The Boston Major 2016 Перейти
Где поиграть
Gray Matter: Призраки подсознания

Gray Matter: Призраки подсознания

Владимир Кириллов (редакция) 8.0

С трудом добравшийся до релиза проект Джейн Дженсен не поражает техническим совершенством, но предлагает захватывающее повествование в лучших традициях жанра.

Новой игры от легендарной Джейн Дженсен, автора серии Gabriel Knight, мы ждали 12 лет. Gabriel Knight 3 вышел в 1999-ом, а спустя 4 года Джейн анонсировала новый проект — Gray Matter. Но добирался он до публики с большими приключениями. Несколько раз игру то замораживали и отменяли, то воскрешали из небытия. Менялись разработчики, приоритеты и движки. В какой-то момент уже казалось, что Gray Matter так и останется в статусе долгостроя. Но все–таки игра добралась до финиша — прошлой осенью она вышла в Германии, а теперь вот и в остальном мире.

Чем богаты, тем и рады

Этот финишный рывок явно дался дорогой ценой: по всему заметно, что авторы (Джейн отвечала за сюжет и атмосферу, за все остальное — французы из Wizarbox, выпустившие в 2008-ом симпатичный квест So Blonde) вынуждены были экономить на всем. Здесь нет видеороликов (вместо них анимированные комиксы), крупных планов персонажей (ибо их лица не могут похвастаться нужным количеством полигонов) и анимации на уровне 2011 года. Технически игра во многом устарела.

Но недостаток бюджета авторы с лихвой компенсировали собственным капиталом — то есть старанием, умелыми руками, талантом и вкусом. Анимированные комиксы выглядят симпатичнее и стильнее иных видеороликов, а игровые локации нарисованы так здорово, что в памяти возникает только одно сравнение — с работами гениального Бенуа Сокаля в Syberia и Sinking Island.

Ну и вообще дотошный разбор графики, анимации и подсчет количества полигонов в случае с Gray Matter – занятие бессмысленное и глупое. В игре с таким сюжетом, музыкой, диалогами и персонажами обращать внимание на все это могут либо дотошные игровые журналисты, которых профессия обязывает, либо занудные придиры, которые из принципа хотят найти червоточину в прекрасном.

Помимо ключевых есть и бонусные задания. Общий прогресс в прохождении каждой главы отражается специальным графиком

Помимо ключевых есть и бонусные задания. Общий прогресс в прохождении каждой главы отражается специальным графиком

Лед и пламя

Притом сама фабула в Gray Matter достаточно проста. Несколько лет назад гениальный ученый-нейробиолог Дэвид Стайлс вместе с женой попал в ужасную катастрофу — супруга погибла, а сам он получил увечья, и теперь вынужден носить стальную маску на пол-лица. Сегодня доктор проводит эксперименты на человеческом мозге, пытаясь связаться с призраком любимой жены, чтобы жить, вспоминать и плакать вместе с ней в некоем ментальном, внутреннем мире.

Историй про то, как одержимый мужчина пытается воскресить, воплотить в ком-то или даже создать заново свою возлюбленную, пруд пруди и в играх, и в литературе, и в фильмах. Но Джейн Дженсен как писательница снова оказалась на высоте: вся эта центральная фабула обильно украшена узорными лоскутами интриг, интересных персонажей и параллельных сюжетных линий.

Начинаем мы игру не за Стайлса, а за симпатичную девушку готической наружности Саманту Эверетт, которая совершенно случайно устраивается к нему на работу в качестве ассистентки. Долгое время повествование строится на противопоставлении этих двух персонажей, каждый из которых отлично проработан. Саманта — душа компании, общительная, но умеющая постоять за себя, с острым языком и живым умом. К тому же она профессиональная иллюзионистка, выступающая под сценическим псевдонимом Леди Байрон. Доктор Стайлс же, напротив, замкнутый, мрачный и очень серьезный человек, который пытается подвести под свои эксперименты научную базу. Поначалу он вообще не принимает свою новую ассистентку всерьез.

У каждого своя душевная боль. Саманта — сирота, от родителей у нее осталась лишь одна фотография, которую девушка возит с собой. Тень ее прошлого все время где-то рядом, и это — еще одна интрига сценария. Стайлс же до сих пор переживает гибель жены. Джейн очень эмоционально нарисовала образ страдающего вдовца, горе которого перешло в одержимость: он везде видит следы присутствия жены, постоянно вспоминает о ней и старательно воскрешает памятные моменты из их семейной жизни.

