машинах. Большую часть времени в колонках гремит, конечно, дикий рок – в логове банды он звучит вообще без перерыва и пропагандирует косухи, «чопперы», бороды до груди и романтику дорог. The Lost, банда, которой фактически руководит Джонни, в противовес этому предстает хорошо слаженной, завязанной на наркобизнесе организацией с должностями «вице-директора» и «бухгалтера».

The Ballad of Gay Tony, хотя и не привязан к идеализированным субкультурам, при этом лучше выписан, срежиссирован и поставлен. Второй эпизод начинается с кадра лежащего на полу Лопеса – банк, куда он зашел по поручению босса, «берет» Нико Белич с товарищами. При следующей встрече, буквально через пять минут, серб едва не давит насмерть героя, но Луис этого, кажется, не замечает – есть проблемы важнее. Главная – начальство, Луис уважает Тони и даже считается с ним равным партнером, но Тони, как заранее предупреждает название, другого поля ягода. Нетрадиционная ориентация бизнесмена в определенном смысле мешает налаживанию нужных связей и приобретению весомой репутации. Охранники жалуются на издевки по поводу их профессии – присматривать за гей-клубом, гангстеры бесцеремонно врываются в дом и оставляют без последних штанов. The Ballad of Gay Tony однажды воспроизводит это выражение дословно и во всех деталях – никто лучше Rockstar не умеет так обставить социальную сатиру и замаскировать черный юмор. Студию – и в этом, пожалуй, главный секрет – интересует не столько стрельба и погони, сколько сами герои, типажи, карикатурные образы и драматические вперемежку с сатирическими ситуациями. В этом плане второй эпизод выверен идеально: даже цвет интерфейса специально заменен на фиолетовый, а меню переливается всеми цветами радуги – Rockstar намеренно воплощает все самые распространенные стереотипы.

Примерно во второй половине в The Ballad of Gay Tony начинается самое интересное: поочередно решаются главные проблемы GTA 4. К ограблению банка, в котором Нико и Лопес впервые пересеклись, нужно было готовиться полчаса реального времени – искать костюм, ботинки, подходящую машину и ждать указанного времени, ритм же у Луиса становится совсем бешеным и что-то подбирать уже некогда. Rockstar начисто слетает с катушек и вставляет в игру все, что только можно – позолоченные автоматы, гонки с двадцатью полицейскими машинами и прыжки из угнанного вертолета. История с взорванными машинами и простреленными головами, начатая Клебицем, достигает апогея в The Ballad of Gay Tony: в ход действительно идут золотые «Узи», с помощью все того же угнанного вертолета воруют уже вагон метрополитена, а одну из интимных сцен демонстрируют на большом экране в центре города. Добавить, в общем-то, нечего. Кроме, быть может, того, что большинство существующих в этом мире видеоигр действительно не стоят и вступительных титров Episodes from Liberty City.

Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться