Halo: Reach

Роман Епишин (редакция) 9.0

Тут есть все, чтобы натурально «залипнуть» в живописных горах Рича на недели и месяцы.

Трофейный энергетический меч позволяет одним взмахом умерщвлять противников

В мифологии Halo битва за Рич и последующее падение планеты — это величайший удар конгломерата инопланетных рас Ковенант по человечеству. Именно на Риче люди готовили элиту своей армии, так называемых cпартанцев — генетически усовершенствованных воинов, способных на такие подвиги, какие простому смертному не привидятся даже в пьяном бреду. Главную роль в трилогии Halo играет так называемый Мастер Чиф, формально последний из спартанцев, выживший после бойни на Риче в 2552 году.

Финал Halo: Reach, таким образом, известен с самого начала. Но осознание того, что все неизбежно закончится плохо, отнюдь не мешает проникнуться историей и погрузиться в ее стремительный поток по самую макушку. В этот раз сценаристы Bungie написали, пожалуй, самый драматичный сюжет в истории сериала.

Элитные сражения

В предыдущих эпизодах, за исключением Halo 3: ODST, в центре событий оказывался единственный в своем роде супервоин, заступник человечества и гроза инопланетян. Бой за боем он героически вышибал из пришельцев синие мозги, один за другим расстраивая коварные планы Ковенанта. Но здесь, у истоков фантастической саги, все обстоит иначе.

Кампания начинается с простой спасательной операции, которая перерастает в кровопролитную войну планетарного масштаба. И в этот раз жертвы грандиозного противостояния показываются почти без купюр. То и дело взвод, в котором служит главный герой (или героиня — решать игроку), натыкается на тела замученных солдат и простых фермеров. Смерть в разных обличьях из каждого угла буравит взглядом спину.

Тяжелую, гнетущую обстановку дополняют гигантские крейсеры Ковенанта, зависшие в некогда мирном небе Рича. По части режиссуры команда Bungie ни в чем не уступает мастерам из Infinity Ward. Размахом батальных сцен и тщательной проработкой декораций Halo: Reach сравнима с Call of Duty: Modern Warfare 2. Пока пехота яростно дерется на земле, высоко над ее головой кружат и взрываются под плотным огнем вражеские истребители «Баньши». Красиво полыхают синим пламенем десантные корабли пришельцев, величественно падает в океан подбитый крейсер.

Даже излюбленному приему Infinity Ward — от первого лица показывать, насколько нелегко приходится герою, здесь нашлось применение. Когда здоровенный элит (что-то вроде офицера-инквизитора у Ковенанта), распахнув все четыре челюсти, размахивает энергетическим мечом у тебя перед носом, действительно испытываешь некоторое напряжение. И это все отнюдь не показуха — битвы с управляемыми искусственным интеллектом врагами действительно требуют расчетливости и концентрации.

В боях герою помогают соратники

Братья по разуму

Противники в Halo никогда не были простофилями и всегда заставляли игрока бороться за жизнь. Впрочем, писклявые гранты — персонажи по-прежнему комедийные. Коротышки забавно размахивают лапками, потешно охают, ахают и вообще больше паникуют, чем сражаются. Зато все остальные бойцы неприятельской армии представляют реальную угрозу. Одни прячутся за энергетическими щитами, другие лихо запрыгивают на крыши и верхние этажи зданий, как цефалопод из первой части «Людей в черном».

На вершине же вражеской иерархии разместились пресловутые элиты. Схватка даже с двумя такими офицерами сродни шахматной партии, в которой принимать решения нужно за считанные мгновения. Враги грамотно преодолевают препятствия, умело выбирают укрытия, чтобы спрятаться от шквального огня, и отлично используют все особенности окружения. Если поблизости есть здание, пришелец наверняка попробует спрятаться внутри, чтобы вести оттуда прицельную стрельбу. Ну а если ему подвернется брошенный кем-то «Призрак» (летающий мотоцикл с плазменными пушками), элит не преминет им воспользоваться.