Стайлс с нашей помощью продолжает свои опыты, а в это время Саманта начинает расследование странных событий, которые сопровождают эксперименты доктора и вскоре начинает подозревать, что за ними могут стоять его враги. В итоге прямолинейный вроде бы сюжет вырастает в настоящий детектив с элементами триллера и хоррора, который держит в напряжении до самого финала. Интересно следить и за тем, как Саманта пытается вступить в самый известный клуб иллюзионистов и проходит необходимые испытания — это отдельная сюжетная линия.

Не только портреты на стенах, но и сами локации хочется назвать произведением искусства

Не только портреты на стенах, но и сами локации хочется назвать произведением искусства

Смотри внимательнее

Сюжет, характеры и диалоги в квестах Джейн Дженсен всегда превалировали над загадками. То же самое и в Gray Matter: пазлы и вся квестовая механика выступают лишь средствами для продвижения сценария вперед, а не самоцелью. Поэтому здесь нет никаких заумных головоломок в духе Myst и ему подобных.

Играя в разных главах то за Саманту, то за доктора, мы в основном занимаемся тем, что собираем, комбинируем предметы и применяем их на активных точках. Проблема пиксельхантинга не стоит: все активные точки для удобства можно подсветить одним нажатием клавиши. Зато есть другая проблема — предметов на одном экране, как правило, много, и практически каждый из них нужно обязательно осмотреть. С одной стороны, для любителей квестов это только в радость: ко всему увиденному и пощупанному у наших героев находится выразительный комментарий, и все это работает на атмосферу.

С другой – авторы привязали к этому процессу само продвижение по сценарию. Если вы не осмотрите все, какая-то сцена может просто не запуститься. И ладно бы просто осмотреть — некоторые активные точки нужно прощелкать курсором несколько раз, причем не абы когда, а в нужное время, чтобы игра наконец засчитала действие. И логика в этом чувствуется далеко не всегда.

Учитывая, что мы можем свободно исследовать локации и перемещаться между ними (главное – получить информацию о нужном месте, и оно станет доступно на карте), а в дневнике нет четкого описания задач, подобные условности могут создать трудности в прохождении. Периодически просто непонятно, что нужно делать, куда идти и какую точку мы пропустили или повторно не осмотрели. Хорошо хоть на карте всегда видно, где мы уже совершили все возможные действия, а где остались важные дела — это помогает как-то ориентироваться.

Порой здесь встречаются очень забавные пазлы

Порой здесь встречаются очень забавные пазлы

Серое вещество

В остальном же с пазлами все хорошо. Осмотреть телефонную будку или книгу, чтобы занести номер себе в мобильник, а потом набрать его, выманить человека из кабинета и совершить проникновение со взломом, собрать ловушку и использовать ее на двери, получить доступ в библиотеку, чтобы вычитать нужную информацию — задачек много, они вполне разнообразны и отлично вписываются и в сценарий, и в бытовую логику.

Есть и более хитрые головоломки — где-то нужно настроить аппарат по прилагаемой инструкции, где-то найти спрятанный предмет, ориентируясь на витиеватое стихотворение, в котором зашифрованы подсказки. Но самое интересное — это магические фокусы, с помощью которых Саманта решает многие проблемы, отвлекая, заимствуя нужные вещи, производя впечатление и т.д. Чтобы провернуть такой трюк, мы должны сами составить его в специальном меню.

Во всем этом нет ничего особенно сложного, но и назвать игру примитивной язык не поворачивается. Скажем так: авторы выдерживают грамотный баланс. Ломать голову в муках здесь не придется, но и размять свое серое вещество в игре с соответствующим названием тоже придется.

Но, как уже было сказано, в Gray Matter главное не пазлы, а сюжет и атмосфера. Джейн Дженсен вновь сочинила очень эмоциональную и увлекательную историю, которую хочется растягивать и смаковать. Помог ей в этом ее муж, замечательный композитор Роберт Холмс, который снабдил игру великолепными лиричными мелодиями, создающими нужное настроение. И теперь у нас есть все основание ждать, что Джейн выполнит свое обещание и превратит Gray Matter в новую приключенческую серию.

Дата выхода

Gray Matter: Призраки подсознания

PC (Windows), Xbox 360
Альтернативное название: Gray Matter
8.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатели
Новый Диск, Lace Mamba Global
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows), Xbox 360)
Системные требования
Минимальные
CPU 1.4GHz, RAM 512MB (XP) / 1GB (Vista/7), GeForce 6200TC / Radeon 9800 Pro 128MB VRAM
Рекомендуемые
CPU 2.4x2GHz, RAM 1GB (XP) / 2GB (Vista/7), VRAM 256MB
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться