Halo 4

Алексей Карпенко (редакция) 8.5

Новая часть знаменитого научно-фантастического сериала с великолепным мультиплеером и странным сюжетом про инопланетные артефакты и космические войны

История Мастера Чифа грандиозно завершилась пять лет назад. Лжепророки пали, ковенанты отступили, и даже паразитический флад удалось побороть. Герой покоился бы спокойно на задворках галактики, если бы студия 343 Industries не продолжила сагу после разработчиков Bungie. То, что мы получили, тянет на звание самой противоречивой главы серии. Суперсолдат провалялся в криосне больше четырех лет, у Кортаны за это время прогрессировала цифровая форма шизофрении. Обоих персонажей, со свойственным им везением, занесло в сердце искусственной планеты «Реквием». Там их встретили механические прометеане во главе с Дедактом, представителем расы предтеч — той самой, которая построила космические кольца.

Все понятно: игре требовался новый злодей, тем более он уже давно маячил на горизонте. По сюжету выясняется, что предтечи воевали с людьми, и вообще с гомо сапиенсами не имеют ничего общего. Позвольте, но разве нам с 2001 года не талдычили, что люди и предтечи — космические родственники? Собственно поэтому инопланетные артефакты признавали Мастера Чифа и защищали его. Теперь оказывается, что древние покорители космоса — это пятиметровые клыкастые верзилы, которые в незапамятные времена грызлись с людьми за жизненное пространство. Как говорится, а мужики-то не знают. Вернее знают — по крайней мере те, кто читал тематические книги и комиксы. Halo — громадная вселенная, охватывающая промежуток в десятки тысячелетий, и непосредственно в играх показана лишь малая ее часть. Сценаристы Bungie умудрялись делать каждое игровое воплощение Halo понятным без тонны сопроводительной литературы, а вот сотрудникам 343 Industries это не удалось.

Трейлер не даст соврать — игра действительно смотрится настолько хорошо, насколько позволяет железо Xbox 360

Основная проблема четвертой части в том, что она не состоятельна как отдельное произведение. Не читали цикл The Forerunner Saga? Тогда для вас сюжет Halo 4 будет конфликтовать с первыми тремя Halo и мультфильмами из сборника Halo Legends, которые рассказывают историю предтеч. Сценаристы не удосужились раскрыть подробнее важные моменты сюжета. Ковенанты, например, опять развязали войну. С чего вдруг? «За 4 года многое могло измениться», — сообщает Кортана. Исчерпывающее объяснение, дорогая, — вы тогда сами постреляйте в синекожих бармаглотов, а мы пойдем закопаемся в Википедию. Пророки из предыдущих частей были мудрецами-фанатиками, которые водили ковенантов за нос и принуждали нападать на людей. Дедакт же сам воин и обладает огромной силой, но балаболит, словно школьница по мобильному, и в стиле мультяшных злодеев полощет Чифу уши. Странное поведение для могущественного владыки галактики, не находите?

В общем, Halo поглупела и частично утратила свою уникальность. Это касается и режиссуры. В игре появились предварительно отрендеренные видеоролики очень высокого качества. Вот только что они показывают — эпические батальные сцены с драматичными ракурсами? Если бы. Финальный ролик демонстрирует двух человек, болтающих у иллюминатора. Сомневаемся, что ради этого требовался многомиллионный бюджет. К счастью, разработчикам удалось сохранить ощущение тайны, которое испытываешь во время путешествия по миру Halo. Благодаря этому наблюдать за событиями все еще интересно. Плюс, несмотря на то, что играть нужно за Чифа, ключевая фигура Halo 4 вовсе не он, а его вечная спутница Кортана. Сценаристам неплохо удалось передать ее безумие и жертвенную любовь к подопечному спартанцу. Странный тандем героев остался украшением сериала. С этим у новой части проблем нет.

