Graveyard Keeper — очень навороченный симулятор фермера

Георгий Курган (редакция) 7.5
Где поиграть
Graveyard Keeper

Новая игра авторов знаменитой Punch Club, которая полна интересных идей, но местами трещит по швам из-за излишней навороченности

Graveyard Keeper начинается с того, что главный герой, современный молодой человек с хипстерской бородой, впадает в кому и оказывается в странной альтернативной реальности с условно средневековым антуражем. После такой завязки авторы могут уже особо не стесняться и фаршировать игру любой дичью. Собственно, так они и делают.

Игра — прямой потомок пиксельного симулятора фермера Stardew Valley и пиксельного симулятора боксера Punch Club, предыдущей разработки создателей Graveyard Keeper. От первой взяли общие правила. У игрока есть небольшой участок в предместьях милой деревеньки, который надо превратить в преуспевающее хозяйство. Вернее, номинально-то главный герой хочет выбраться через портал обратно в реальность, но путь к этому лежит через выстраивание добрососедских отношений с селянами. Близ огорода быстро появляется верстак, наковальня, плавильная печь, гончарный круг и куча других инструментов умельца-ремесленника. Поначалу герой занимается валкой леса, добычей камня и собирательством, но по мере прохождения производственные цепочки усложняются. Из пойманной рыбы можно приготовить сытное блюдо и продать его в трактир. Огородничество сменяется виноградарством и вот наш коматозник уже становится главным поставщиком местных алкашей. Добыча железной руды перерастает в обработку драгметаллов… А еще параллельно с этим надо возиться с трупами.

В этой части игры отчетливо просматривается фирменный почерк создателей Punch Club. В прошлый раз они как-то сумели превратить ролевую игру про бокс в карнавал постмодернизма и абсурда: в канализации жил учитель Сплинтер, местный тренер держал дома костюм Райдена из Mortal Kombat, а в какой-то момент главный герой вступал в кулачный поединок с медведем. Ну а в симуляторе фермерства Graveyard Keeper нашлось место для творческой разделки трупов. Ежедневно говорящий осел привозит к дверям морга завернутое в саван тело. Можно сразу взять и закопать его на местном кладбище, но это было бы слишком просто: судьба покойника особенно никого не волнует (у них и имен-то нет), поэтому тело можно пустить на полезные запчасти. Из кожи, например, можно будет сделать бумагу или доспехи, жир пригодится в производстве церковных свечей. Череп, мозг, сердце, кости, кишки — если чуть увлечься, то из новопреставленного можно вытащить столько всего, что становится непонятно, что же в итоге отправляется в землю.

Поначалу захоронение трупов будет основным источником дохода для кладбищенского сторожа, которым по совместительству подрабатывает герой, но вскоре на эту обязанность можно будет махнуть рукой: достаточно просто перестать оставлять говорящему ослу морковь, которую тот требует за свои услуги. На эту халатность не обратит внимание даже прямое начальство в лице местного епископа, зато герой сможет заняться более прибыльными делами. Например, продажей рыбы (это оказывается очень выгодно). Или чтением проповедей на амвоне местной церкви — поначалу это приносит гроши, но если храм чуть подремонтировать и написать какую-нибудь трогательную молитву, то можно будет еженедельно собирать хороший урожай пожертвований на воскресной мессе. А главное, проповеди приносят уникальную валюту — веру — которая понадобится для исследования продвинутых технологий. В отличие от Stardew Valley, где у героя был джентльменский набор сельских навыков, сторож в Graveyard Keeper к концу игры превращается в человека эпохи Возрождения. В игре предусмотрено сразу несколько веток навыков (еще одно наследие Punch Club), на прокачку которых требуются три вида местных очков опыта. Последние выдают за особые действия: красные — за физический труд, зеленые — за садоводство и прочее благоустройство, а синие — за исследования. Уже запутались? Ничего, дальше будет еще непонятнее.