Соратники героя — в Reach всегда есть братья по оружию — в целом под стать ему. Они хорошо стреляют, не стоят на месте, умеют пользоваться стационарными орудиями. Правда, водят по-прежнему, как курсант автошколы на первом занятии. Доверять им баранку армейского джипа все равно, что играть в русскую рулетку. Если повезет, поездка будет стремительной и веселой, с ураганной пальбой из пулемета и парой намотанных на шины грантов. Ну а если фортуна повернется затылком, то горе-водитель увязнет где-нибудь в камнях и станет бестолково буксовать, подставляя машину под удар неприятеля.

Повоевать удаcтся даже на орбите планеты

Пятое колесо

Баталии вызывают щенячий восторг не только из-за разумных противников и качественной режиссуры, но также благодаря виртуозному дизайну ландшафтов. Использовать в данном случае мертвое слово «уровни» просто кощунственно. Перестрелки разгораются на грядках с овощами и в аккуратных фермерских домиках, в крупных поселениях, промышленных зонах и дикой местности с завораживающими горными пейзажами. Таким видам самое место в рамке на стене, но, отдав должное красоте, авторы не забыли о практичности.

Местность спроектирована таким образом, что тактические возможности всегда огромны. Заходить с тыла, атаковать с флангов, занимать господствующую высоту, вести снайперский огонь, идти в рукопашную, использовать технику — выбор за игроком. Войну никто не пытается ставить на рельсы, мол, вот здесь мы подеремся, а вон там немного постреляем. Как вести бой, каждый решает сам.

Впрочем, все это верно и для предыдущих эпизодов серии за исключением, может быть, того же ODST, но у него была своя специфика. Чего не было ни в одном Halo, кроме Reach, так это специальных возможностей брони. Разработчики пошли по стопам Crytek с ее Crysis и превратили скафандр героя в мощный многофункциональный комплекс. Правда, напичкать его всем сразу нельзя. Костюм оснащается лишь одной особой функцией, и при желании попробовать новую примочку старую придется выкидывать.

Первая доступная в игре спецспособность — это кратковременное ускорение. Подойдет тем, кто предпочитает смертоносным смерчем носиться по полю боя, полагаясь на скорость и реакцию. Впоследствии в арсенале появляется усиление защитного поля, голографический двойник и даже реактивный ранец, позволяющий взмывать в воздух и обстреливать врага сверху. Таким Halo себе едва ли кто-то представлял, и Bungie здорово рисковала, добавляя к телеге пятое колесо. Однако в данном случае оно встало как родное — теперь непонятно, как раньше можно было обходиться без всех этих трюков. Особенно в мультиплеере, который по праву считается визитной карточкой серии.

Финальный аккорд

В Reach к списку знакомых режимов добавился Invasion, где нужно сражаться за контрольные точки. Из ODST вернулся полюбившимся многим Firefight, где четверо игроков отражают накатывающие на них волны бойцов Ковенанта. Причем в этот раз режим можно настраивать под свои предпочтения — вплоть до таких мелочей, как сила притяжения. А если кому-то этого не хватит, творческие эксперименты можно продолжить в редакторе уровней Forge. Режим совместного прохождения, ставший уже правилом хорошего тона в шутерах, тоже на месте.

Вообще, тут есть все, чтобы натурально «залипнуть» в живописных горах Рича на недели и месяцы. Авторы умудрились органично вплести в игру даже полноценные космические битвы, не говоря уже о разухабистых поездках на танках, реактивных прыжках и драках на энергетических мечах. Причем в этот раз вкусить все прелести сумасшедших сражений могут даже новые игроки, ранее по недосмотру и преступной халатности в сети Halo не попадавшие. Ведь Reach — это приквел, а значит, события оригинальной трилогии, финал которой датируется 2553 годом, еще впереди…

Дата выхода 14 сентября 2010 г.

Halo: Reach

Xbox 360
9.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Microsoft Game Studios
Режимы игры
Сплит-скрин
Мультиплеер
Модель распространения
дисковый ритейл
Сайт
Дата выхода
16 сентября 2010 (Xbox 360)
14 сентября 2010 (Xbox 360)
14 сентября 2010 (Xbox 360)
15 сентября 2010 (Xbox 360)
14 сентября 2010 (Xbox 360)
1 из картинок Открыть оригинал