Любая Halo — это шутер с элементами песочницы и атмосферой научно-фантастического эпика. В Reach все элементы были доведены практически до совершенства. В свою очередь, Halo 4 делает несколько шагов назад — к самым истокам серии. Больше всего она похожа на первый выпуск — как с точки зрения сюжетных ходов, так и в отношении игрового процесса. Обе игры начинаются с того, что Чиф просыпается на космическом корабле и практически сразу вступает в бой. Затем следует неудачное приземление на инопланетное сооружение, и дальше, как под копирку: джунгли, странные руины, заснеженные горы и т. д. Сходство только усиливается, когда обнаруживаешь, что спартанец разучился палить с двух рук и понимать язык ковенантов. Наконец, в четвертой части вернулись одинаковые коридорные локации — бич ранних частей Halo.

Главная претензия фанатов — странный дизайн персонажей: из утонченной полупрозрачной кибербогини Кортана превратилась в щекастую истеричку

По ходу кампании открываются новые особенности игры, в том числе весьма удачные. Гвоздь программы — прометеане. Впервые в Halo введен кардинально новый тип противников, которые обладают толстой шкурой и убийственной огневой мощью. Это касается и мелких собакообразных монстров, которые нападают в огромных количествах, и летающих дронов с защитным экраном, и местной пехоты — рыцарей. Бороться с ними сложно, а главное — интересно. Приходится лавировать, комбинировать несколько типов оружия и просчитывать ситуацию на несколько ходов. Даже на низком уровне сложности прометеане редко прощают ошибки. Кроме того, ускорился темп игры. Джон быстрее движется, оружие стало чуть скорострельнее, а противники постоянно меняют позиции.

Есть, правда, одна нехорошая особенность: самой распространенной задачей оказывается отключение или активация трех рубильников. Необходимо вырубить генератор помех или запустить реактор? Щелкните три рубильника! Вот она — инопланетная технология, перед которой пасует вся галактика. Из-за нее почти каждая миссия завершается тем, что вы видите затянутую в перчатку руку героя, которая нажимает зеленую клавишу. Увы, кампания стала совсем линейной. В Reach, например, на каждую миссию приходилось по четыре способа прохождения. Halo 4 зачастую ограничивается единственным вариантом, да и интересных ситуаций маловато. Даже транспорт редко удается использовать по назначению. Скажем, дают вам быстроходного Призрака — вы предвкушаете автопробег по огромной локации с расстрелом врагов из бортовых орудий. На деле же перед вами —очередной длинный коридор. И зачем, спрашивается, нужна машина?

Кажется, новые разработчики умудрились напортачить буквально везде. На самом деле, это не так. Во-первых, игра красива: текстуры, световые эффекты, модели персонажей — Halo еще никогда не выглядела настолько классно. На месте кораблекрушения из земли торчит гигантский скелет звездолета, а через клубы дыма эффектно пробиваются лучи солнца. Летающая крепость Дедакта — царство светящихся вертикальных тоннелей, а уж какими получились джунгли! Во-вторых, разработчики реализовали несколько захватывающих моментов, вроде гонки на Призраке сквозь рушащиеся скалы. Впервые в серии вам дадут управлять десантным Пеликаном с полным боекомплектом. Еще одни немаловажный момент — игра сохранила фирменную атмосферу Halo и эстетику сериала, за которую его и полюбили многие поклонники шутеров.

В тех местах, которые вы должны быстро проехать на транспорте, детализация пейзажа снижена — мелочь, но впечатление может подпортить

В любом случае одиночная кампания получилась спорной, зато мультиплеер — объективно лучший в жанре. Мы уже делились впечатлениями от сетевых режимов, поэтому можем лишь повторить сказанное. Кооператив с отдельным сюжетом и видеороликами растягивается на несколько недель, как хороший фантастический сериал. В многопользовательских соревнованиях правят те, кто знает особенности оружия и техники. Кто-то пробивается с пулемету к джипам, другие залегают повыше со снайперской винтовкой, а третьи давят соперников новыми игрушками — боевыми роботами с гранатометом и пулеметом. Уже сейчас все сбалансировано и выверено до мелочей, а битвы опытных игроков напоминают хорошо поставленные боевики. Вот и получается, что одиночный режим тянет на семерку, а замечательный мультиплеер позволяет добавить к итоговой оценке полтора балла.