Ролевая система порождает много забавных казусов: например, не вполне очевидно, как рубка дров и переплавка металла помогает научиться обработке керамики — но все три навыка требуют красных очков. Но главное, прокачка жутко перегружена. Могильщик-коматозник зачем-то оттачивает писательское мастерство, лезет в теологию и даже алхимию. Такое чувство, что разработчикам непременно хотелось уместить в игру вообще все свои идеи, без оглядки на то, что из этого будет интересно игрокам. Однако для успешного прохождения заниматься всеми этими делами все же придется: как и в Stardew Valley, в игре есть несколько ключевых персонажей, от добрых отношений с которыми зависит дальнейшее продвижение по сюжету.

И тут начинается сказка про репку: чтобы подружиться с трактирщиком, нужно принести ему мяса (которое, конечно, добывается из трупов). Но чтобы мясо можно было официально продавать, его нужно отметить специальной печатью. Она продается за бешеные деньги, но можно купить поддельную — для этого надо подружиться с местным бандитом. А для этого нужно сначала добыть особый ключ, а для этого нужно исследовать обычный ключ на специальном верстаке, а для этого нужно отремонтировать церковь, а для этого нужно договориться с епископом, а он за это попросит принести ему глиняных мисок… Короче говоря, квест с мясом — один из первых в игре, и после 25 часов прохождения я его так и не выполнил. Как-то руки не дошли.

В этом заключается, пожалуй, главный и самый обидный недостаток Graveyard Keeper: она буквально трещит под гнетом собственных возможностей и порожденных ими нелепиц. Авторы уместили в игру так много всего, что на проработку деталей, видимо, просто уже не хватило сил и времени. Почему предмет из инвентаря можно положить в сундук, а на землю — нельзя? Почему у торговца можно купить новую удочку, но нельзя продать ему (и, кажется, вообще никому) старую? Почему сажать семена на грядку можно строго по 4 штуки, а с урожая возвращается только 3 (это порождает мучительную возню с инвентарем и походом в лавку за недостающими семенами)? Почему на участке строить можно, в подвале можно, а в доме — нельзя? Этими и многими другими вопросами игроки в Graveyard Keeper будут задаваться постоянно.

Вмешательство Punch Club в генетический код Stardew Valley породило игру с принципиально новыми ощущениями. Игра студии Chucklefish была подчеркнуто размеренным, милым и расслабляющим симулятором сельской жизни. У Lazy Bear получился громоздкий, абсурдный симулятор клерка среднего звена, который ежедневно силится, но не может закрыть все задачи в таск-менеджере и от отчаяния прокрастинирует за ловлей виртуальной рыбы. Не стоит, однако, думать, что это совсем уж скучно. Даже наоборот: поначалу богатство возможностей в игре просто-таки окрыляет, и эффект увлекательной рутины сохраняется на многие часы. Не говоря уже о том, что работа фэнтезийного могильщика гораздо интереснее офисного рабства.

И все-таки через несколько десятков часов накатывает тоска. Такое же чувство, кстати, оставляла после себя Punch Club: в какой-то момент просто опускаются руки и хочется выключить игру от почти физического чувства переутомления. Возможно, фанаты медитативных игр и те, в ком живет внутренний огородник, не сочтут это серьезным препятствием. Но если вы покупаете игры ради веселого времяпрепровождения, подходите к Graveyard Keeper с большой осторожностью и запасом терпения: интересно будет, но не всегда.

Дата выхода 15 августа 2018 г.

Graveyard Keeper

PC (Windows), MAC, Xbox One
7.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
tinyBuild
Режимы игры
Одиночная игра
Модель распространения
Цифровая доставка
Дата выхода
15 августа 2018 (PC (Windows), MAC, Xbox One)
Системные требования
Минимальные
Intel core i5, 1.5 GHz, 4 GB ОЗУ, Видеокарта: 1 Gb
1 из картинок Открыть оригинал