Напоследок, о самом грустном. Русская адаптация Halo 4 напоминает перевод игр, выполненный пиратами в позапрошлом десятилетии. Система диагностики корабля оповещает, что орудия включены, а русская озвучка утверждает, что выключены. Но это еще цветочки. Кортана предлагает Мастеру Чифу посмотреть наверх — туда, где находится рычаг открытия криокапсулы. В русском варианте она бросает: «Чиф, гляди». То есть до вас не доносят суть поставленной задачи, а это уже повод схватиться за топор. В начале игры можно спуститься по лестнице, и у терминала послушать историю Halo. Знаете, как переведено название артефакта «Ark»? Арка! Вот бы удивился библейский Ной, если бы узнал, что строит не ковчег, а всего лишь архитектурное перекрытие. В одном из эпизодов Кортана докладывает Чифу: «Готовлю для нас истребитель Палаш на палубе С-11». Русский дубляж выдает шедевр: «Размахиваешь палашом на уровне С-11». Ну да, перевод точный, только подстрочный.

Миссия с полетом на Пеликане — лучшая во всей кампании

Последний гвоздь в крышку гроба русской версии вколачивают актеры. Они не то что в образы героев не попадают, а переворачивают их с ног на голову. Мастер Чиф ведь терминатор, который остается невозмутимым, даже если голышом шлепается с третьего этажа на поросль кактусов. Кортана — воплощенное чувство юмора с неиссякаемым запасом колких ремарок. Но озвучивший Чифа русский актер пытается быть драматичным. Когда закованный в броню солдат дрожащим голосом восклицает: «Нет, подожди!», хочется швырнуть в экран геймпад. Попытки имитировать сарказм говорящей за Кортану девушки не менее жалки, чем аналогичные потуги Шелдона из сериала «Теория большого взрыва». В сочетании с убойным текстом вылезают такие перлы, что Станиславский, наверное, приговорил бы актеров к смертной казни — вместе со звукорежиссером.

Новая Halo — огромный проект, в котором довольно спорная одиночная кампания сочетается с эталонным мультиплеером и кооперативным режимом. Когда-нибудь новый коллектив разработчиков дорастет до профессионального уровня Bungie. Пока же они в стремлении угодить всем и каждому перепутали каноны сериала и допустили ряд ошибок в дизайне. Какой фрагмент игры ни возьми, сложно остаться равнодушным: сначала хочется восхищаться, а в следующее мгновение — скрипеть зубами от разочарования. Вот и думайте, что же такое Halo 4 — новый этап развития франчайза, его своеобразный перезапуск или наглядное доказательство того, что Мастеру Чифу в самом деле пора на пенсию? Однозначного ответа нет.

Над материалом работали Алексей Карпенко и Олег Гаврилин

***

Скачать Halo 4 можно в Xbox Live.

Смотрите также
Halo 4 — демонстрация арсенала UNSC
Трейлер
Halo 4 — демонстрация арсенала UNSC
Halo 4 — релизный трейлер с геймплеем (русские субтитры)
Трейлер
Halo 4 — релизный трейлер с геймплеем (русские субтитры)
Halo 4 — релизный трейлер от режиссера Дэвида Финчера
Трейлер
Halo 4 — релизный трейлер от режиссера Дэвида Финчера
Дата выхода

Halo 4

Xbox 360
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Microsoft Game Studios
Режимы игры
Однопользовательский режим, Игра в интернете, Кооператив
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
(Xbox 360)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться